Первые итоги автоматизации записи в дошкольные образовательные учреждения и трудности, с которыми пришлось столкнуться, обсудили и проанализировали участники круглого стола «Электронная очередь в дошкольные учреждения: региональный опыт внедрения и перспективы развития», организованного Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области совместно с Министерством образования Московской области при поддержке журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU)

Мария Юргелас, министр государствен­ного управления, информационных технологий и связи Московской области
«Мы хотим создать единую систему, позволяющую планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем — в рабочих местах», Мария Юргелас, министр государствен­ного управления,
информационных технологий и связи Московской области

Ликвидация очередей в детские сады признана задачей государственной важности. Указ Президента РФ (от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») предписывает покончить с очередями в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет к 1 января 2016 года. Выполнять это решение придется, несмотря на то что в некоторых регионах нет ни свободных мест в детских садах, ни денег в бюджете на их строительство.

Во многих городах и районах электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) опробовали еще три-четыре года назад. А вот опыт предоставления такой услуги на региональном уровне только начал накапливаться. Общерегиональная элек­тронная запись в ДОУ действует в Амурской области и Башкортостане, на Сахалине и в Татарстане. В 2013 году информационные системы для записи в детсады запущены в Московской, Ростовской и Тульской областях, на 2014 год аналогичные планы строят в Хабаровском крае и в других субъектах федерации.

Приступить к ликвидации

Самая длинная очередь в детсады скопилась в Московской области — более 206,5 тыс. заявлений. Население ежегодно прирастает на 30 тыс. малышей (в том числе за счет мигрантов), а потому резко увеличивается дефицит мест в дошкольных учреждениях, многие из которых ранее были перепрофилированы. Власти признали необходимость ликвидации очереди в детские сады одной из приоритетных задач области и включили в программу губернатора «Наше Подмосковье» создание единой информационной системы (ЕИС) для записи в ДОУ.

Прежде всего электронная очередь призвана сделать процесс зачисления ребенка в садик прозрачным и снизить социальную напряженность. Родители самостоятельно могут отследить продвижение своего ребенка в очереди, убедиться в отсутствии «блата», в том что приоритет имеют только льготники.

«Власть должна быть открытой, — убеждена Мария Юргелас, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. — Если проблема есть, люди должны знать о ее существовании. Поэтому необходим информационный ресурс».

Экономика очереди

Помимо социальной задачи, внедрение электронной очереди преследует важную экономическую цель — планирование мероприятий по созданию дополнительных мест. Каждый муниципалитет разрабатывает дорожную карту, где указаны подобные мероприятия: закупка услуг частных детсадов, открытие семейных групп и групп кратковременного пребывания, выплата многодетным родителям денежной компенсации, ремонт и возвращение в систему зданий бывших детских садов, развитие государственно-частного партнерства, рациональное использование имеющихся помещений и строительство новых ДОУ. Фиксация точной численности очереди на определенную дату — ключевое условие для понимания того, как финансировать программу создания дополнительных мест, считает Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области.

Самый дорогой способ создания новых мест в ДОУ — строительство. Капитальные затраты на обеспечение места в детском саду для одного ребенка составляют около 950 тыс. руб., так что ошибки в планировании и учете количества нуждающихся обходятся недешево. Для качественного планирования и оптимизации затрат на строительство новых детсадов требуются актуальные и точные данные о потребностях районов в дополнительных местах. «Мы централизовали все районные ресурсы, чтобы на основе первичной информации вести единую базу, формировать аналитические отчеты и принимать правильные решения о строительстве», — рассказывает Юргелас.

Быстрыми темпами

Госконтракт на создание инфраструктуры электронной записи в ДОУ на сумму 19 млн руб. выиграла компания «Ростелеком», имеющая опыт внедрения подобных систем, в том числе в трех районах Подмосковья. Наряду с программным продуктом «Ростелеком» предоставляет услуги по настройке и эксплуатации системы, а также средства защиты каналов связи. «Это выгодно, так как позволяет быстро получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру и избавиться от «головной боли» по ее эксплуатации и администрированию», — поясняет Татьяна Сидорук, главный специалист отдела дошкольного образования и воспитания Солнечногорского района.

«Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем», Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области
«Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем», Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области

В Московской области свыше 2 тыс. дошкольных учреждений и более 500 тыс. детей в возрасте до семи лет. «Введение электронной очереди в таких масштабах — задача очень серьезная и ответственная», — подчеркнула Запалацкая. Тем не менее подготовить и запустить единую информационную систему «Зачисление в ДОУ» удалось в очень короткие сроки — за четыре месяца. С июля 2013 года система введена в действие, а с сентября переведена в промышленную эксплуатацию. За два месяца в ЕИС было подано 32 тыс. заявлений, из них 12,5 тыс. — через областной портал госуслуг.

Электронная очередь позволила создать актуальную региональную базу данных, исключив дублирование заявлений по одному и тому же ребенку, сформировать единые реестры ДОУ и их воспитанников, упростить и ускорить процедуру зачисления, а также выявить детей, которым понадобится место в садике в текущем году или в ближайшие годы.

Средства на поддержку и развитие ЕИС заложены в бюджет из расчета 20–25% первоначальных затрат, отдельно выделены средства на каналы связи, информационную защиту и интеграцию с другими ресурсами. В текущем году намечено создать единый контур безопасности, обеспечив централизованный контроль защиты персональных данных.

Независимость как препятствие

Источником главной проблемы, с которой сталкиваются все регионы при переводе услуг в электронный вид, является закон о принципах организации местного самоуправления. Он наделяет муниципалитеты самостоятельностью по широкому кругу вопросов — в частности, у каждого из них собственный регламент записи в дошкольные учреждения. «Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами», — отмечает Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области.

Приведение к общему знаменателю порядка приема в ДОУ в 72 районах и городских округах было самой сложной задачей и в подмосковном проекте. Чтобы унифицировать правила приема в детские сады и постановки на учет, пришлось тщательно проработать примерный административный регламент. «Договориться со всеми главами муниципалитетов было крайне сложно, и без поддержки губернатора Московской области Андрея Воробьева это бы не удалось», — подчеркивает Юргелас. По наблюдениям Алексея Матвеева, замдиректора департамента «Армада Софт», подобная ситуация весьма типична — создать единые правила получается только при наличии жесткой воли со стороны региональной власти.

После того как позиции были согласованы и главы муниципалитетов поддержали проект, ЕИС запускалась под их личную ответственность и кураторов на местах они назначали сами. Единый регламент приняли на правительственной комиссии и утвердили нормативным актом. На его основе муниципалитеты разработали собственные регламенты зачисления в детсады в электронном виде, поскольку каждый район и округ имеют свою специфику и вправе устанавливать дополнительные льготы.

Через тернии

Переход на новую технологию всегда проходит напряженно: повышенные трудозатраты, высокий уровень неопределенности, недовольство пользователей... Дополнительное напряжение вызвали чрезвычайно сжатые сроки создания единых паспортов учреждений, внесения в базу предельно точных сведений по спискам воспитанников и очередников.

Первым серьезным препятствием при внедрении региональной системы стало элементарное непонимание: зачем она нужна, когда весь процесс налажен и работает? К началу создания региональной системы электронной очереди уже имелись подобные системы масштаба районов в 25 муниципалитетах, но они выполняли очень узкую функцию, не обеспечивая скоординированного решения проблем в области в целом. К примеру, один ребенок нередко ставился в очередь сразу в двух районах — по месту прописки обоих родителей.

С переходом на единую систему, где в качестве идентификатора используется номер свидетельства о рождении, все районы «вычистили» базу и устранили дублирующиеся записи. Возможность просматривать комплектацию групп во всех детсадах в режиме реального времени позволила оперативно вносить в нее изменения. В результате уже к сентябрю очередь в детские сады Подмосковья сократилась на 4 тыс. человек.

«Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами», Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области

Простота и удобство электронной записи привели к заметному росту потока заявлений из удаленных поселений. Так как после дистанционной подачи заявления родителям все равно необходимо лично принести документы в дошкольный отдел, нагрузка на сотрудников выросла.

Как свидетельствует опыт Ярославской области — это временные трудности. «Уже через несколько месяцев работы системы люди поняли, что трудозатраты уменьшились, работать стало проще, а главное, появилось понимание происходящего», — вспоминает Седова. По ее словам, с введением электронной очереди время на комплектование групп в детских садах сократилось с нескольких дней до нескольких часов. Ярославская система пока не выведена на портал госуслуг (доработку веб-сервиса планируется завершить только к концу года), но время на прием граждан уже сократилось. «Ресурс позволяет сотрудникам принимать вдвое больше граждан», — подтверждает Татьяна Крупко, начальник отдела дошкольного образования Мытищинского муниципального района Московской области.

В «одно окно»

Чтобы разгрузить дошкольные отделы и обеспечить время ожидания родителей в очереди не более 15 мин., предлагается начать запись в детсады в многофункциональных центрах (МФЦ). Если в муниципалитете приходится ждать приема минимум 20 мин., то в МФЦ это время обычно не превышает 2–5 мин., и условия там более комфортные. Оператор МФЦ проверит документы и заверит своей ЭЦП новую запись в базе, эту запись сразу увидит сотрудник департамента образования. «Это также значительно разгрузит дошкольные отделы в муниципалитетах и позволит высвободить дополнительное время для работы по введению нового стандарта дошкольного образования», — говорит Запалацкая.

Трудности перевода услуг в «одно окно» связаны опять с «самостийностью» муниципалитетов: где-то МФЦ не хотят брать на себя эти функции, а где-то департаменты образования не желают их отдавать. На специально созданных комиссиях глав муниципальных образований убеждают в необходимости этого шага, только потом решение закрепляется на уровне региона.

Правительство Московской области уже приняло решение об обязательном предоставлении услуги записи в ДОУ через МФЦ. Сегодня в Подмосковье открыто 15 МФЦ, к концу 2015 года их будет 94. При подаче документов в дошкольный отдел или МФЦ пока требуется физическое присутствие.

Перевод в электронный вид одной услуги, в которой задействованы все муниципальные образования, обходится подмосковному бюджету примерно в 20 млн руб. К настоящему времени в Московской области в электронный вид переведено 88 услуг.

Прозрачность, управляемость, точность

Ключевые цели проекта в результате достигнуты. Очередь стала прозрачной: родители на портале госуслуг могут посмотреть, на каком месте находится ребенок в каждом из выбранных садов, и отследить, как изменяется его статус. «Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем», — утверждает Запалацкая. Свежие данные из ЕИС о количестве очередников уже учтены в пятилетней программе, предусматривающей строительство детских садов.

Помимо наблюдения за приростом сети ДОУ и динамикой очереди, руководители Минобра, муниципальных департаментов образования, администрации районов и городских округов могут судить о качестве предоставляемых услуг, так как выбор родителей определяется не только близостью садика.

 

 

 

Алексей Матвеев, заместитель директора департамента «Армада Софт»
«Создать единые правила возможно только при наличии жесткой воли со стороны региональной власти», Алексей Матвеев, заместитель директора департамента «Армада Софт»

На горизонте и за ним

Согласно намеченным планам, в Подмосковье вскоре появятся новые сервисы, увязанные друг с другом в целостную систему управления образованием. «Мы хотим вести ребенка от момента рождения до поступления в институт, создать единую систему, позволяющую планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем — в рабочих местах», — поясняет Юргелас. С 2014 года начнется создание единой информационной системы образования, в которую, помимо записи в детсады и школы, будут интегрированы электронный дневник, электронный журнал и другие информационные сервисы.

На построение единого информационного пространства в сфере образования и интеграцию соответствующих электронных услуг нацелены и другие регионы. Пилотный проект по автоматизации региональной системы управления образованием провели в 2013 году в республике Коми. В Москве создается комплексная информационная система «Госуслуги в сфере образования в электронном виде», которая будет интегрирована с региональной СМЭВ, столичным порталом госуслуг и единой системой ведения реестров, регистров, справочников и классификаторов.

«Будущее — за комплексными услугами, когда человек приходит в МФЦ со справкой о рождении ребенка и сразу регистрирует его по месту жительства, получает гражданство и ставит в очередь в детсад», — считает Матвеев. Впрочем, если интеграция с загсами и единой медицинской системой пройдет успешно, возможно, и справка не понадобится.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF