Управление эффективностью: 500 проектов за 13 лет

По оценкам Intersoft Lab, в период с 2000 по 2013 год в России заказчиками систем управления эффективностью бизнеса (Business Perfomance Management, BPM) стали более 500 крупных холдингов, концернов, предприятий, банков и других компаний крупного и среднего бизнеса. Наиболее масштабный спрос на BPM-системы в России случился в 2003–2007 годах — в этот период в среднем ежегодно около 60 заказчиков инициировали старт новых BPM-проектов. В годы глобального экономического кризиса число новых проектов снизилось более чем вдвое, а подсчет успешных результатов производить пока рано, так как по сложившейся практике освещение итогов проектов происходит через те же два-три года.

Диаграмма 1 Диаграмма 2

 

Больше всего заказчиков BPM-решений (четверть от суммарного количества предприятий и банков, иници­ировавших проекты) в России дал кредитно-финансовый сектор, который уже пять лет прочно занимает первое место среди отечественных потребителей BPM-технологий. Далее следуют производство, топливно-энергетический комплекс и торговля.

Первым в мировой истории поставщиком BPM позиционировала себя компания Hyperion, в 2007 году приобретенная Oracle. Помимо мегавендоров Oracle, SAP и IBM, в «магические квадранты» Gartner была включена еще 21 компания. Но при этом значительная часть рынка принадлежит не гигантам, а локальным компаниям-разработчикам разного масштаба и отраслевой специализации. В России компаний, которые позиционируют себя в качестве разработчиков BPM-систем, менее 10.

Как подсчитали в Gartner, масштаб мирового рынка ВРМ в денежном выражении составляет 2,7 млрд долл. Что же касается определения масштабов российского рынка BPM, то он еще ждет своих исследователей. Единственный за всю историю BPM в России показатель появился в начале 2014 года в обзоре TAdviser «Системы управления эффективностью предприятия» и составляет 5 млрд руб.

ИТ в энергетике стабильны

Как оценивают в TAdviser, российский рынок автоматизации энергетических предприятий по итогам 2013 года превысил 42 млрд руб., увеличившись на 9%. Его рост был связан в первую очередь с реализацией крупными предприятиями проектов по внедрению ERP-систем и плановой модернизацией инфраструктуры. Прогнозируется, что в нынешнем году рынок тоже покажет положительную динамику и приблизится к 46 млрд руб. Дополнительным стимулом роста должно стать создание государственной информационной системы ТЭК.

Диаграмма 3

Доля энергетики в общих ИТ-расходах российского рынка составляет около 5%. В структуре расходов традиционно доминируют ИТ-услуги, на втором месте — инвестиции в компьютерное и сетевое обеспечение, на третьем — покупка программного обеспечения. Примерно такая пропорция сохранится и в 2014 году. Высокая доля ИТ-услуг вполне закономерна: среди предприятий электроэнергетики, в отличие от нефтегаза, не распространен инсорсинг, то есть проекты реализуются в основном сторонними ИТ-компаниями.

Что касается интеграторов, то на рынке представлено множество сильных игроков, конкуренция среди них высокая. В последние годы ситуация существенно изменилась: нишевым игрокам пришлось потесниться, так как на рынок энергетики стали активно выходить крупные «универсальные» интеграторы. В числе крупных игроков на рынке автоматизации предприятий энергетики выделяются «Техносерв», «Борлас», «Энергодата», «Компьюлинк», «Крок», «Астерос», «Систематика» и IT Energy.

Системных интеграторов опять выручит госсектор

Темпы роста выручки крупнейших отечественных ИТ-компаний по итогам 2013 года снизились с 22 до 2%. Как подсчитали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», суммарная выручка компаний составила 451 млрд руб.

Застой на рынке ИТ связан как с сокращением инвестиций в нефинансовые активы, так и с завершением масштабных инфраструктурных проектов. По оценкам «Эксперт РА», поставки оборудования и программного обеспечения в рамках интеграционных проектов стали единственным направлением, где наблюдался спад, который составил 13%.

Диаграмма 4

Наибольшая доля выручки — почти половина — приходится на сегмент ИТ-услуг. Суммарно консалтинг и интеграция, поддержка и обучение принесли ведущим ИТ-компаниям 207 млрд руб. (46% их общей выручки).

Самыми заметными темпами развивается направление разработки программного обеспечения: по результатам 2013 года прирост суммарной выручки здесь составил 16%, а ее объем — почти 50 млрд руб.

Согласно прогнозам, на ИТ-рынке продолжится снижение выручки в сегменте интеграционных поставок, а подстегивать рынок продолжат ИТ-услуги. Что касается заказчиков, то заметная их доля в ближайшее время придется на госсектор.

Карьера в ИТ глазами студентов

Почти половина российских студентов сферы ИТ собираются занять руководящие должности.

Более половины студентов ИТ-специальностей, опрошенных Smart Start при поддержке Mail.Ru считают, что лучшие возможности для старта карьеры открывают крупные компании, имеющие стабильное положение на рынке. Выбор в пользу небольших, динамично развивающихся компаний готовы сделать 36%, полагая, что построить успешную карьеру проще в них. Лишь 9% опрошенных нацелены на открытие собственного бизнеса.

Примечательно, что cреди факторов, которые, по мнению студентов, ускоряют карьерный рост, лидируют исполнительность и готовность работать сверхурочно, а креативность и энергичность идут лишь на втором месте. На третьем месте оказались такие критерии, как дефицит специалистов данного профиля и навыки, полученные в вузе. Самыми же серьезными барьерами, затрудняющими карьерный рост, студенты считают большое значение профессионального опыта при приеме на работу и неактуальность навыков, полученных во время учебы в вузе.

40% участников опроса планируют начать карьеру с позиции разработчика, другие должности набрали значительно меньше голосов. Почти половина опрошенных надеются на пике своей карьеры занимать руководящие должности. Что же касается сроков построения карьеры, то в среднем участники опроса отводят себе на это восемь лет. Однако есть те, кто планирует подняться на вершину карьерной лестницы всего за один год, а также те, кто собирается строить карьеру в течение 30 лет.

Диаграмма 5

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF