Более половины зарубежных компаний из сферы автомобилестроения, энергетики и коммунальных услуг, производства, транспорта и логистики, а также розничной торговли к 2015 году планируют применять M2M-технологии, говорится в исследовательском ежегодном отчете-опросе Vodafone M2M Barometer Report 2013: снижение стоимости M2M-решений и оборудования приведет к быстрому росту спроса на них. Наиболее активны будут небольшие организации, и в течение ближайших двух лет они обгонят крупные предприятия по уровню внедрения телематических решений. Производители за счет телематических решений будут стремиться снижать себестоимость для повышения конкурентоспособности. Рассмотрим, какие задачи в сфере применения М2М сегодня решает российский бизнес.

Мобильные технологии M2M (Machine-to-Machine, M2M — общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом или же передавать ее в одностороннем порядке) используются достаточно давно — банками для управления сетями банкоматов, платежными системами, системами мониторинга транспорта на основе GPS, а теперь и ГЛОНАСС. Но их бурный рост в России начался всего несколько лет назад. Ограничивают повсеместное использование технологий M2M, по мнению экспертов, отсутствие комплексных и отраслевых решений, проблемы безопасности и пока довольно высокая цена как самих телематических устройств, так и их поддержки. По словам Сергея Гупаисова, руководителя отдела информационных систем «Мон’дэлис Русь», проектов в данной области реализовано пока немного, но интерес к М2М сегодня велик. «В связи с мобилизацией пользователей, компании все глубже изучают возможности мобильных платформ и озабочены сохранностью данных на них. При этом многие вендоры предлагают MDM-платформы в режиме SaaS, что облегчает подключение и снижает издержки на начальном этапе, обеспечивая низкую цену входа», — рассказывает он. В «Мон’дэлис Русь» развернута система MobiControl от компании Soti. Решение используется для контроля 600 торговых представителей, и планируется подключить еще более двух тысяч торговых представителей дистрибьюторов.

«Ограничениями при внедрении и эксплуатации являются специфика отрасли, соответствующее законодательство и технологические препятствия: неспособность гибко формировать тарифы, производить онлайн-тарификацию, строить иерархию тарифов для распространения через третьи организации», Дмитрий Рыбас, технический директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп»

Современное состояние

С помощью решений на базе М2М компании обеспечивают автоматический сбор и анализ данных (показателей счетчиков, датчиков, транзакций), отказываясь от ручного сбора и ввода данных и таким образом минимизируя ошибки и повышая возможности аналитики. Телематические сервисы наиболее популярны, как считают российские эксперты, на транспорте, в сфере безопасности, финансов и ЖКХ.

Дмитрий Рыбас, технический директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп», компании, которая предлагает собственные М2М-разработки и решения, созданные совместно с партнерами, например Hewlett-Packard и Gemalto, отмечает, что отдельные узкоспециализированные решения (противоугонные системы, оборудование ЖКХ) появились 6–7 лет назад, но активно развиваться российский рынок M2M начал примерно в 2009 году. «Именно тогда телеком-операторы «большой тройки», понимая растущую популярность таких сервисов, запустили платформы, позволяющие системно вводить новые тарифы для медицины, промышленности, транспорта, обеспечения безопасности и пр. Как правило, эти решения осуществляют управление конечными устройствами (MDM) и гибкую тарификацию в реальном времени», — поясняет он. Стимулом для развития отрасли М2М в России стало распространение терминалов оплаты и охранных систем для автотранспорта, а также федеральные программы модернизации ЖКХ. «Сейчас в нашей стране работает более 5 млн M2M-устройств, а к 2015 году, по прогнозам, их число превысит 15 млн. Особую популярность набирают системы класса «Умный дом», и они наверняка будут способствовать развитию телематических решений», — считает Рыбас и уточняет, что, согласно оценкам экспертов, лидером российского рынка является компания «МТС», с которой «Энвижн Груп» тесно сотрудничает в этой области.

Сергей Гупаисов, руководитель отдела информационных систем «Мон’дэлис Русь»
«MDM-платформы, предлагаемые в режиме SaaS, существенно облегчают подключение и снижают издержки на начальном этапе (“цена входа” ниже)», Сергей Гупаисов, руководитель отдела информационных систем «Мон’дэлис Русь»

На сегодня более 2,3 млн sim-карт МТС задействовано в телематических проектах. Подавляющее большинство из них традиционно используется в мониторинге транспорта (см. диаграмму), системах безопасности, промышленности (особенно в нефтегазовой отрасли), а также в организации работы сетей банкоматов и терминалов при помощи защищенных каналов обмена данными между устройствами. «Поступательный рост количества используемых телематических sim-карт обусловлен двумя основными причинами, — поясняет Сергей Иревли, директор департамента МТС по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка. — Во-первых, если еще несколько лет назад М2М-решения использовались только крупными компаниями, то сегодня они доступны для малого и среднего бизнеса. К примеру, наш опыт показывает, что внедрение удаленного мониторинга транспорта уже в первые месяцы сокращает эксплуатационные расходы автопарка среднего и даже малого предприятия на 15–20%. Во-вторых, мы расширяем области применения телематики. Сегодня М2М-решения от МТС активно используются в ЖКХ для учета потребления воды, газа и электроэнергии. В здравоохранении они используются, к примеру, в мобильных кардио­графах и дают возможность врачам делать кардиограмму вне лечебного учреждения».

Сергей Балашов, старший менеджер продукта по международным проектам компании «Билайн», также отмечает, что М2М-решения начинают активно использоваться в классической телеметрии: ЖКХ, энергетике, промышленности — но, несмотря на активный рост, российский М2М-рынок по-прежнему находится на ранней стадии развития и по своим размерам пока не сопоставим с рынками Европы, Азии и Северной Америки. «М2М-решения становятся все более популярными, но главным образом в корпоративном сегменте в рамках бизнес-процессов или в рамках продуктов и услуг, создаваемых компаниями. Персональных М2М-решений в России гораздо меньше. Классическая для западных стран вертикаль «Потребительская электроника» у нас развита пока очень слабо. Тем не менее другие сегменты рынка развиваются достаточно активно. Все чаще компании, имеющие транспортные парки, устанавливают на автомобили системы мониторинга. В этом же сегменте мы ждем активного роста в перспективном направлении «Умное страхование»», — говорит он.

Как пример, летом 2013 года МТС и «Ренессанс страхование» запустили совместный продукт для корпоративных клиентов, который позволяет рассчитывать стоимость страхования для автопарков на основе удаленного мониторинга с использованием технологий мобильной передачи данных между устройствами. «Умное автострахование» предусматривает установку на автомобили корпоративных клиентов страховой компании телематического оборудования МТС, которое при помощи М2М-сервисов оператора позволит обобщить и проанализировать информацию о характере эксплуатации и манере вождения транспортных средств: времени нахождения автомобилей в движении, распределении маршрутов, количестве резких ускорений и торможений и других параметрах. На основании полученных данных для корпоративного клиента будет рассчитываться индивидуальный страховой тариф.

Препятствия

Основными препятствиями, мешающими более широкому внедрению телематических решений, в исследовании Vodafone называются высокие затраты и проблемы обеспечения безо­пасности. В России, помимо этих проблем, ограничениями при внедрении, по мнению Рыбаса, являются отраслевая специфика и соответствующее законодательство: «Например, конечные устройства для медицинской сферы должны обязательно проходить клинические испытания. Есть и технологические барьеры: неспособность гибко формировать тарифы, производить онлайн-тарификацию (это важно, так как устройства имеют низкое ARPU), строить иерархию тарифов для распространения через третьи организации (например, страховые компании). Если операторы сумеют преодолеть перечисленные проблемы, то смогут эффективно развивать предложения в секторе М2М».

Балашов отмечает, что, помимо ряда трудностей при внедрении, существуют еще и проблемы использования М2М-решений: для компании, которая оплачивает мобильный трафик, генерируемый ее М2М-устройствами, необходим удобный инструмент по контролю, мониторингу и управлению sim-картами, чтобы исключить проблемы с их нецелевым использованием, перерасходом средств на связь, диагностикой, а также избежать трудностей с управлением своим М2М-хозяйством. Таким инструментом может быть, например, «Центр управления М2М» от «Билайн Бизнес». Другое препятствие — отсутствие оптимального решения. «Зачастую компаниям приходится необходимое оборудование закупать у одного поставщика, сам сервис — у другого, связь — у оператора. Взаимодействие с несколькими контрагентами может привести к неудобствам как при запуске решения, так и при его эксплуатации», — поясняет Балашов. Поэтому «Билайн Бизнес» развивает направление конечных сервисов, включающих в себя сам сервис, услуги передачи данных и оборудование, — например, продукты «Автомониторинг» и «Видеоконтроль».

 

«Компаниям необходим удобный инструмент для контроля, мониторинга  и управления SIM-картами, а также комплексные решения, чтобы не закупать необходимое оборудование у одного поставщика, сам сервис — у другого, связь — у оператора», Сергей Балашов, старший менеджер продукта
по международным проектам «Билайн»

 

«Поступательный рост количества используемых телематических sim-карт МТС обусловлен двумя основными причинами: ростом эффективности  и доступности решений для малого и среднего бизнеса и расширением области применения  телематики», Сергей Иревли, директор департамента МТС по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка
«Поступательный рост количества используемых телематических sim-карт МТС обусловлен двумя основными причинами: ростом эффективности
и доступности решений для малого и среднего бизнеса и расширением области применения
телематики», Сергей Иревли, директор департамента МТС по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка

Перспективы

Такие комплексные решения — одно из наиболее перспективных направлений развития М2М-рынка. Чтобы отвечать отраслевым особенностям клиентов и обеспечить их глобальным покрытием, компании Ericsson и SAP AG договорились совместно продвигать и продавать облачные M2M-решения и услуги через операторов по всему миру. Облачные технологии, по мнению экспертов, должны сделать решения доступными не только для крупных компаний, но и для среднего и малого бизнеса, а взаимодействие с операторами — увеличить зону покрытия и доступность широкого спектра решений.

Диаграмма
Диаграмма

Пока же использование мобильных М2М-устройств в глобальном масштабе наталкивается на невозможность обеспечить стабильную связь силами одного оператора из-за разрозненности географии присутствия. «Билайн Бизнес» совместно с другими операторами в рамках международного М2М-альянса готовит решение для мультинациональных компаний, которым необходимо устранить проблемы с роумингом для своих продуктов и программ. В частности, оно позволит крупнейшим автопроизводителям оснащать все свои новые машины встроенными модулями с SIM-картами, чтобы клиенты могли получить единую стоимость трафика по всему миру, единую точку входа и единый счет, упростить логистические процессы. Именно благодаря феномену подключенного автомобиля (connected car), по данным Vodafone, за рубежом M2M-решения используются наиболее активно в автомобильной промышленности (19%), широкое распространение телематика получила в управлении автопарком и активами — на долю транспорта и логистики приходится 12% рынка, 13% — доля ЖКХ и энергетики, а 10% — розничной торговли, где телематика используется для управления цепочками поставок.

По данным Ericsson, к 2017 году объем рынка услуг для организации межмашинного взаимодействия превысит 200 млрд долл. Разного рода альянсы дают возможность использовать этот потенциал.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF