Облака в России — пока для некритичных сервисов

63% опрошенных компанией DEVbusiness.ru ИТ-директоров признают, что облака будут играть важную роль в ИТ-стратегии их организации в течение ближайшего года. В некрупных компаниях доля облаков достигает 87%. Более 60% заявляют, что уже эксплуатируют те или иные виды облаков. 37% из них используют услуги зарубежных поставщиков, а 50% полагаются на российских провайдеров. У подавляющего большинства участников доля затрат на облачные услуги оценивается как не превышающая 25%, а у 47% — не превышает 10%.

Первая тройка ответов относительно преимуществ облачных технологий — лучшая масштабируемость, разгрузка ИТ-персонала и повышение мобильности пользователей — постоянна на протяжении уже трех лет. По мнению Михаила Козлова, директора по развитию бизнеса ActiveCloud, из этого можно сделать вывод, что ключевые ценности облака среди ИТ-директоров и ИТ-менеджеров давно сформулированы маркетинговыми усилиями поставщиков и не меняются. Такие преимущества облаков, как переход ИТ-департамента к модели внутреннего поставщика ИТ-услуг и повышение прозрачности ИТ, не пользуются популярностью. Наиболее важными критериями выбора поставщиков облачных услуг на протяжении последних двух лет неизменно называются высокая доступность, отказоустойчивость и масштабируемость.

Когда речь идет о проблемах облаков, по-прежнему отмечаются проблемы интеграции облаков друг с другом и существующими приложениями. Любопытно, что по итогам 2013 года безопасность покинула тройку вопросов, вызывающих озабоченность, но в 2014 году вернулась на третье место.

«Критерии выбора поставщиков удивляют: неужели никто не упомянул в числе критериев выбора максимальную безопасность хранения данных, защиту информации, уровень соглашения о конфиденциальности?» — отмечает Виктор Федько, начальник управления ИТ МПО им. Румянцева, в рамках дискуссии «Что CIO думают про облака?» на портале Global CIO. Похоже, безопасности в целом уделяется не так уж много внимания. Кроме того, вызывает вопросы отсутствие внимания к месторасположению облачного ЦОД, а ведь сейчас такой критерий становится достаточно весомым.

«Могу объяснить этот парадокс только одним — никто из опрошенных, используя ИТ как услугу, не держит в облаке критически важные данные», — продолжает Федько. Видимо, они предпочитают использовать облако по минимуму, лишь для самых простых сервисов (почты, документооборота, коммуникаций) или в качестве резервного ЦОД.

«Как правило, компаниям нужны мощности, так как в реальном варианте они стоят гораздо дороже, и эти мощности нужны для некритичного к конфиденциальности сервиса», — согласен Владимир Когут, руководитель службы ИТ клиник «РеутДент» и «ДентБлан». Расположение площадки ЦОД не слишком критично, так как при необходимости перенос ресурсов занимает минимальное время. Дело в том, что многое зависит от доверия к поставщикам. Оно может основываться не столько на заявленных характеристиках, сколько на личном опыте. Либо на информации «сарафанного радио» — через коллег. «Я знаю трех поставщиков, их возможности, ресурсы и кое-какую кухню, их сильные и слабые стороны, имевшие место «косяки» и просчеты», — говорит Когут.

«Я считаю, что в нашей реальности основная идея облака — это вынести данные куда подальше, чтобы до них не добрались в случае чего», — отмечает Дмитрий Тепляков, ИТ-директор компании «Донбасс Арена». Конечно, высокая доступность сервиса — это здорово, но у облаков появляются дополнительные точки отказа в виде интернет-каналов или сервисных работ в то самое время, когда сотрудники готовят отчеты. Гибкость тоже удобна, но современные возможности серверов позволяют при относительно небольших затратах получить приличный запас по мощности и обеспечить эту необходимую гибкость.

«В облаках очень много подводных камней, и не все так гладко», — резюмирует Тепляков. Например, чтобы получить реальную надежность в облаках Azure, надо организовывать кластер.

«Потребности ИТ-директоров мелких компаний и гигантов типа «Газпрома» или «Лукойла» принципиально различны. К сожалению, многие не понимают, что для крупных компаний хранение даже почты вне организации недопустимо», — высказывается Максим Скидан, начальник ИТ-отдела компании «СервисПартнер». По его мнению, все облачные модели возникают лишь из-за недостатка компетенций. Если компания не может нанять квалифицированный дорогой персонал, то ей прямая дорога в SaaS.

«Некорректно оценивать уровень «облачности» компании по доле в затратах на ИТ», — убежден Михаил Лебединский, директор по ИТ компании «Термопал». Ведь одной из главных целей внедрения облаков является как раз снижение этих затрат. Например, в «Термопале» в облаке находятся системы ERP и BI, что составляет примерно 80% всей ИТ-функциональности. Между тем затраты на облако не превышают 5% общих затрат на ИТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF