Технологии для бизнеса / ИТ-инфраструктура

1 полоса

фото

«Вымпелком» уже достаточно давно имеет дело с Большими Данными. Корпоративное хранилище компании объединяет 87 разнородных источников, а его объем превышает 430 Тбайт. Масса используемого оборудования составляет 12 тонн, из-за чего проект получил название «Два слона». При этом для компании актуальны как минимум два типа Больших Данных: транзакционные данные, порождаемые оборудованием и различными системами, и данные взаимодействия — например, хранящиеся в социальных сетях.

Как известно, людей принято делить на оптимистов и пессимистов по их отношению к наполовину наполненному стакану воды. Примерно такое же разделение можно провести по отношению к Большим Данным.

Виктор Булгаков, руководитель департамента управленческой информации «Вымпелкома», явно оптимист. По его словам, объединив и сопоставив данные из различных источников, можно извлечь немалую ценность. «Черно-белая картина вдруг превращается в цветную, а плоское изображение — в объемное», — описал Булгаков эффект анализа Больших Данных на конференции IDC Big Data and Business Analytics.

Прошлой осенью в компании стартовало сразу несколько проектов, причем старт был весьма бурным. Конечно, поначалу объемы данных, задействованных в них, были невелики, но, что важно, эти инициативы не потребовали значительных затрат времени и денег.

«Первый шаг сделать несложно, главное — не забыть о нескольких ключевых моментах», — рекомендует Булгаков. Во-первых, нужны три-четыре ИТ-специалиста, мотивированных на использование новых технологий и перспективы роста, а также несколько рабочих станций (возможно, бывших в употреблении) для построения кластера Hadoop. Во-вторых, следует вспомнить «важные дела» для бизнеса, которые по тем или иным причинам были отложены в архив. И наконец, необходим менеджер проекта с опытом бизнес-анализа. При этом главной целью должны стать «быстрые победы».

Что же касается дефицита кадров, представляемого аналитиками в качестве одного из главных сдерживающих факторов для Больших Данных, то он вовсе не критичен. В России много специалистов, способных быстро освоить необходимую программу, она занимает чуть больше 20 дней.

По словам Булгакова, кластер из десяти не самых новых рабочих станций вполне может соперничать по эффективности с высокопроизводительным сервером. Тем не менее спустя некоторое время на смену откровенно любительскому решению пришло вполне профессиональное — многоузловой кластер, построенный на серверах стандартной архитектуры.

Сейчас в «Вымпелкоме» реализуются проекты, непосредственно ориентированные на получение прибыли. Они должны сразу приносить пользу бизнесу, зарабатывая определенный кредит доверия на будущее.

Одним из таких проектов стало целевое предложение роуминга клиентам в аэропортах. Дело в том, что, улетая в другой регион или за границу, люди часто приобретают SIM-карты локальных операторов. Предлагая таким клиентам роуминг в аэропорту, можно существенно повысить вероятность дальнейшего использования SIM-карты Beeline. При реализации этого проекта использовались геолокационные сервисы: было необходимо не только обеспечить мониторинг передвижения клиентов в реальном времени, но и проанализировать предысторию их перемещений, чтобы не донимать предложениями таксистов, сотрудников аэропорта и местных жителей.

Среди прочих реализованных проектов можно выделить несколько весьма успешных. Главной задачей при этом, естественно, становится удержание клиентов. Необходимо в реальном времени реагировать на определенные события и их последовательность: звонки и посещение сайтов конкурентов, проблемы, возникшие у клиента. На основе этой информации следует формировать предложения, направленные на предотвращение ухода клиента.

Второе важное направление — дополнительные продажи. Оно всегда было актуальным, однако работа «вслепую» неэффективна. Сравнение данных из разных источников позволяет составлять более полные профили пользователей, изучать их образ жизни, привычки и предпочтения, провести микросегментирование. Целевые предложения, основанные на потребностях конкретной группы людей, дают гораздо больший эффект.

Наконец, очевидный финансовый эффект приносят проекты, направленные на оптимизацию работы контакт-центра. Проактивно выявив реальные или возможные проблемы и своевременно проинформировав абонентов, можно предотвратить шквал звонков в службу поддержки.

Нельзя упускать из виду и системы предотвращения мошенничества. Это тоже выгодные проекты, но они требуют отдельных мероприятий. В настоящее время проектная команда изобретает эффективную архитектуру, не нагружающую системы, являющиеся источниками данных.

Важно, что созданное «Вымпелкомом» решение для анализа Больших Данных включает не только техническое решение, но и «фабрику идей». В рамках выстроенных процессов происходит сбор предложений от подразделений и их переработка в конкретные бизнес-идеи и — что гораздо важнее — обеспечивается сохранение и накопление опыта.

[фото]

«Кластер из десяти не самых новых рабочих станций вполне может соперничать по эффективности с высокопроизводительным сервером», Виктор Булгаков, руководитель департамента управленческой информации компании «Вымпелком»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF