В последнее время все чаще приходится слышать что-то подобное, и не только от производителей, которые пытаются использовать надвигающуюся смену поколений для продажи новых, находящихся за гранью понимания социальных инструментов или «впарить» офисную мебель для их офисов... без стен и потолков.

Я слышал, как ИТ-директор, обращаясь к единомышленникам, говорил, что представители поколения миллениума нуждаются в помощи и обратной связи постоянно и круглосуточно, способны работать усердно, но не терпят попыток их организовать и не любят устоявшейся иерархии, боятся работать вне группы или без руководства, избегают прямого общения и должны знать все, что так или иначе их касается — от зарплаты до целей работы. Я слышал также, как менеджер технического подразделения жаловался, что поколение миллениума эмоционально зависимо, поглощено собственной персоной, работает непроизводительно, пусть даже и круглосуточно, и тратит массу времени на общение в социальных сетях.

Играя в работу
Превращение бизнес-процессов в игру
с набираемыми очками, получаемыми бонусами и призами может улучшить результаты. Конечно, если сделать это правильно. Геймификация — относительно новый термин, и его значение пока размыто. Однако его концепция проста: сделать бизнес-процессы веселыми и увлекательными, как в играх. На практике это может означать самые разные подходы, но есть несколько основных принципов геймификации:
простые и понятные сигналы для начала действия;
четкая и быстрая обратная связь;
прозрачное судейство, измеряемые критерии эффективности;
очевидные и достижимые пути развития.
Рассмотрим действия менеджера по продажам. Его цель — генерация как можно большей выручки. Чтобы достичь этой цели, нужно предпринять множество действий: звонки клиентам, внутренние совещания, участие в тренингах и т. п. В игровой модели за каждое действие начисляются баллы. Сделал «холодный» звонок? Независимо от его результата получи баллы. Это был твой сотый звонок за неделю? Ты выиграл приз — звание Маньяка холодных звонков, и все в компании об этом узнают, включая начальство. Заключил крупнейшую сделку? Ты — чемпион, можешь разместить свою медаль в Facebook, чтобы все видели, насколько ты крут!
Хорошо структурированная система признания успехов может создать в компании атмосферу Лас-Вегаса, побуждая сотрудников стремиться к достижению все новых целей.

Создается впечатление, что это группа людей, вынуждающих руководителей постоянно выказывать им всяческое одобрение, людей, которые не желают принимать решения или брать на себя ответственность, избегают иметь дело с другими людьми напрямую. Трудно представить, что при такой бизнес-культуре компании добиваются чего-то полезного. При этом воротилы Кремниевой долины всячески стимулируют таких людей, платят им гигантские зарплаты... Нет, здесь что-то не так.

Каждое новое поколение представляется не таким, как предыдущее, и, утверждаясь в мире, меняет его. И все же считается, что поколение миллениума совершенно особенное. Получается, что они такие — и они совсем не такие.

В большинстве академических исследований, посвященных этому поколению и написанных между 2007 и 2010 годами, когда мем «они не такие, как все» только начал распространяться, говорилось, что поколение Y отличается от предыдущего поколения ровно настолько, насколько вообще различаются поколения — просто представители предыдущих поколений забывают, какими они были в молодости. Когда мы только закончили институты, у нас были такие же социальные настроения, мы так же тяготели к объединению в группы, так же нуждались в одобрении авторитета, но верили, что уж мы-то совершенно свободны от уз прошлого и устаревших взглядов, в отличие от наших слабоумных боссов.

Поколение бэби-бумеров создало маловразумительное понятие Новой экономики, обозначившей кардинальный разрыв между десятилетиями бизнес-мышления, которые придавили экономику в конце 1990-х. С другой стороны, профессиональный подход «жадность — благо для экономики» бэби-бумеров и поколения X финансовых «гуру» привел к куда большим разрушениям в середине 2000-х.

И все же в некоторых исследованиях отмечается, что межпоколенческие различия у поколения Y глубже, чем прежде. Эти люди больше эмоционально зависимы и еще сильнее погружены в себя, чему виной могут быть родители, которые тряслись над своими чадами, и культура, которая все больше изолирует детей от мира ради их безопасности. Они также больше уверены в себе — хотя период их взросления пришелся на длившуюся несколько десятилетий рецессию. Это — благодаря постоянной положительной обратной связи («каждый — победитель»), которую они получали от своих потакающих им во всем родителей из поколения бэби-бумеров, а также от учителей и всех других помощников-воспитателей.

Вдохновлять и направлять
Согласно выводам, полученным в ходе исследований, проводимых «Делойт Туш», руководители крупных компаний столкнутся с существенными трудностями, стараясь соответствовать ожиданиям молодых специалистов. В частности, 70% будущих руководителей будут вынуждены отказаться от того, что на сегодняшний день предлагают традиционные компании, и предпочесть удаленную работу.
Представители поколения двухтысячных к 2025 году составят 75% мирового рынка рабочей силы. Они предпочитают работать в компаниях с высокой социальной ответственностью, способствующих формированию инновационного мышления и развивающих профессиональные навыки своих сотрудников.
Для того чтобы привлекать и удерживать талантливых специалистов, компании должны не только демонстрировать инновационность, но и разделять их мировоззрение. Сотрудники предпочитают, чтобы руководители не навязывали им свои идеи, а вдохновляли и направляли их, поддерживая такую рабочую атмосферу, в которой любой сотрудник может проявить себя и добиться успеха.

Есть и еще одно различие. Те представители поколения миллениума, которые и являются для многих людей его воплощением, работают в высокотехнологичных компаниях, действующих в режиме... мыльного пузыря в искаженной реальности. Я сталкивался с этим раньше, когда был «взрослым» менеджером в «свежесозданной» компании во время недавнего бума доткомов и когда блестящие выпускники институтов зарабатывали под 100 тыс. долл. (а сейчас это около 200 тыс. долл.) на первом же рабочем месте. Многие из них закончили тем, что стали жить вместе с родителями, после того как мыльный пузырь лопнул.

Подозреваю, что представителям поколения миллениума, работающим в других отраслях, проще приспособиться к установившейся культуре бизнеса и той рабочей среде, где есть место настоящим офисам и руководителям, где существует разделение обязанностей. Когда шок пройдет, те из Кремниевой долины тоже научатся приспосабливаться к ситуации «лопнувшего мыльного пузыря».

Легко добиваться успеха, когда все искусственно раздувается, но в трудные времена и успех приходит трудно. Так было, когда на сцену в 1970–1980-х годах вышли бэби-бумеры и предыдущее поколение — поколение X в 2000-х. Обстоятельства диктуют действия. Вспомните: первых представителей поколения X называли бездельниками, поскольку они вышли на рынок в тяжелые времена 90-х. Это оскорбление не затронуло тех, кто последовал за ними в тяжелые времена, и сейчас поколение X считают поколением уравновешенных интеллектуальных людей, готовых напряженно работать.

Это не означает, что поколение миллениума ничего нового не привнесет в мир. Эти молодые люди более беспристрастны, они легче принимают непохожих на себя людей (легче даже, чем первые бэби-бумеры, у которых перед глазами был пример хиппи), и они — пока — меньше копят знания как силу, а вместо этого ценят опыт и интуицию. Они легко переходят от одной идеи к другой и видят ценность открытого общения. Они способны еще больше демократизировать общество.

Конечно, все может кончиться и совершенно по-другому. Вспомним тех самых вдохновенных бэби-бумеров, провозгласивших лозунг «жить для себя», прикладывающих огромные усилия к тому, чтобы достичь расового и гендерного равенства, движимых идеей глобализма. Среди них и сторонники идеологии «жадность — это благо для бизнеса» и «принцип добровольности — это хорошо». Они уже немало прожили и сильно изменились. Да, со временем они сильно изменились, хотя некоторые положительные качества остались. И поколение миллениума изменится.

Не стоит отбрасывать мысль о хорошо оборудованном офисе или круглосуточно быть на связи только потому, что детишки думают, будто они все еще в студенческом общежитии. К ним надо прислушиваться и давать им шанс преуспеть или потерпеть неудачу хотя бы частично самостоятельно. Можно жить в согласии с новым поколением, не отказываясь от заработанных с таким трудом привычек и интуиции. На самом деле это поколение нуждается в проверке реальностью, чтобы понять, что его отличает. И организовать им это можете только вы.

 

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF