Новости экономики не радуют, и многие российские предприятия и организации затягивают пояса. Для ИТ-департаментов это означает необходимость пересмотра ИТ-бюджетов, портфелей проектов и переход в режим экономии. Крайне желательно провести эту работу в ближайшее время, не дожидаясь, когда бизнес потребует от ИТ-руководителей принятия предельно жестких мер.

Как показывает опыт предыдущих «ледниковых периодов» в экономике, характерной особенностью управления в этих условиях является переход к более коротким горизонтам планирования — от года до полугода, а в острой фазе рецессии — и квартала. Сужение горизонтов планирования характерно как для бизнеса, так и для ИТ, включая портфели проектов.

В условиях, когда тучи над экономикой сгущаются, часть проектов, как правило, замораживается или откладывается до лучших времен и лишь некоторые продолжаются. В ходе кризиса 2008 года были востребованы и практически не пострадали четыре ключевые категории проектов, предусматривающих внедрение ИТ: управление дебиторской и кредиторской задолженностью; внедрение электронного документооборота как средства повышения управляемости организаций; инициативы, нацеленные на повышение лояльности клиентов (в первую очередь CRM); различные виды бизнес-аналитики для принятия более взвешенных оперативных решений. Также продолжалась работа над теми проектами, которые помогали сокращать издержки или, по-крайней мере, более аккуратно управлять финансовыми ресурсами. В целом предпочтение отдавалось проектам с относительно коротким сроком реализации (за считанные месяцы — как правило, не более полугода) и быстрой окупаемостью (за три – шесть месяцев). Практически не страдали и проекты, которые руководство конкретных предприятий и организаций признало стратегическими.

Еще одна характерная черта непростых экономических условий — урезание эксплуатационных расходов на ИТ, в первую очередь за счет сокращения штатов. Прежде всего увольнения затронули ненужных в данный момент (например, тех, кто работал в замораживаемых проектах), а также «балластных» сотрудников, до которых в относительно благополучные времена не доходили руки. В последнюю очередь обычно оказываются на улице наиболее ценные ИТ-специалисты и ИТ-менеджеры, составляющие профессиональный и интеллектуальный костяк ИТ-служб.

На предприятиях, где между бизнесом и ИТ работают соглашения об уровне обслуживания (SLA), в сложные времена договоренности «перезагружаются»: SLA пересматриваются, взаиморасчеты с бизнес-подразделениями зачастую прекращаются. С целью экономии кардинальному пересмотру подвергаются контракты с ИТ-подрядчиками, наблюдается широкий переход от аутсорсинга к инсорсингу.

Помимо увольнений и ревизии договоров, есть и другие резервы снижения затрат. Так, по данным исследования компании Capgemini, почти половина ИТ-директоров считают, что далеко не все развернутые приложения реально нужны бизнесу. Почти 73% опрошенных заявили, что примерно 20% приложений имеют схожую функциональность, 57% уверены, что от 20% систем следует избавиться или заменить их на другие. Очевидно, что, выведя из эксплуатации ненужные приложения и системы, практически дублирующие друг друга, удается высвободить и аппаратные мощности, и руки, и деньги, которые тратятся на размещение и сопровождение этих систем, включая помещения ЦОД и площади для обслуживающего их ИТ-персонала. Сократить издержки на ИТ можно и за счет некоторых инновационных решений, в частности виртуализации оборудования и создания гибридных облаков.

Могу предположить, что наименее болезненными сложные времена окажутся для тех CIO, кто сумел доказать бизнесу, что ИТ не просто способны приносить ощутимую пользу, а помогают обрести конкурентные преимущества и что ИТ — не просто достойный объект для регулярных инвестиций, а одна из немногих возможностей обеспечить бизнесу достойное существование в обозримой перспективе. В таких организациях бизнес вряд ли станет держать ИТ «впроголодь» — ведь это курица, несущая золотые яйца. Следовательно, информатизация будет продолжаться.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF