Большинство экспертов сходятся в том, что облака рано или поздно станут общепринятой моделью приобретения ИТ-услуг. Однако прежде облачным технологиям придется пройти долгий путь. Пока же рынок облачных сервисов обладает всеми признаками незрелости. Заказчики вынуждены иметь дело с многочисленными рисками — от технических (например, сложностей интеграции) до проблем, вызванных взаимодействием с провайдерами услуг. В каждом случае риски индивидуальны, и для их минимизации приходится предпринимать серьезные усилия.

Сервисные компании, сами оказывающие аутсорсинговые услуги, находятся в авангарде пользователей облаков. Они, как никто другой, понимают существующие выгоды и риски аутсорсинга и готовы играть по этим правилам. Компания Cotton Way, основатель и лидер российского рынка услуг по аренде и профессиональной обработке текстильных изделий, максимально ориентирована на аутсорсинг непрофильных функций, и ИТ не стали исключением. ИТ-директор компании Cotton Way Дмитрий Буканов делится своим взглядом на риски облачных сервисов и управление их провайдерами.

Какие предпосылки предопределили ваше решение идти в облака? Рассматривались ли вообще иные варианты?

Это нормальная корпоративная жадность. Был проведен расчет, который показал, что использование виртуальной инфраструктуры как услуги стоит гораздо дешевле, чем даже операционные расходы на поддержание инфраструктуры внутри компании, не говоря уже о капитальных затратах на ее обновление. Таким образом, мы получаем всегда доступное решение по цене ниже операционных расходов. Это и стало главным мотивирующим фактором для принятия решения.

Да, мы не обладали мощным историческим наследием, и нам было проще. Но мы получили больше 25% экономии на операционных затратах. Любое историческое наследие при таких условиях оказалось бы выброшенным на помойку.

Интерес становится осмысленным и практичным

Стоит отметить, что критическая масса заказчиков перешла от простого интереса к облачной технологии к проектированию шагов по ее внедрению. Если раньше большинство клиентов относилось с сомнением к такой модели предоставления сервиса, то сейчас они признают, что это следующий логичный шаг развития ИТ-инфраструктуры. При этом растет сегмент как частных облаков, так и публичных. Крупные заказчики активно развивают первый тип, а малый и средний бизнес начинает все больше использовать второй.

«Весьма интересно, что заказчики при внедрении облачных технологий все больше сталкиваются именно с организационными сложностями, нежели с технологическими», — отмечает Владимир Алексеев, системный архитектор IBM в России и СНГ. Это подчеркивает тот факт, что облачная модель заставляет клиентов пересматривать свои модели взаимоотношений между бизнесом и ИТ-подразделением.

Как констатирует Игорь Мордвинков, менеджер по развитию бизнеса «Хостинг и Аутсорсинг» компании itelligence в России, в последнее время интерес к облачным сервисам становится у компаний более осмысленным и практичным. Из-за возрастания числа компаний, предлагающих свои услуги, выбор партнера усложняется и цена не всегда является решающим критерием принятия решения.

«В облака идут представители разных секторов экономики, и потребность в облачных сервисах у них тоже разная», — говорит Андрей Шапошников, заместитель директора по развитию бизнеса центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет». Пожалуй, наибольшую заинтересованность проявляют ретейлеры — в силу специфики бизнеса они всегда находятся в поиске более выгодных решений. Таким компаниям интересен аутсорсинг в целом как альтернатива использованию собственных ресурсов (в том числе кадровых) и облачные услуги — как разновидность аутсорсинга. Правда, как правило, речь идет не об использовании публичных облаков, а об арендных или аутсорсинговых схемах, которые лишь с некоторой натяжкой можно отнести к частным облакам.

С точки зрения облачных интересов к ретейлерам очень близки и банки: они тоже умеют считать деньги и часто готовы экспериментировать с аутсорсингом (особенно в Москве, где рынок ИТ-специалистов «перегрет» и быстро сформировать собственную команду под проект достаточно сложно). Использование внешних инфраструктур для разработки и тестирования, пилотирования новых решений — достаточно частое явление на таких предприятиях.

В телекоме смотрят на облака с другой стороны — как на новый продукт или сервис для своих клиентов. В этом случае интересен скорее консалтинг по организации облачного бизнеса, а также услуги интеграторов и вендоров по построению соответствующих решений.

Наиболее консервативны в части использования облачных технологий промышленные предприятия. Они предпочитают строить собственные системы и эксплуатировать их своими силами. Впрочем, многие из них уже взяли курс на построение частных облачных решений и в качестве первого шага внедряют виртуализацию на разных уровнях ИТ-инфраструктуры.

Определенное влияние на российский облачный рынок оказывает геополитическая ситуация, снижающая популярность облачных сервисов, предлагаемых международными провайдерами.

«За последнее время мы получили уже несколько запросов, связанных с переносом сервисов из зарубежных ЦОД на территорию России», — делится Шапошников. С технической точки зрения такие задачи всегда интересны, тем более что они добавляют знаний и опыта в копилку компетенций по миграции. Но в перспективе это не должно значительно сказаться на бизнесе отечественных интеграторов: все же использование сервисов из зарубежных ЦОД — скорее исключение, чем правило.

«Непростая геополитическая обстановка в первую очередь сказывается на общем настроении заказчиков, на их «уровне спокойствия», который влияет на готовность к ИТ-инвестициям», — считает Мордвинков. Существующие заказчики проявляют активный интерес к переносу своих данных в Россию, и новые проекты рассматриваются в первую очередь на базе российского ЦОД компании.

Какие облачные модели используются в Cotton Way?

Используются аренда вычислительных мощностей (IaaS) и аренда лицензий на программное обеспечение. Модель SaaS не используется лишь потому, что я не знаю решений, применимых в нашем рыночном сегменте и предлагаемых как услуга. Приходится задействовать собственное ПО на арендуемой инфраструктуре.

Разумеется, при наличии на рынке необходимых решений модель SaaS была бы приоритетной. Зачем нам инфраструктура? Пользу обеспечивают именно бизнес-приложения, и если они есть, то мне неинтересно, на какой инфраструктуре они работают. Модель IaaS — вынужденный компромисс.

Основным поставщиком услуг является отечественная компания «2B Сервис». Но так как класть яйца в одну корзину — не самое дальновидное, мы дублируем инфраструктуру и заключим договор с еще одной компанией. Часть арендуемых в ней мощностей будет использоваться, а часть — находиться в «холодном» (настроенном, но выключенном) состоянии. Она должна быть готовой к немедленному запуску в случае аварийной ситуации.

Загрузка каждого ЦОД будет примерно 65–70%. Таким образом, в случае катастрофических явлений на одной из площадок потери будут не очень велики — около 25% располагаемой вычислительной мощности. При этом мы знаем, что делать в случае форс-мажора.

Дмитрий Буканов, ИТ-директор компании Cotton Way
«Управление аутсорсерами — скорее искусство, чем наука. И в первую очередь — искусство взаимодействия с людьми», Дмитрий Буканов, ИТ-директор компании Cotton Way

По каким критериям выбирался провайдер?

Главный критерий — надежность в самом широком смысле этого слова. Начиная со средств обеспечения питания оборудования в ЦОД и заканчивая отзывами о менеджерах, принимающих решения. Работа провайдера во многом зависит от людей, и надо это понимать.

У нас был довольно печальный опыт с прошлым поставщиком услуг, приведший к его смене. Тогда именно люди, оказавшись недостаточно гибкими, не смогли обеспечить требуемое качество услуг. Миграция заняла около двух дней.

Управление поставщиками аутсорсинговых услуг — тонкое искусство. Каких принципов вы придерживаетесь для обеспечения баланса цены и качества? И пытаетесь ли вообще этот баланс искать?

Конечно, именно финансовый критерий является основным. Если я вижу, что могу получить необходимый результат дешевле, то я его получаю.

Действительно, управление аутсорсерами — скорее искусство, чем наука. И в первую очередь — искусство взаимодействия с людьми. Как видите, я снова говорю о людях. Уважительные и доверительные отношения с подрядчиком крайне важны. В этом случае из сотрудников двух компаний получается единая команда, работающая вместе, не ожидая, что вторая сторона поведет себя не самым лучшим образом. Если такой гармонии удается достичь, то мы получаем то же самое, что имеем при штате собственных лояльных сотрудников, но дешевле.

На удивление за время работы с нынешним провайдером не было никаких проблем. Возможно, это было связано с тем, что во время его выбора я приложил значительно больше усилий. Услуги оказываются действительно профессионально, и я при возможности их рекомендую коллегам.

В авиации есть закон — обязательно наличие запасного аэродрома. Как минимизировать свои риски на случай, когда отношения с основным аутсорсером по тем или иным причинам завершатся?

Рецепт достаточно прост: составить план перехода, провести его тестирование, после чего осуществить внутреннюю работу в компании по информированию сотрудников о возможных катастрофических сценариях, действиях в этих случаях и последствиях. После получения от сотрудников замечаний и пожеланий следует подкорректировать план, снова провести его тестирование и держать этот план доступным для всех. Если у нас есть протестированный аварийный план, мы уже справились с аварией, которая даже не произошла.

К сожалению, общепринят реактивный метод решения проблем, когда приходится бороться с их последствиями. Проактивный метод гораздо полезнее: мы рассматриваем негативные сценарии, попутно закладывая резервы на случайности, о существовании которых не подозреваем.

Заказчикам приходится иметь дело с многочисленными рисками — от технических (например, сложностей интеграции) до проблем, вызванных взаимодействием с провайдерами услуг. Что вы можете порекомендовать компании, идущей в крупный облачный проект, для минимизации рисков?

Начать именно с аварийного планирования, оценки рисков на самой первоначальной стадии проекта. Это позволит более точно понять свои требования к системе, спланировать, каким путем их добиваться, какие условия ставить перед поставщиком услуги.

Говоря о рисках облаков, многие упоминают проблемы интеграции решений различных облачных провайдеров, а также облачных решений с существующими корпоративными системами. В каких случаях эта проблема может возникнуть и как ее избежать?

Это большая проблема при работе с моделью SaaS, когда решение при­обретается «из коробки», практически в исходном виде. Внутреннее ПО совершенно иное, и компания вынуждена подстраиваться под возможности провайдера, совершая при этом кучу ошибок, — по-другому, к сожалению, не бывает. В этом и заключается самый главный риск.

В ближайшем будущем каких-либо изменений я не предвижу. Для того чтобы такие изменения произошли, должна наступить коммодитизация инфраструктуры и ПО. В качестве примера можно привести электроснабжение: в 20-е годы прошлого века домохозяйка в США не могла купить даже лампочку, не зная, какой тип электроснабжения в ее доме — Эдисона или Вестингауза. Сейчас про это никто не думает, и рано или поздно такое произойдет и с ИТ: сначала появятся поставщики стандартных услуг инфраструктуры и стандартных услуг ПО, затем, скорее всего, инфраструктура в чистом виде и вовсе перестанет быть востребованной.

У предлагаемых приложений будут стандартные интерфейсы взаимодействия, и проблема интеграции уйдет. Есть огромное число решений, реализующих функции почтового сервера, и не меньшее число почтовых клиентов. Но электронная почта передается по всему миру, независимо от платформ, потому что стандарты взаимодействия везде одинаковы. То же самое должно произойти и в других направлениях (в том числе ERP), которые сейчас являются с точки зрения интеграции самой большой головной болью.

Минимизация рисков

«Если рассматривать облачный проект как разновидность аутсорсинга, то из множества важных рекомендаций я хотел бы выделить две, требующие особого внимания, — говорит Андрей Шапошников, заместитель директора по развитию бизнеса центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет». — Первая из них — возможность отслеживать соблюдение договора о качестве сервиса (SLA). Важно договориться не только о параметрах получаемой услуги, но и о механизмах контроля, которые бы давали однозначное понимание результата и поставщику, и потребителю. Простой пример: любой провайдер обещает нам канал с определенной пропускной способностью, но часто ли он предоставляет инструмент для ее контроля? Второе, о чем нельзя забывать, — план выхода из режима аутсорсинга. Может случиться так, что получать внешнюю услугу станет невозможно: снижение качества, повышение цены, проблемы у поставщика услуги, санкции — все это может привести к необходимости перенести задачу к другому поставщику либо внутрь компании. Как сделать это максимально безболезненно, не прерывая обслуживания бизнес-пользователей и не теряя данные? Об этом однозначно стоит подумать заранее, на этапе заключения аутсорсингового контракта».

«Безусловно, вопросы интеграции являются одними из самых острых при проработке облачного решения», — напоминает Владимир Алексеев, системный архитектор IBM в России и СНГ. В случае частного облака для минимизации риска рекомендуется выделять под облако сразу некоторую область или процесс — например, зону тестирования или CRM-систему. Однако нельзя утверждать, что это полностью избавит от проблемы, ведь система должна взаимодействовать с другими системами в организации. Поэтому с точки зрения управления и интеграции рекомендуется выбирать решения, поддерживающие открытые стандарты. В случае публичных облаков минимизировать риск можно, используя несколько сервисов от одного провайдера с хорошей репутацией на рынке.

Проблема в том, что монстроподобному ПО трудно обеспечить взаимодействие друг с другом. Изначально нужна непреодолимая воля, чтобы эту задачу хотя бы начать решать. Сейчас такой воли нет, однако рано или поздно решение этой проблемы потребуется. Все дело в деньгах — стандартизация позволяет удешевить ИТ. В условиях конкуренции побеждает тот, кто находит способ сделать продукт дешевле.

То же самое можно сказать и про частные облака, являющиеся сейчас для многих вынужденной альтернативой публичным. Всегда найдется крупная специализированная компания, которая будет предлагать стандартный уровень сервиса дешевле. Люди будут вынуждены прекратить использовать собственную инфраструктуру и перейти на публичные решения — я считаю, это лишь вопрос времени.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF