Range Rover Evoque Pure

Незадолго до запланированного интервью с Джереми Винсентом, ИТ-директором производителя люксовых автомобилей Jaguar Land Rover, возникли технические проблемы на одной из производственных линий. Такое событие — серьезный стресс для любого ИТ-директора и любой компании, но для британского производителя это стресс вдвойне, потому что весь мир изголодался по его продукции, подобно большой кошке, в честь которой и получил свое имя Jaguar.

Винсент сообщил, что производство Jaguar Land Rover (JLR) работает на полную мощность и компания не может позволить себе допустить ночной простой, в результате которого с конвейера в Ковентри или Солихалле не сойдут почти что 200 автомобилей.

За 2012 год JLR удалось удвоить объем выпускаемой продукции. В настоящее время на трех заводах производятся более 300 тыс. автомобилей в год. При этом 80% из них отправляются на экспорт. Прибыль компании до вычета налогов в 2010–2011 годах составила 1,5 млрд фунтов стерлингов. С тех пор как в 2008 году контроль над JLR получила индийская группа Tata, автомобилестроитель непрерывно увеличивает количество занятого персонала, снабжая национальную экономику все новыми и новыми рабочими местами.

Рассказывая об успехах компании, Винсент подчеркнул, что ее автомобили выпускаются энтузиастами. Именно этим объясняется рост производства JLR и увеличение числа производственных линий до девяти. К 2014 году их количество должно вырасти до 14 — таковы амбициозные планы компании.

«Мы хотим довести число выпускаемых автомобилей до 850 тыс. в год, — отметил он. — Модель Range Rover Evoque, увидевшая свет в прошлом году, присоединится к недавно анонсированному спорткару Jaguar F-Type и полноприводным версиям XJ и XF. Land Rover увеличит и число автомобилей, выпускаемых с одной ведущей осью.

Глава индийской компании Ратан Тата недавно заявил, что в момент, когда Tata приобретала JLR, британская компания уже была не властна над своей судьбой. Поначалу возникали опасения, что, несмотря на планируемую глобальную экспансию, Tata с целью сокращения расходов перенесет производство в Индию. Письмо о намерениях и изучение возможности строительства завода в Саудовской Аравии рассматриваются сегодня в Великобритании как свидетельство растущего спроса на продукцию JLR.

В ходе беседы с Винсентом стало ясно: он абсолютно убежден в том, что JLR ждет яркое будущее. Коллеги называют Винсента «природной силой» и считают, что этот человек как нельзя лучше подходит для руководства ИТ-службой JLR после окончания владычества Ford.

Винсент и его команда рады возрождению британских марок люксовых автомобилей, но при этом вполне реалистично оценивают те вызовы, с которыми им в ближайшее время предстоит столкнуться.

«Волатильность котировок валют и цен, изменения, происходящие в китайской экономике, и кризис еврозоны — все это создает потенциальные угрозы для нашего дальнейшего развития, — указал он. — Кроме того, сегодня все очень пристально следят за безопасностью нашего производства, наличием вредных выбросов и соблюдением нами на своих территориях требований нормативных документов. Нынешнее поколение покупателей проявляет склонность к небольшому, экономичному и экологически чистому автомобилю. И думаю, что конструкторы Range Rover проделали неплохую работу в этом направлении». Автомобиль начал сходить с конвейера в сентябре 2012 года, он оснащен полностью алюминиевым шасси, благодаря чему его масса уменьшилась на полтонны, и компактным, но более эффективным двигателем, который при меньшем объеме выдает ту же мощность.

Винсент убежден в том, что JLR из организации, в которой на первом месте всегда стояли инженерные решения, очень скоро превратится в компанию, учитывающую рыночные «капризы» и ожидания потребителей. Чтобы удовлетворить меняющиеся запросы потребителей, от ИТ-директора и его коллег из бизнес-подразделений потребуется оперативная перестройка производственного цикла. Запуск полноприводных моделей XF и XJ расширяет возможности для выхода на рынок США, где 90% проданных автомобилей имели именно полный привод.

Крутой поворот

В марте 2008 года американский производитель автомобилей Ford продал JLR компании Tata за 1,15 млрд фунтов стерлингов. Это было меньше той суммы, которую Ford в свое время заплатил за два бренда. К началу 2008 года Land Rover приносил компании прибыль, а Jaguar нет. Последовавшая рецессия отнюдь не облегчила жизнь автомобилестроителей.

«В 2009 и 2010 годах у меня практически не было финансовых средств для стратегического и тактического роста, но начиная с 2012 года картина изменилась, — вспоминал Винсент. — 2009 год был поистине ужасен, и Tata действительно оказала нам очень серьезную поддержку».

В 2008 году, вскоре после того как JLR отделилась от Ford, Винсент был назначен на должность ИТ-директора Jaguar Land Rover. Алан Мамби, специализирующийся на подборе руководителей ИТ-служб, предложил Винсенту на выбор две должности ИТ-директора — в Гидрографическом управлении или в JLR.

«Эта работа оказалась именно тем, что мне было нужно», — заметил Винсент, оказавшийся в итоге в JLR. Спустя четыре с половиной года он по-прежнему остается в Ковентри и весьма доволен набранными темпами. «После прихода в компанию мне было ясно, чего здесь можно ожидать, — добавил он. — Имея опыт работы в EMI Music и Allied Domecq, я довольно быстро обнаружил, что между производством и продажей товаров повседневного спроса, как и между другими секторами, есть довольно много общего. ИТ нуждаются в консолидации, а у большинства крупных международных компаний образовались отдельные, довольно крупные технологические острова, которые приходится как-то связывать друг с другом. Соглашение о продаже накладывало на нас определенные ограничения. По большей части нам предстояло воссоздавать некие клоны систем Ford. Летом 2008 года не проходило, пожалуй, и недели, когда Ford, JLR, Fujitsu и IBM не выводили бы из эксплуатации очередной программный пакет. Этот процесс затронул 11 групп приложений. Одновременно мне приходилось заниматься разработкой стратегии. На сегодняшний день мы объединили множество различных процедур и гораздо лучше контролируем бизнес».

Возможность взглянуть на общую картину способствовала ускорению реализации планов JLR по упрощению операций и расширению ассортиментного ряда.

«Мы выпускаем автомобили, — подчеркнул Винсент. — Это сложный бизнес, а действия прежнего руководства JLR привели к тому, что он стал еще сложнее. У нас было много планов по повышению эффективности, сокращению постоянных затрат и улучшению поставок. Однако рецессия отбросила автомобилестроительную отрасль на годы назад. Модели конкурирующей марки Audi создаются на гораздо меньшем количестве платформ, определяющих конструкцию базовых элементов автомобиля — шасси и колесной базы. Мы хотим консолидировать платформы с базовыми данными и геометрией. От привычки использовать свою платформу для каждой отдельно взятой модели автомобиля пора отказываться. Как ИТ-директору мне приятно осознавать, что мы проводим согласованную с бизнесом стратегию».

Винсент с удовольствием рисовал диаграммы, поясняя свою точку зрения. Страницу блокнота он разделил на четыре части, соответствующие унаследованным ИТ, модернизации, непрерывным улучшениям и инновационным элементам. В унаследованном квадранте Винсент отобразил традиционный набор клиентов и сетей. «Этих элементов у нас накопилось довольно много, — констатировал он. — Мне по-прежнему приходится управлять ими, и самое главное здесь — не нанести урон бизнесу».

Ключевые компоненты плана «непрерывного улучшения» — это сокращение затрат, внедрение механизмов модернизации и повышение качества данных.

Жизненно важный четвертый квадрант инноваций предполагает использование технологий с целью укрепления конкурентоспособности и дальнейшего развития бизнеса. Для ИТ-директора именно здесь заложен основной потенциал.

«У нас разработана стратегия, затрагивающая все эти области, — указал Винсент, подчеркивая важность взаимосвязи всех четырех составляющих. — Конечно, нельзя забывать и рационализацию, но нам нужна новая технология преобразований, которая позволяла бы безболезненно выводить выработавшие свой ресурс активы из эксплуатации». Рационализация и упрощение имеют важное значение, но не они являются основными движущими силами. «Главное — это создание архитектуры, которая отвечала бы потребностям глобальной компании», — отмечал Винсент незадолго до того, как компания сообщила о возможном открытии завода в Саудовской Аравии.

От электронной почты к Gmail

Презентация Винсентом внедрения у себя в компании почтовой системы Google Mail вместо более традиционных платформ, проведенная на первой конференции CIO Summit в 2010 году, вызвала большой интерес.

«Я принял решение перейти на Gmail, потому что нам нужно было очень быстро продвигаться вперед, — пояснил он. — Компании JLR приходилось в срочном порядке отказываться от наследия и систем Ford. Сегодня сотрудники JLR используют до пяти различных приложений Google. С самого начала мы настаивали на том, чтобы люди взяли на вооружение Google Mail и Calendar. Все остальное не являлось обязательным, но всякий раз при более подробном знакомстве со средой Google я поражался широте ее функционала. Из управленческого персонала мы сформировали группу Google, рассылавшую официальные документы. Уже одно только это свидетельствует об уровне доверия, испытываемом JLR к провайдеру. Мы решили отказаться от формального обучения — люди знакомились с технологиями Google прямо у себя дома».

Такой подход, несомненно, повлиял на отношение персонала к входившим тогда в моду терминам «вычисления в облаке» и «консьюмеризация». Во всем мире у почтовой системы Gmail насчитывается 420 млн пользователей, но Винсента интересовали только те преимущества, которые сервисы Google могли принести JLR. Он понимал, что с наступлением эпохи консьюмеризации ИТ, используемые сотрудниками JLR дома, превосходили по своим возможностям средства, имевшиеся у них на работе. И это еще сильнее укрепляло его уверенность в необходимости выстраивания прочных взаимоотношений с Google.

«Google предоставляет свои услуги десяткам миллионов потребителей, — указал Винсент. — Сервисы компании обеспечивают высокий уровень безопасности и отличаются хорошей производительностью. Корпоративным ИТ-службам надо брать с Google пример».

После вхождения в состав группы Tata у JLR появилась возможность использовать сервисы системных интеграторов, одобренные ИТ-подразделением Tata TCS.

«Я отношусь к Tata как к нашим владельцам и инвесторам, — заметил Винсент. — Это вовсе не значит, что они что-то диктуют. Нам позволено иметь свою точку зрения и поступать в соответствии со своими предпочтениями. Мы приносим прибыль и считаемся одной из главных жемчужин в короне Tata. В ИТ-сфере я сделал конкретный выбор в пользу средств, которые я могу почерпнуть у группы Tata, не делая ей никакого одолжения. Через это проходит любой поставщик. Осенью 2012 года, по истечении двух лет с начала сотрудничества, с TCS было подписано соглашение об обслуживании части унаследованных нами ресурсов, включая глобальную программу SAP. Такое решение было принято главным образом потому, что TCS хорошо знакома с данной предметной областью и имеет опыт работы в глобальной сфере, чем мы похвастаться не могли. Через три года JLR превратится в глобальную компанию, вследствие чего сложность входящих и исходящих поставок заметно возрастет. В движении отдельных компонентов и готовой продукции произойдут серьезные изменения, а наши нынешние системы не готовы к такому повороту. Сегодня речь идет об увеличении масштабируемости наших корпоративных ИТ, а для этого нам нужна современная ИТ-архитектура».

Задача, стоящая перед Винсентом и руководством JLR, заключается в создании такой ИТ-архитектуры, которая позволила бы компании внедрить программы для разработки новых продуктов. Капитальные затраты на решение этой задачи оцениваются в 125 млн фунтов стерлингов.

«Без серьезной ИТ-поддержки проектирование и выпуск новых продуктов нереальны, — подчеркнул Винсент. — Конечно, есть бизнес, развитие которого возможно и без серьезных вложений в ИТ, скажем овцеводство. Но ни одна крупная высокотехнологичная компания не сможет расти без инвестиций в ИТ. В нашей сфере, например, управление крупным бизнесом предполагает наличие систем трехмерного проектирования, создание оптимальной геометрии и безопасное тестирование».

Виртуальный демонстрационный зал

С выходом продукта использование инноваций в сфере высоких технологий не заканчивается. Сегодня команда Винсента работает над созданием виртуальных дилерских систем.

«Число дилеров у нас увеличивается, а стоимость недвижимости во всем мире растет, — пояснил он. — Возникает вопрос, каким образом мы будем демонстрировать свои автомобили и различные их конфигурации при расширении ассортиментного ряда? Предполагается делать это виртуально. Обсудив вопрос с генеральным директором, мы решили создать прототип виртуальной системы, которая позволила бы дилерам демонстрировать различные конфигурации автомобилей Jaguar на большом экране. Таким образом, у клиентов появится возможность совершить своеобразный виртуальный тур. Эта система крайне важна для последующих продаж автомобилей F-Type и новой модели Range Rover, и мы решили построить ее на уже испытанных технологиях. Новая система использовалась в ходе презентации F-Type на Парижском автосалоне и обработки предварительных заказов клиентов. Теперь мы планируем ее полномасштабное развертывание».

Винсент подчиняется непосредственно генеральному директору, и в ходе их откровенных бесед формируется концепция ИТ, которая должна способствовать ускорению реализации амбиций JLR. Сложные задачи нравятся ИТ-директору, и он с удовольствием наблюдает за тем, как меняется роль ИТ, принимая в этом процессе самое непосредственное участие.

«Думаю, любой ИТ-руководитель находится сегодня в самом эпицентре происходящих в мире преобразований, и так будет продолжаться еще по крайней мере несколько лет, — заметил Винсент. — На протяжении последних 25 лет ИТ-отделы составляли ударную мощь ИТ, на них возлагалась задача управления настольными компьютерами и их интерфейсами. В это время сформировались лидеры моего возраста. Благодаря полученному опыту я достиг определенных высот, но сегодня нужно внедрять новые технологии XXI века, которые способствовали бы дальнейшему повышению нашей конкурентоспособности».

Для решения проблем, стоящих перед бизнесом, возможностей имеющихся технологий всегда не хватало. Но в последнее время ситуация начала меняться.

«Будучи руководителями высшего звена, мы видели, что технологии не справляются с поставленными задачами, но сейчас у нас появилось желание взглянуть на происходящее по-другому», — подчеркнул Винсент.

Автомобилестроительная отрасль Великобритании подвергалась критике на протяжении многих лет, и только последние успехи JLR привели к тому, что отношение стало меняться. Винсент, как и его работодатели, не боится идти нехожеными путями, а его откровенные оценки технологий, поставщиков и роли ИТ-директора позволяют проводить параллели со смелостью и предприимчивостью одного из основателей Jaguar, сэра Уильяма Лайонса, сумевшего когда-то создать один из самых интересных в мире автомобилей.

 

Mark Chillingworth. CIO Jeremy Vincent hunts down an exciting future at Jaguar Land Rover. CIO (UK). 02/06/2013