Рынок высоких технологий

Законодательство и конкуренция помогут развитию рынка коммерческих ЦОД

Согласно оценкам iKS-Consulting, в 2014 году российский рынок ЦОД вырос почти на 30% и составил 11,9 млрд руб. Одним из ключевых факторов роста рынка стал ввод в эксплуатацию новых площадок.

На рынке российских коммерческих ЦОД наблюдается усиление конкуренции, в том числе за счет снижения цен. Услуги ЦОД в России предоставляют более 180 крупных и средних операторов. При этом 10 крупнейших компаний контролируют около половины рынка, все они имеют московские площадки.

Как отмечают аналитики, потенциал роста рынка ЦОД далеко не исчерпан: на сегодня Россия занимает лишь 0,2% мирового рынка. Не в последнюю очередь это объясняется низкими затратами на ИТ — в разы меньшими, чем на развитых рынках.

Ожидается, что к 2018 году объем рынка вырастет почти вдвое и превысит 26 млрд руб. Одним из ключевых факторов роста рынка станут законодательные инициативы, требующие хранения персональных данных на территории России. На рынок выйдут еще несколько новых игроков. Ужесточающееся законодательство в финансовой и банковской сфере, а также растущая конкуренция будут подталкивать все большее число компаний пользоваться услугами коммерческих ЦОД.

Компании обращают внимание на скорость и стоимость печати

В третьем квартале 2014 года российский рынок печатных устройств сократился почти на 5% в натуральном и на 14% в денежном выражении. Согласно оценкам IDC, объем закупаемых монохромных лазерных принтеров сократился на 9%, а монохромных лазерных МФУ — примерно на 6%. Стоит отметить, что положительная динамика была отмечена в среднем и высокопроизводительном сегментах, а поставки цветных лазерных МФУ выросли очень серьезно — приблизительно на 30%.

Данная динамика рынка показывает, что покупательная способность домашних пользователей и малого бизнеса значительно упала из-за экономических проблем, однако средний и крупный бизнес по-прежнему продолжают модернизировать парк печатного оборудования. При этом особое внимание уделяется эффективности и производительности приобретаемых устройств. Именно поэтому продажи многофункциональных устройств с улучшенным показателем совокупной стоимости владения продолжают превалировать над продажами принтеров как в черно- белом, так и цветном сегментах. Заказчики скорее отдают предпочтение лазерному оборудованию для рабочих групп с высокой скоростью и меньшим показателем совокупной стоимости, нежели персональным устройствам.

Аналогичная тенденция наблюдается на рынке струйной техники: зафиксировано угасание интереса к устройствам начального ценового сегмента, и в то же время наблюдается двузначный рост поставок устройств с высокой скоростью и улучшенным качеством печати в высшем ценовом сегменте (например, линейка HP OfficeJet).

Техника безопасности

Главным источником угроз считают собственный персонал

Как показало исследование, проведенное Ernst & Young, 59% компаний называют обеспечение непрерывности бизнеса и восстановление после катастроф главным приоритетом в области информационной безопасности своих организаций. При этом проведение расследований компьютерных преступлений и управление уязвимостями имеют для большинства компаний лишь среднюю степень важности.

69% участников исследования считают сотрудников компании основным источником угроз, а второе место отводят внешним подрядчикам. 40% признали, что не в состоянии обнаружить комплексные целевые кибер­атаки. В России отмечены как схожие тенденции, так и некоторые отличия от международной практики. Например, и российские, и зарубежные участники считают своих сотрудников основным источником хакерских атак.

Особенно тревожит аналитиков тот факт, что значительное число компаний не могут обнаружить целевые кибер­атаки и не имеют классификацию инцидентов информационной безопасности в соответствии с уровнем угрозы. Для изменения такого положения организациям необходимо уделять больше внимания не выявлению угроз или реагированию на них, а превентивным и ответным мерам, которые существенно снизят вероятность успешного проведения кибератак.

Большой бизнес — большие потери: 20 миллионов за инцидент

Средний ущерб для крупных предприятий от одного серьезного инцидента информационной безопасности составляет 20 млн руб. — такая оценка получена в результате совместного исследования, проведенного «Лабораторией Касперского» и B2B International. Малый и средний бизнес в аналогичных ситуациях терпит меньшие, но, с учетом масштабов, не менее весомые для себя убытки. Показатель среднего ущерба за прошлый год в сегменте SMB вырос на 15%, а у крупных компаний, наоборот, снизился на 15%.

Убытки от инцидента складывались из расходов на профессиональные услуги (внешних ИТ-специалистов, юристов и прочих), репутационных потерь, упущенных возможностей, а также ущерба от вынужденного простоя инфраструктуры компании и приостановки бизнес-процессов.

С использованием полученных данных была рассчитана средняя сумма финансового ущерба в результате успешной атаки злоумышленников.

В случае крупных компаний речь идет о 20 млн руб., а в SMB-сегменте — примерно о 780 тыс. руб.

Как подчеркивают аналитики, в разных бизнес-сегментах наблюдается разное отношение к информационной безопасности. Представители крупных организаций лучше осведомлены о необходимости защиты конфиденциальной информации, и их усилия по решению данной задачи ощутимы. Некрупные компании, напротив, зачастую беспечны, что приводит к увеличению средней суммы ущерба. Возможно, их бездействие является следствием ошибочной уверенности в том, что комплексная защита — это дорого и сложно.

Атакуют всех

Доля компаний, столкнувшихся с внешними киберугрозами за последние 12 месяцев, выросла и вплотную приблизилась к 100%. Согласно результатам исследования, проведенного B2B International, самую значимую внешнюю угрозу по-прежнему представляют вредоносные программы — именно они стали причиной инцидентов у 77% опрошенных. Второй по опасности внешней угрозой компании указали спам, что неудивительно, так как зачастую спам содержит вложения тех же вредоносных программ. Среди главных изменений стоит отметить рост показателя DDoS-атак: в этот раз под удар попали 18% компаний. Также существенно выросла доля корпоративного шпионажа, в основном за счет сильного увеличения доли подобных инцидентов в крупных организациях — до 32%.

Одним из основных последствий успешной кибератаки, вне зависимости от ее типа, становится потеря организацией важной информации. В 2014  году успешность внешних атак возросла: четверть компаний признали, что теряли данные. При этом атаки с использованием вредоносных программ являются не только самыми распространенными, но и самыми ощутимыми: они приводили к утечке бизнес-информации в 46% случаев. Еще в 19% инцидентов потери данных происходили в результате промышленного шпионажа, а в 14% случаев компании теряли информацию из-за фишинговых атак.

Целенаправленные атаки — самые практичные

В 2015 году ожидается глобальное распространение целенаправленных атак, причем особому риску будут подвергаться компании финансовой сферы. Как отмечают в Trend Micro, киберпреступникам удалось достичь особенно заметных результатов в США. Количество новых атак будет расти, и они появятся там, где ранее не отмечались.

У экспертов вызывает удивление скорость и жестокость мер, к которым прибегают преступники для кражи информации. Хакеры начинают рассматривать целенаправленные атаки как наиболее практичный путь проникновения в организацию.Значительное повышение уровня угроз ожидает банковскую сферу, прогнозируется увеличение числа уникальных кибер­атак, нацеленных на банки и другие финансовые организации. В связи с этим финансовым учреждениям придется внедрять двухфакторную идентификацию для своих онлайн-сервисов.

Наконец, ожидается рост использования уязвимостей «умных» устройств, таких как камеры, различные бытовые системы и телевизоры. Киберпреступники все более агрессивно атакуют эти платформы и организации, управляющие их данными. Производители устройств выпускают все больше интеллектуальных систем, однако в погоне за спросом не всегда успевают предусмотреть вопросы безопасности. Поэтому киберпреступники все чаще будут находить уязвимости и использовать их в своих целях.

Управление

Руководитель ИТ-отдела

Исследовательский центр портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «Руководитель ИТ-отдела». Должностные обязанности руководителей ИТ-отделов включают планирование, управление и контроль работы вверенного подразделения компании. Данные специалисты ответственны за обеспечение бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры и ее технологическое развитие. Руководители ИТ-отделов участвуют в бюджетировании, организуют техподдержку пользователей, руководят закупкой программного обеспечения и компьютерного оборудования, разрабатывают проектную и техническую документацию, а также внутренние регламенты.

Средние рыночные зарплатные предложения для руководителей ИТ-отделов в Москве составляют около 165 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге — 120 тыс. руб.

От соискателей, впервые претендующих на должность руководителя ИТ-отдела, требуется наличие высшего образования и стажа работы в сфере ИТ не менее трех лет. Кандидаты должны иметь опыт программирования, администрирования и технической поддержки Windows- и *nix-систем, знать сетевые технологии и протоколы, методы защиты информации. Зарплата, которую предлагают начинающим руководителям ИТ-отделов, в Москве составляет от 70 до 85 тыс. руб.

На небольшую прибавку к окладу могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей работы в ИТ от одного года. Ключевые требования к таким специалистам — наличие хороших организаторских и управленческих навыков, опыт разработки технической документации. Их оклад в московских компаниях возрастает до 100 тыс. руб.

Опыт руководящей работы в сфере ИТ более двух лет, наличие портфолио успешно реализованных проектов, дополнительное образование в ИТ — таким требованиям необходимо соответствовать претендентам на более высокий доход. От кандидатов также требуется знание практик ITIL, тенденций и направлений развития ИТ-отрасли. Специалисты с соответствующими компетенциями могут рассчитывать на доход до 250 тыс. руб.

Опытные руководители ИТ-отделов со стажем работы более пяти лет, ранее участвовавшие в разработке и реализации ИТ-стратегии компании, зарабатывают в московских компаниях до 350 тыс. руб. в месяц, а в Северной столице — до 300 тыс. руб.

Бизнес-технологии

Низкая доступность данных обходится в миллионы

82% ИТ-директоров признают, что неспособны удовлетворить потребность в постоянном доступе к ИТ-инфраструктуре. Как явствует из исследования, опубликованного Veeam, ограниченная доступность приводит к прямым потерям (ежегодные убытки предприятий от сбоев в работе приложений составляют более 2 млн долл.), а также к снижению производительности и потере данных из-за невозможности их восстановления.

Глобализация экономики требует от предприятий тесной работы с партнерами, заказчиками и другими заинтересованными сотрудниками, находящимися в различных часовых поясах. Кроме того, возрастают требования к доступности ЦОД независимо от их фактического месторасположения. 81% компаний реализуют проекты модернизации ЦОД, направленные на обеспечение их круглосуточной доступности.

Как подчеркивают эксперты Veeam, многие компании оказались заложниками навязанного им ИТ-индустрией ложного представления о том, что простои — это неизбежность, а концепция непрерывного бизнеса — всего лишь несбыточная мечта. По их словам, не пройдет и пяти лет, как тема доступности приложений потеряет актуальность.

Пользователи SAP требуют упрощения ИТ-ландшафта

Около 60% пользователей решений SAP считают возможным дальнейшее расширение их применения, однако необходимым условием для этого должны стать рационализация и упрощение ИТ-ландшафта.

Как следует из отчета Fujitsu KISS Report, «упрощение» является фундаментом для улучшений во многих других областях (снижение затрат, повышение гибкости, гармонизация), поэтому его нельзя считать всего лишь одним из модных слов в бизнесе. Например, 87% ИТ-директоров полагают, что аутсорсинг поддержки, хостинг и облачные сервисы позволяют упростить внутренние процессы.

Диаграмма

Бизнес-требования, предъявляемые компаниями к решениям SAP, заметно различаются в зависимости от рынка. В среднем каждый заказчик высказал четыре ключевых требования. Чаще всего упоминались повышение эффективности, улучшение или ускорение обслуживания внешних заказчиков, рационализация приложений и поддержание непрерывности бизнес-процессов.

Также респонденты отмечали серьезные проблемы при интеграции систем и миграции данных. При обсуждении ключевых факторов успешной трансформации ландшафта SAP указывались необходимость поддержки внутренних ресурсов (в частности, при управлении проектами) и достижение требуемого уровня знаний внутри компании.

Переход на ЭДО: проблемы реальные и мнимые

Оборот бумажных документов между российскими компаниями составляет не менее 10 млрд экземпляров в год. С учетом затрат на печать, хранение и доставку объем рынка оценивается экспертами Docflow примерно в 500 млрд руб. в год. Интерес к обмену электронными документами со стороны бизнеса очевиден — количество электронных документов и компаний, вовлеченных в юридически значимый электронный документооборот, ежеквартально увеличивается в полтора раза. Дополнительным фактором ускорения процесса стал налог на добавленную стоимость. С 2015 года изменится порядок его декларирования: в составе декларации по НДС необходимо будет передавать сведения из книг покупок, продаж, журналов учета счетов-фактур.

Казалось бы, созданная законодательная и технологическая база позволяет компаниям совершенно отказаться от бумаги — общаться с государством исключительно через Интернет, заключать сделки в электронном виде, информацию для принятия решений получать прямо с рабочего места. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многие компании не решаются перейти на ЭДО.

Самая частая причина отказа от ЭДО — высокие риски претензий конт­ролирующих органов. Действительно, до сих пор нет четкого определения, что такое электронный документ, нет порядка заверения таких документов, хранения и уничтожения. Но это не создает значимых препятствий к применению электронных документов. Для компании важно подтвердить хозяйственную операцию первичными документами, оформленными по законодательству РФ. Никаких запретов на оборот электронных документов не существует.

Не является неодолимой преградой и отсутствие роуминга между операторами. Например, СКБ «Контур» и «Корус Консалтинг» уже более года назад подписали роуминговое соглашение. Кроме того, более половины компаний главной сложностью называют интеграцию информационных систем с системами документооборота. Однако крупные игроки рынка в состоянии предложить бизнесу коробочные решения для наиболее распространенных систем.

Что же касается нежелания партнеров переходить на ЭДО, то ситуация на рынке постепенно меняется. Все больше компаний откликаются на приглашение обмениваться электронными документами. Здесь существенную помощь может оказать оператор. Крупные игроки рынка работают с большим количеством компаний и могут оказать содействие в привлечении контрагентов.

Мобильные технологии изменяют финансовую отрасль

Широкое проникновение мобильных технологий в финансовую сферу очень быстро меняет структуру отрасли, позволяя небольшим компаниям-старт­апам занимать существенную долю рынка, опережать в ряде сегментов крупных игроков. Самыми заметными тенденциями в этой области в исследовании, проведенном форумом «Открытые инновации», названы развитие услуг мобильного эквайринга, расширение использования планшетов для услуг мобильного банкинга и развитие рынка кредитования между физическими лицами.

Направление мобильного эквайринга (mPOS-решения) — одно из наиболее быстрорастущих в финансовом секторе. Ожидается, что в перспективе планшеты с подключенным mPOS-терминалом полностью вытеснят контрольно-кассовые аппараты. В этом сегменте представлены в основном молодые компании. Например, в России в 2013 году более 10 стартапов предоставляли услуги мобильного эквайринга. Первым и наиболее крупным является LifePay. Российский рынок mPOS-эквайринга имеет значительный потенциал: факторами его роста станут большой объем выпущенных банковских карт и высокий уровень развития сотовой связи.

Доля пользователей «мобильных денег» на сегодня не превышает 7% от числа обладателей мобильных устройств. Однако эксперты прогнозируют рост числа таких пользователей в ближайшие годы — по оценкам, их потенциальное количество в 2017 году составит 450 млн человек. Этот процесс будет проходить параллельно с ростом рынка приложений для мобильного банкинга, поскольку пользователи все чаще предпочитают задействовать для этих операций планшеты.

P2P-кредитование — выдача и получение денежных займов физическими лицами напрямую, без участия посредников — также стимулирует развитие ИТ. Мировой рынок Р2Р-кредитования по итогам 2013 года оценивается в 5 млрд долл., а его среднегодовой темп роста составляет 128%. Ожидается, что к 2025 году через Р2Р-платформы будут ежегодно выдаваться кредиты на сумму 1 трлн долл. Для этих операций активно используются онлайн-площадки, применяющие технологии Больших Данных.

Отсутствие доверия тормозит мобильность

ИТ-отделам российских компаний необходимо в среднем три недели, чтобы обеспечить персонал мобильными инструментами и приложениями для выполнения работы. При этом вопросы доверия и ответственности сдерживают распространение мобильных технологий.

Исследование, проведенное аналитическим агентством Vanson Bourne совместно с VMware, выявило последствия недостаточной готовности компаний к использованию мобильных устройств. Они влияют как на работу самих сотрудников, так и на возможности ИТ-департаментов. Например, только у 14% ИТ-отделов есть все возможности для поддержки мобильных технологий и приложений, необходимых персоналу, между тем 42% респондентов не могут контролировать доступ к корпоративным данным со всех мобильных устройств сотрудников.

Диаграмма

53% ИТ-руководителей считают, что в их задачи входит ограничение доступа сотрудников к корпоративным мобильным инструментам и приложениям в нерабочее время, расценивая такие меры как необходимые. Сотрудники имеют более определенное мнение по этому вопросу. 74% опрошенных не согласны с тем, что работодатель должен ограничивать доступ к мобильным приложениям и инструментам. При этом каждый второй признался, что будет действовать в обход ИТ-отдела, чтобы использовать мобильные инструменты, необходимые для успешного завершения работы. Это говорит о заинтересованности российских работников в более широком распространении мобильности в корпоративной среде.

В числе проблем, с которыми сталкиваются ИТ-отделы при обеспечении сотрудников необходимыми мобильными инструментами и приложениями, называют внедрение политик безопасности для контроля доступа к корпоративным данным, подтверждение возврата инвестиций и недостаточное доверие к сотрудникам.

Руководители чаще используют мобильные устройства нелегально

Универсального мобильного устройства, которое подошло бы всем сотрудникам, не существует. Результаты исследования, проведенного Dell совместно с Intel, констатировали, что для выполнения работы сотрудники пользуются не одним, а несколькими устройствами. И те, кто работает за настольным компьютером, и те, кто пользуется мобильным устройством — например, планшетом или трансформером, используют их в сочетании с каким-либо другим устройством. При этом популярность планшетов растет, особенно среди руководителей.

Место работы заметно влияет на типы используемых устройств. Для 62% сотрудников настольный ПК является основным инструментом для работы в офисе. Если люди работают дома, то они пользуются ноутбуками так же часто, как настольными ПК.

В других ситуациях – например, в офисах клиентов и даже в общественных местах – они предпочитают использовать более мобильные устройства.

Более половины сотрудников используют на работе персональные устройства или планирует это делать в будущем. 43% признались, что делают это втайне от работодателя. Обычно такими устройствами являются смартфоны и ноутбуки. Интересно, что руководители чаще «нарушают» границу между рабочими и персональными технологиями, чем их подчиненные.

 

 

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF