Рынок высоких технологий

Серверный рынок упал на 30%

В IV квартале 2013 года российский рынок серверов составил 268,2 млн долл. Согласно оценкам IDC, по итогам 2013 года серверный рынок сократился по сравнению с 2012 годом в натуральном выражении на 10%, а в денежном выражении — почти на 30%, опустившись до отметки 890 млн долл.

За прошедший год изменилось соотношение количества решений на платформе x86 к другим серверным архитектурам. Если в 2012 году стандартная архитектура занимала 74%, то в 2013 — уже 84% общего количества поставленных серверов. Наибольшее снижение в денежном выражении пришлось на серверы высшего ценового сегмента, где сокращение достигло 56% по итогам года. Спад в сегментах среднего и начального уровня составил 40 и 18% соответственно. На фоне общего сокращения поставок серверов различных форм-факторов незначительно возросли поставки серверов в стоечном исполнении. Большая часть поставок таких систем пришлась на развивающийся рынок ЦОД.

Как подчеркивают аналитики, отсутствие роста серверного рынка связано со скромными экономическими успехами страны в 2013 году. Снижение общей деловой активности и невысокая средняя утилизация вычислительных мощностей способствовали формированию отложенного спроса на новые серверы. Учитывая прогнозы экономического развития, даже с учетом появления новых серверных платформ и устаревания парка оборудования, в 2014 году можно ожидать лишь незначительного роста серверного рынка.

Золотая середина СХД

По итогам 2013 года российский рынок систем хранения данных вырос на 11,4% по сравнению с предыдущим годом. Согласно оценкам IDC, в денежном выражении объем рынка сократился на 5% и составил 734 млн долл. Лидерами по объему поставок среди поставщиков остаются компании EMC, IBM, HP и Hitachi. Вместе они удерживают более 81% рынка, хотя следует отметить, их суммарная доля постепенно снижается.

Основной тенденцией рынка СХД стало изменение предпочтений заказчиков: спрос переориентировался на решения среднего уровня, еще пару лет назад не пользовавшиеся особой популярностью. Поставки решений высшего сегмента в денежном выражении сократились на 30%, начального уровня — на 10%, однако поставки решений среднего уровня выросли почти на 17%. С достаточно высокой степенью вероятности можно предположить, что данная тенденция сохранится в 2014 году и основной рост будет наблюдаться именно в среднем сегменте.

ИТ-бюджеты

Мобильность пишем, SDN — в уме

Более половины опрошенных порталом CIO.com ИТ-директоров заявили об увеличении в 2014 году своих бюджетов. Доля растущих ИТ-бюджетов уже на протяжении нескольких лет остается постоянной и слегка превышает 50%.

В среднем рост бюджета составляет 5%.

Повышение инновационности процессов является главной целью осуществляемых инвестиций. Доля ИТ-директоров, упоминающих этот фактор в качестве основного, достигла 42%. Главным средством достижения данной цели становятся мобильные технологии — более половины компаний активно инвестируют как в приобретение планшетов, так и в разработку мобильных приложений. Среди будущих инвестиций ИТ-руководители выделяют программно-определяемые сети (SDN), платформы управления корпоративной мобильностью и бизнес-аналитику.

Проекты размораживают

Рост выручки, увеличение доли рынка и привлечение новых клиентов — таковы основные бизнес-цели производственных компаний в Центральной и Восточной Европе. Как отмечают в IDC, при их реализации обновление и внедрение новых ИТ-решений будут играть ключевую роль. Тяжелые экономические условия нескольких последних лет, заставившие компании ограничить ИТ-инвестиции, вылились в снижение операционной эффективности. Сейчас предприятия выражают готовность вернуться к отложенным и замороженным проектам.

При этом производители признают, что им нужны не только базовые возможности ERP и оперативного управления производством. Для достижения долгосрочных целей они заинтересованы в надстройках — например, системах управления цепочками поставок и управления спросом.

По словам аналитиков, компании становятся более зрелыми в использовании ИТ. Появляющиеся новые отраслевые решения и некоторый оптимизм относительно будущего экономики выражаются в росте расходов на ИТ. В IDC прогнозируют «динамичный» год с точки зрения ИТ-проектов в производственном секторе.

Управление

Информационная война: рабочее время сократилось почти на час

Компания Group-IB проанализировала, как увеличилась активность российских пользователей Интернета в социальных сетях и на новостных ресурсах в рабочее время в период накала ситуации в Крыму. По подсчетам экспертов, по сравнению с периодом Олимпийских игр в Сочи количество времени, проведенного в Интернете в социальных сетях и на новостных ресурсах, возросло в два раза.

В среднем это время составило сорок минут в день против двадцати минут в день в разгар Олимпийских игр. Подсчеты основаны на данных с межсетевых экранов, контентных фильтров и DLP-систем более 70 российских компаний с суммарной численностью сотрудников 30 тыс. человек.

Как отметили аналитики, одна из задач любой войны — негативно повлиять на экономику противника. Отвлечение внимания работающего населения от решения текущих задач — одна из очень распространенных тактик современных информационных войн. Если учесть, что рабочий день составляет восемь часов и далеко не всем сотрудникам для работы требуются социальные сети и новости, то достаточно просто посчитать, сколько рабочих часов уходит впустую. Ущерб от подобных неявных атак значительно больше, чем от мартовских DDoS-атак на интернет-ресурсы РФ.

Cпециалисты Group-IB также проанализировали эмоциональную окраску комментариев в социальных сетях: вне зависимости от политических взглядов большинство текстов носит агрессивный характер. При этом человек «заводится», злится, что неблагоприятно сказывается на общем рабочем процессе.

Программист с опытом

Исследовательский центр портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «ведущий программист 1С». Должность ведущего программиста предполагает сочетание обязанностей разработчика и некоторых управленческих функций. Ведущий программист обеспечивает автоматизацию деятельности компании на базе «1С: Предприятия». В его компетенциях — настройка, сопровождение, администрирование типовых и нетиповых конфигураций на базе «1С», доработка и разработка конфигураций под задачи компании. Ведущий программист составляет инструкции и ведет техническую документацию, распределяет задачи между участниками команды разработчиков, контролирует качество разработки и соблюдение сроков.

Пожалуй, одними из наиболее щедрых работодателей для ведущих программистов «1С» являются компании сектора продаж В2В: средние рыночные предлагаемые зарплаты в Москве составляют 130 тыс. руб., а в Санкт-Петербурге — 105 тыс. руб.

Пробоваться на должность ведущего программиста «1С» можно после не менее чем двух лет деятельности в качестве рядового разработчика. Соискателям необходимо знать основы бухгалтерского, управленческого и налогового учета, а также типовые конфигурации 8.0, 8.1 либо 8.2 для «1С». Пригодятся навыки составления и согласования технического задания, а также знание технического английского. Стартовый оклад специалистов, впервые претендующих на должность ведущего программиста «1С», в Москве составляет от 80 до 90 тыс. руб.

Более высокие зарплаты ожидают сертифицированных специалистов «1С» с опытом работы программистом не менее трех лет. От кандидатов требуется знание нескольких языков программирования, навыки разработки нетиповых конфигураций на базе «1С» и опыт участия в проектах по их внедрению. Зарплата для программистов, соответствующих указанным требованиям, в Москве возрастает до 110 тыс. руб.

Еще более привлекательный оклад ждет соискателей, имеющих опыт руководящей работы, в том числе в проектах по внедрению или миграции систем «1С». Работодатели заинтересованы в специалистах с развитыми организаторскими и управленческими навыками. Также обязателен опыт интеграции «1С» с внешними системами. Заработок таких специалистов в столице достигает 145 тыс. руб.

Ключевое требование к специалистам, претендующим на максимальный доход, — успешный опыт руководства крупными проектами. Зарплатный максимум, зафиксированный среди вакансий Москвы, составляет 160 тыс. руб., а в Санкт-Петербурге — 130 тыс. руб.

«Пробить» начальника

Практически каждый сотрудник, опрошенный компанией HeadHunter, пытался найти данные о потенциальном работодателе в Интернете, прежде чем пойти на собеседование. Так, в поисках сведений большинство соискателей посещали официальный сайт компании, а каждый третий читал отзывы на специализированных ресурсах и общую информацию в новостях.

Самыми популярными у кандидатов порталами, созданными специально для этих целей, являются o-rabote.ru и antijob.net. При этом на основе полученной информации 65% респондентов принимают решение о прохождении собеседования, а 46% хотят выяснить реальное положение дел и «уязвимые места» потенциального места работы. Большинство склонно верить найденной информации, а половине респондентов и вовсе приходилось отказываться от назначенного собеседования из-за негативных отзывов в Сети.

Интересно, что после состоявшегося собеседования почти у каждого третьего возникает желание «пробить» своего потенциального начальника в социальной сети, преимущественно для того, чтобы получить больше сведений о его человеческих и профессиональных качествах. Стоит отметить, что чаще всего соискатели не ограничиваются только одной социальной площадкой, а ищут страничку руководителя в двух-трех социальных сетях.

Техника безопасности

Запрещай, но проверяй

Более половины российских компаний никак не контролируют мобильных сотрудников. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного ESET совместно с FutureToday, 52% компаний игнорируют вопросы мобильной безопасности, пуская на самотек доступ к корпоративным сервисам и файлам с личных планшетов и смартфонов.

В ряде случаев меры работодателей носят рекомендательный характер. Так, 32% компаний предписывают персоналу устанавливать антивирус на мобильные устройства, при этом вопрос выбора продукта и его настройки остаются на совести сотрудников. На сознательность персонала рассчитаны и некоторые другие защитные мероприятия: запрет использования публичных сетей Wi-Fi для просмотра и передачи рабочих файлов и запрет просмотра рабочих документов с личного смартфона или планшета. Только 8% работодателей полностью ограничивают удаленный доступ к корпоративным ресурсам с мобильных устройств.

Как признают эксперты, категорический запрет на использование личных гаджетов, конечно, может защитить от киберугроз, однако подобный подход не отвечает современным требованиям сотрудников и снижает эффективность труда.

В ожидании взлома

Два из трех специалистов по безопасности ожидают, что их компания подвергнется успешной хакерской атаке, но тем не менее 95% из них продолжают полагаться на устаревшие технологии защиты. Как показало исследование, проведенное SafeNet, в целом специалисты обеспокоены выходом киберпреступлений на новый уровень. За последние несколько лет мошенники переквалифицировались в профессиональных хакеров, взламывающих базы данных крупнейших компаний, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации.

74% опрошенных специалистов по ИТ-безопасности считают, что защита периметра их компании эффективна, хотя 31% из них признаются, что она подвергалась взломам в прошлом. При этом 95% компаний продолжают инвестировать в те же самые системы защиты данных. 35% опрошенных подтвердили, что осознают необходимость изменить текущую систему безопасности и признают использование устаревших технологий.

Аналитики отмечают, что у специалистов по безопасности присутствует сомнение в возможности современных технологий определить и предотвратить взлом. Всего 19% опрошенных полностью уверены в защите своих данных, 33% — сомневаются в их безопасности, а 49% открыто заявляют, что вряд ли какие-либо технологии исключат возможность взлома их системы.

Бизнес и технологии

На рынке BI ожидаются большие перемены

Исследование данных (data discovery) становится ключевым направлением на рынке бизнес-аналитики как альтернатива традиционным инструментам BI. При этом под data discovery подразумеваются решения, где основная инициатива в действиях принадлежит самим пользователям, и вмешательство ИТ-департаментов не требуется.

Таким образом, рынок систем аналитики находится в самом разгаре трансформации — от решений, направленных в первую очередь на отчетность, к средствам прогнозирования, оптимизации и поддержки принятия решений. Из-за растущей важности систем «продвинутой» аналитики в этом году эксперты Gartner впервые выделили их из традиционных BI-систем, опубликовав две версии «Магических квадратов».

Как подсчитали в Gartner, в 2013 году рынок BI достиг 14,1 млрд долл. Стоит отметить, что во многом это произошло благодаря инвестициям крупных компаний именно в традиционные, ИТ-центричные решения. Они консолидируют существующие средства отчетности в масштабах всей организации.

До облаков самостоятельно не долетают

При переходе в облако у компаний возникают значительные сложности. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного независимой исследовательской фирмой Technology Business Research, подавляющее большинство из них в ходе планирования или реализации проектов миграции вынуждены обращаться к системным интеграторам. Благодаря этому рынок профессиональных услуг, связанных с облачными технологиями, вырос с 5 млрд долл. в 2010 году до 17 млрд долл. в 2013-м. Более того, согласно прогнозам аналитиков, в следующие пять лет он может достигнуть 30 млрд долл.

Как выяснилось, чаще всего помощь требуется при интеграции облачных решений с существующими системами и выстраивании облачной стратегии. Полученные результаты указывают на несколько тенденций. Во-первых, вопреки заявлениям провайдеров, облако — это на самом деле сложно. Нужно учитывать очень много факторов — начиная от выбора поставщика и платформы до самого внедрения. На этих этапах многие стараются прибегать к внешней экспертизе. Это влечет за собой еще одну тенденцию: катастрофическую нехватку компетенций, касающихся облачных сервисов.

Другой частью исследования стало выяснение, каких именно партнеров предпочитают использовать компании. Для крупных компаний наиболее часто упоминаемым партнером стала IBM, причем не только в консалтинговой части, но и непосредственно при внедрении. Многие обращаются к поставщикам ИТ-инфраструктуры (например, HP, Dell и Fujitsu), чтобы построить стратегию использования облаков. Для принятия независимых решений от конкретного вендора часто используются услуги Accenture, Deloitte и Capgemini. Наконец, в последнее время на облачный рынок вышли почти все поставщики корпоративных приложений, которые также способны поделиться своими компетенциями.

Не хранить, а управлять

Треть крупнейших организаций к 2017 году столкнется с информационным кризисом. Рост использования Больших Данных, социальных сетей, мобильного взаимодействия вкупе с ростом объемов корпоративной структурированной и неструктурированной информации вынуждает компании фокусироваться на наиболее ценной для бизнеса и помогающей минимизировать риски ее части. По прогнозам Gartner, через три года 33% компаний Fortune 100 почувствуют невозможность эффективно управлять корпоративной информацией, оценивать ее и доверять ей. Как утверждают аналитики, в вопросах управления информацией как активом компаниям катастрофически не хватает зрелости. Похоже, что многие компании, не желающие пересматривать свою информационную стратегию, столкнутся с серьезными проблемами.

Бизнес-руководители нуждаются в управлении информацией, а не просто в ее поддержке. При этом под словом «управление» подразумевается управление с целью достижения бизнес-результата как противопоставление накоплению данных в хранилищах. В условиях цифровой экономики информация становится важным активом, способным обеспечить конкурентные преимущества.

Контакт-центрам нужна мультиканальность

К 2016 году более 70% входящего трафика контакт-центров будет поступать с мобильных устройств, а в обслуживании клиентов ключевую роль начнут играть соцсети. Как отмечают эксперты Teleperformance, смартфоны совмещают в себе наиболее востребованные среди клиентов каналы связи, давая возможность пользователям быстро переключаться между интернет-обращениями и телефонными звонками, если один из этих способов не обеспечивает оперативного решения их проблемы. Поэтому у компаний будут возникать сложности с идентификацией клиентов в базах данных и CRM-системах. Велик риск того, что агенты будут дважды обрабатывать одни и те же запросы.

В 2014 году крупным контакт-центрам предстоит максимально оптимизировать процессы, связанные с использованием социальных сетей. Необходимо заранее определять настроения потребителей и предотвращать случаи использования социальных сетей для выражения негативного мнения. Как известно, вопросы клиентов, появляющиеся на социальных площадках, часто повторяют обращения, оставшиеся без ответов при использовании традиционных каналов связи. Если клиент не может получить исчерпывающую информацию с помощью голосовой службы, через Интернет или при личном контакте, он задействует социальные сети.

Что еще важнее, информация, которую можно найти в онлайн-сообществах для получения первичных данных, позволит специалистам идентифицировать пользователя. Благодаря этому контакт-центр сможет соотнести клиента с аккаунтом в системе CRM, что сократит время на обслуживание входящего обращения клиента.

Перейдут через пару лет

По данным исследования, проведенного агентством TelecomDaily, операционная система Windows XP, уже снятая с поддержки, остается самой распространенной в российском корпоративном сегменте. Под ее управлением функционируют почти 42% рабочих компьютеров. При этом лишь две трети пользователей знают об окончании технической поддержки этой операционной системы. Почти треть сотрудников узнала об этом лишь в ходе опроса.

Самой большой проблемой после окончания поддержки Windows XP пользователи считают возможные риски совместимости с новым программным обеспечением

и оборудованием. При этом, как показал опрос, более половины «проблемных» приложений — это решения сторонних производителей, причем 42% разработаны под заказ.

Свыше 40% опрошенных компаний, использующих Windows XP, планируют уже в этом году перейти на актуальную версию операционной системы. Еще 28% собираются сделать это в течение ближайших двух-трех лет.