Создание фундамента для полноценной информатизации лечебных учреждений: построение защищенных инфраструктуры и каналов связи, внедрение ключевых информационных систем — итог реализации первого этапа информатизации здравоохранения в Саратовской области

Программа модернизации здра­воохранения, рассчитанная на 2011–2013 годы, подразумевает создание региональных сегментов единой государственной информационной системы здравоохранения. На момент начала реализации программы регионы находились в разном стартовом положении. У некоторых была выстроена качественная инфраструктура и внедрен ряд систем, а, например, в Саратовской области локальные вычислительные сети присутствовали только в трех лечебно-профилактических учреждениях, в четырех же работали фрагменты медицинских информационных систем. Региону предстояло поднять планку уровня автоматизации на достаточно высокий уровень за чрезвычайно ограниченное время: реально программа начала работать только в последнем квартале 2011 года после подписания всех необходимых документов на федеральном уровне, а завершить проекты необходимо было до начала 2013 года.

«Сегодня мы уже достигли среднего уровня. Как и в большинстве субъектов, у нас выполнен первый этап автоматизации — создана инфраструктура, развернуты сервисы, обучены специалисты. Это был беспрецедентный проект по объемам и скорости реализации. Пришлось мобилизовать все усилия, привлечь всех возможных подрядчиков по разным направлениям», — рассказывает первый заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра региона Сергей Бобылев.

 

Сергей Бобылев, первый заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра
«Теперь наша задача — построить эффективное взаимодействие между федерацией и регионами и получить отдачу от внедренных решений, чтобы конечные потребители медицинских услуг — пациенты — могли комфортно пользоваться всеми предоставляемыми здравоохранением
услугами», Сергей Бобылев, первый заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра

Основные задачи

Одна из основных задач Медицинского ин­формационно-аналитического цент­ра Саратовской области — информатизация здравоохранения региона: внедрение современных информационных систем, выполнение функции оператора этих систем, их обслуживание и сопровождение. Кроме этого, центр занимается медицинской статистикой, формированием различных отчетов, аналитикой. Поэтому именно на МИАЦ были возложены организация, мониторинг и координация всех работ по модернизации здравоохранения с целью внедрения современных информационных систем. В рамках этих работ и был построен региональный сегмент единой информационной системы здравоохранения в соответствии с концепцией информатизации здравоохранения, утвержденной Минздравом России. Он включает определенный набор информационных систем, часть которых регламентирована на федеральном уровне. «За два с половиной года было создано более десятка таких систем, — рассказывает Бобылев. — Часть связана с решением задач управленческого характера (в сфере управления отраслью в регионе), часть — с организацией предоставления медицинской помощи».

В первую очередь с помощью компании «Барс Груп», были решены следующие задачи: создание сайтов ЛПУ, содержащих всю необходимую информацию об услугах, которые там оказываются, о порядке оказания этих услуг, врачах и их квалификации и т. п.; создание портала здравоохранения Саратовской области; внедрение электронной записи на прием к врачу во всех учреждениях, оказывающих амбулаторную помощь; создание электронной регистратуры с возможностью записи через Интернет или инфоматы во всех ЛПУ, работающих в рамках обязательного медицинского страхования. Региональная информационно-аналитическая система «Барс.Web-Единая регистратура» начала работать уже в конце 2011 года и сегодня интегрирована с федеральной электронной регистратурой, региональным и федеральным порталом государственных услуг.

Помимо этих решений, в регионе были реализованы система мониторинга здравоохранения для сбора показателей и создания статистических отчетов и система мониторинга модернизации, интегрированная с федеральным сегментом. «Система сбора, хранения и анализа статистических отчетов позволяет отказаться от бумажных технологий и пересылки документов по почте — теперь все находится в единой региональной системе сбора информации и анализа, — поясняет Бобылев. — Сегодня все необходимые системы обмениваются информацией с федеральными ресурсами, например: электронная регистратура, МИС, паспорт ЛПУ, созданная на базе облачных технологий система управления кадрами, интегрированная с единым федеральным регистром медицинских и фармацевтических работников». Создана и единая региональная система управления льготным лекарственным обеспечением.

Следующий шаг

Так же как и в других регионах, до конца 2013 года в Саратовской области необходимо внедрить медицинские информационные системы для ведения электронных медкарт (ЭМК), что по замыслу Министерства здравоохранения РФ должно способствовать созданию общего хранилища на федеральном уровне. «Создание ЭМК для 60 лечебных учреждений было самой масштабной работой, наиболее сложным и интересным проектом, — рассказывает Бобылев. — В проекте было задействовано почти четыре тысячи врачей». Генеральным подрядчиком по проекту выступала компания «Рос­телеком», реализацией занималась непосредственно компания «Барс Груп». Было проведено обследование ЛПУ, проектирование. На разворачивание облачного решения на серверах «Рос­телекома» и настройку ушло всего 1,5 месяца, и к концу 2012 года регион получил работающее решение — электронную медицинскую карту, систему, которой с 2013 года пользуются больницы.

Риски в проекте, по оценкам Бобылева, были чрезвычайно высоки: «Во-первых, это были риски технического плана — возможные сбои из-за большого количества пользователей, так как еще никто и никогда не делал в медицине облачных систем такого масштаба, в которые должны были заходить одновременно тысячи сотрудников (12 тысяч в итоге), система могла не осилить такие объемы. Во-вторых, велики были организационные риски — очень сложно было планировать обучение такого количества пользователей в столь сжатые сроки: нельзя было задействовать сразу всех врачей из одного ЛПУ и парализовать работу из-за информатизации». Организовать обучение четырех тысяч врачей помог Саратовский государственный университет, он предоставил и компьютерные классы, и преподавателей, организовал дистанционное обучение врачей в различных классах на территории региона — в Саратове и в районах.

Особенности и развитие

Успешно решить эти задачи было бы невозможно без создания качественной инфраструктуры. Прежде чем внедрять прикладные решения, необходимо было подключить 280 объектов (160 вовлеченных в проект ЛПУ включают 280 физических объектов) к скоростным волоконно-оптическим каналам связи, выстроить систему защиты информации из почти 600 узлов на основе технологии ViPNet, построить 110 локальных вычислительных сетей для наиболее важных с точки зрения автоматизации учреждений. «В работу были вовлечены сотни ЛПУ, и, чтобы запустить в работу прикладные сервисы, которые размещены либо в центре обработки данных МИАЦ, либо на мощностях «Ростелекома», необходимо было выстроить инфраструктуру. Чуть более года на все работы — невообразимо короткий срок. В этом состояли основная проблема и основной риск проекта информатизации», — поясняет ход реализации программы в регионе Бобылев.

Региону предстоит совершенствовать инфраструктуру — повышать ее безопасность, отказоустойчивость. «Это постоянная работа при использовании облачных технологий, так как обработка данных централизована. И любой сбой в каналах передачи данных ведет к отключению ЛПУ от сервиса, что недопустимо, — считает Бобылев. — Нам предстоит огромная работа по обеспечению отказоустойчивости».

Планы развития будут существенно зависеть от объемов финансирования, предусмотренного программой развития информатизации здравоохранения до 2020 года, а также возможностями регионального бюджета. Одна из основных задач, решение которой планируется на 2014–2015 годы, — обеспечить ведение электронной медицинской карты во всех ЛПУ (сегодня не охвачено еще 80 ЛПУ). «Задача первого этапа не состояла в стопроцентном охвате всех ЛПУ, теперь нужно распространять этот проект на все учреждения региона, чтобы люди почувствовали реальные изменения, — объясняет Бобылев. — Будем развивать и систему кадрового учета в плане функциональности и аналитики — она позволила объективно взглянуть на обеспеченность наших ЛПУ врачами».

Есть и еще одно направление развития. В регионе было создано 23 телемедицинских центра в удаленных районах области и в ведущих областных клиниках — перинатальном центре, областной клинической и областной детской больницах, — чтобы обеспечить пациентов дистанционной системой обследования и консультаций. В Саратовской области 42 муниципальных образования, и предстоит проделать еще почти половину работы по развитию сети телемедицинских консультационных центров.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF