Данные превращаются в парадоксальный актив.

С одной стороны, мало кто сомневается, что данные становятся для организаций ценным активом, из которого можно извлечь ощутимую пользу, тем или иным образом «монетизировав» их бизнес-потенциал. С другой стороны, бизнес-руководители — те самые персоны, от кого реально зависит успех этой «монетизации», весьма смутно представляют, хотя бы какую именно пользу можно извлечь из данных, не говоря уже о том, как их «монетизировать». Вопрос: кто способен помочь топ-менеджерам оценить реальную пользу данных как актива?

Сформулируем этот вопрос более развернуто: кто тот специалист или менеджер, который возьмется изучить структуру накопленных и собираемых данных, сопоставит их с целями и задачами организации и отдельных ее структур и подразделений, после чего даст свое экспертное заключение о том, как еще можно заработать или сэкономить, опираясь на имеющиеся данные, каких данных не хватает, чтобы получить еще больше пользы, и — главное — определит, каким образом организация сможет заработать или сэкономить, и что для этого нужно — как-то иначе использовать те ИТ, что есть, освоить новые технологии, изменить бизнес-процессы, подходы к ведению бизнеса или предпринять еще что-то?

Сможет ли оценить пользу данных для бизнеса ИТ-руководитель, действуя в рамках своих традиционных полномочий? Очень надеюсь, что его квалификации будет достаточно, однако у него и без того много хлопот и обязанностей и непонятно, сможет ли он найти время и скрупулезно проанализировать ценность данных как актива. А задача эта действительно непростая. Аналитики компании KPMG рекомендуют разделить ее на две составляющие: имеющиеся данные превратить в полезную информацию, а полезную информацию — в реальные бизнес-результаты. И не факт, вообще говоря, что один-единственный эксперт в состоянии понять, как решать первую задачу и какой подход выбрать, чтобы решить вторую.

Вероятнее всего, это смогут сделать как минимум два эксперта или два коллектива экспертов, находящихся в подчинении у ИТ-руководителя. Одну команду может возглавить, например, директор по данным (Chief Data Officer), другую — «цифровой» директор (Chief Digital Officer). Но и тут немало вопросов. Как отмечают аналитики Gartner, в большинстве случаев сфера деятельности директора по данным ограничивается управлением информацией (точнее, управлением жизненным циклом информации), при этом акцент делается не на извлечении из данных реальной пользы для бизнеса и даже не на снижении стоимости владения той частью ИТ-инфраструктуры, где хранятся и обрабатываются данные, а на обеспечении требований государственных регуляторов. Чтобы директор по данным занялся оценкой возможностей по извлечению пользы из данных, потребуется серьезный сдвиг — и в должностных обязанностях, и в менталитете, и, возможно, в уровне компетенций.

Директор по цифровым технологиям мог бы озаботиться тем, как превратить действительно полезную информацию в реальные бизнес-результаты — разумеется, опираясь на возможности современной «цифры». Очень важно при этом, чтобы «цифровой» директор не просто оценивал возможности применения современных ИТ в своей организации, но активно опирался на потенциал, скрытый в полезной информации, которая в том или ином виде уже имеется в компании, ведь ключевая задача «цифрового» директора — извлечь синергетический эффект из трех «фундаментальных» компонентов: полезных данных, имеющихся на рынке ИТ и особенностей бизнеса конкретной компании, предложив не только способы сбора и обработки информации, но еще и новые бизнес-модели и — непременно — пути трансформации бизнеса с целью перехода к новым, более выгодным или более перспективным моделям деятельности и получения прибыли.

Предположим, что обе задачи выполнены: найдены способы извлечь действительно полезную информацию и определены пути ее «монетизации» — превращения в реальные бизнес-выгоды. ИТ-руководителю предстоит сыграть очень важную, центральную, роль — стать ключевым проводником и консультантом бизнеса в области извлечения пользы из данных и главной движущей силой перемен, нацеленных на реализацию намеченных планов. Именно ему выпадет честь убедить топ-менеджеров и акционеров в целесообразности трансформации бизнеса. Если перемены удастся успешно осуществить, то польза данных как актива станет для всех объективной реальностью, которую бизнес ощутит.