В действительности, несмотря на целый ряд препятствий, мешающих переходу на облачные технологии, 93% бизнес-подраз­делений — от отделов продаж до маркетинга и других — заявляют, что работают над освоением облачных сервисов, необходимых для бизнеса. Такие результаты показал проведенный фирмой 2nd Watch опрос ИТ-специалистов, работающих в компаниях разных отраслей.

Большинство бизнес-подразделений предпринимают такие действия в обход собственных ИТ-служб. В 2nd Watch установили, что 61% бизнес-под­разделений вообще игнорирует ИТ-службы — они своими силами выбирают облачные сервисы, финансируют их и управляют ими.

«Объем таких теневых ИТ-сервисов впечатляет, — заявил Мэтт Гербер, исполнительный вице-президент 2nd Watch. — Он гораздо больше, чем мы представляли до начала исследования, а участие ИТ-служб в этом процессе намного меньше, чем мы думали».

Отчет о результатах опроса был опубликован в декабре 2013 года под заголовком «2013 Cloud Services Adoption Rate Survey» («Исследование темпов освоения облачных сервисов в 2013 году»). Были опрошены 133 сотрудника, работающие в американских организациях из различных отраслей и разного масштаба в должности ИТ-директора, исполнительного вице-президента, менеджера по ИТ или разработчика. Уровень использования высоких технологий в отобранных для опроса компаниях был не ниже 37%.

Согласно результатам опроса, 43% ИТ-служб планируют разрабатывать брокерскую модель предоставления облачных сервисов для удовлетворения спроса со стороны бизнес-подразделений. В ИТ-службах, которые планируют реализовать брокерскую модель, рассчитывают к 2016 году предоставлять от 75 до 100% облачных сервисов бизнес-подразделениям своих компаний.

«В конечном итоге компании должны прийти к тому, чтобы в их распоряжении имелся каталог облачных сервисов, — пояснил Гербер. — Когда он разработан, можно предоставлять облачные сервисы и управлять ими так же, как предоставляются и управляются возможности собственных ЦОД и контакт-центров».

В первую очередь нужно заняться созданием структуры, обеспечивающей управление и соответствие нормативным требованиям

До недавнего времени фирма 2nd Watch в основном специализировалась на предоставлении своим клиентам инструментов поддержки получения облачных сервисов. Но результаты опроса, по словам Гербера, заставили компанию перенести центр тяжести в ее инструментарии главным образом на средства управления и обеспечения соответствия нормативным требованиям.

«Действия, связанные с освоением облачных технологий, сводятся в большинстве случаев к продаже и маркетингу, — отметил Гербер. — Это можно экстраполировать и на теневую ИТ-активность: она тоже сконцентрирована преимущественно на продажах и маркетинге. Можно совершенно спокойно утверждать: если специалист по маркетингу заявляет, что хотел бы развернуть некую новую кампанию за три-четыре недели, он не собирается ждать, пока ИТ-подраз­деление предоставит соответствующий сервис».

«Если вести речь о помощи в предоставлении облачных сервисов, то можно образно сказать, что табун несется по прерии, — отметил Гербер. — Вопрос в том, хорошо ли владеют лассо специалисты по предоставлению облачных сервисов и смогут ли они собрать лошадей в загон».

В 2nd Watch считают, что помочь может структура, обеспечивающая управление и соответствие нормативным требованиям. Если ИТ-служба не в состоянии предоставлять облачные сервисы с такой скоростью, какая нужна бизнесу, она должна по крайней мере публиковать список легитимных эталонных архитектур, которыми могут воспользоваться бизнес-подразделения при выборе сервисов. Если нет возможности предоставлять сервисы, нужно хотя бы обеспечить определенный уровень надежности, доступности и безопасности облачных сервисов, приобретаемых бизнес-подразделениями.

- Thor Olavsrud. How to Bring Shadow IT Under Control. CIO Magazine. January 16, 2014