Стратегия развития Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА) нацелена на повышение качества медицинской помощи. Для решения этой многоаспектной задачи многопрофильному учреждению с поликлиникой на 300 посещений в смену, большим диагностическим отделением и 500-коечным стационаром необходимы не только укрепление материально-технической базы, внедрение высоких медицинских технологий и повышение квалификации кадров, но и комплексная информатизация.

Развитие с учетом интеграции

Руководство ЦКБ ГА четко понимает, что современный уровень качества невозможен без высокотехнологичных решений и внедрения ИТ в лечебный процесс. Поэтому расходы на ИТ составляют стабильную часть бюджета на развитие технической базы больницы. А планы развития больницы, преду­сматривающие замену устаревшего медицинского оборудования, учитывают необходимость интеграции приобретаемых аппаратов с двумя главными ИТ-инструментами — медицинской информационной системой (МИС) и электронным архивом медицинских изображений (Picture Archiving and Communication System, PACS). Технические требования обязательно включают поддержку отраслевого стандарта DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) и технологию WorkList, позволяющую установить однозначное соответствие цифрового снимка истории болезни.

 

Андрей Рудзянский, начальник службы информационных технологий, телекоммуни-каций и связи, ЦКБ ГА
«Руководство больницы понимает необходимость внедрения ИТ в процесс лечения», Андрей Рудзянский, начальник службы информационных
технологий, телекоммуни-каций и связи, ЦКБ ГА

Планомерная модернизация

В течение последних пяти лет ИТ-инфраструктура ЦКБ ГА планомерно модернизируется. Существенно поднялась пропускная способность каналов, сделаны оптические связки между узлами, установлены хорошие коммутаторы, отлажена маршрутизация, конечным пользователям обеспечены 100 Мбит/с по медной паре. Модернизация рабочих станций предусматривает замену устаревшего парка компьютеров на современный, около 500 рабочих мест исторически были оснащены ПК, и замену на терминалы в больнице посчитали нецелесообразной и нерентабельной.

Все пользователи подключены к серверу с Active Directory, а те, кто работает с пациентами, — подключены также к серверу МИС на базе данных под Oracle. Для более эффективного использования мощности серверов настроен кластер с виртуализацией серверов, который выполняет еще и страховую функцию — в случае выхода из строя серверного узла его функции переносятся на другие мощности.

На ближайший год планируется расширить серверное помещение — имеющиеся площади использованы по максимуму, и после установки стойки с электронным архивом стало совсем тесно. Размещение в нынешней серверной программно-аппаратного комплекса архива, приобретеннного почти за 20 млн руб. и требующего «нежного подхода», было вынужденной мерой, пояснил Андрей Рудзянский, начальник службы информационных технологий, телекоммуникаций и связи ЦКБ ГА. В идеале следовало подготовить новое помещение и подвести к нему необходимые коммуникации. Один из рассматриваемых вариантов решения этого вопроса — создание мобильного ЦОД.

Сибирская долгожительница

Еще в 2005 году ЦКБ ГА приобрела редкую для московских медучреждений МИС «Инфомед». С тех пор служба ИТ больницы постоянно взаимодействует с ее разработчиками из компании «Информатика Сибири», предоставляющими услуги техподдержки и сопровождения.

«Система динамичная, «живая», развивается вместе с нами и в какой-то степени благодаря нам», — рассказал Рудзянский. По его словам, за восемь лет МИС больницы прошла путь от простейших функций учета пациентов до сопряжения с лабораторными анализаторами, из которых результаты исследований автоматически попадают в историю болезни пациента. Единственный ее недостаток — система немного тяжеловата в обучении врачей.

В общебольничной базе данных фиксируются протоколы осмотров и проведенных операций, направления на лабораторные и инструментальные исследования и их результаты, а также назначения лекарственной терапии, которыми руководствуются медсестры стационара.

Ведение истории болезни в электронном виде обеспечило оперативный доступ лечащих врачей к информации о пациентах, cущественно повысив эффективность использования их рабочего времени. А руководители подразделений обрели рычаг для управления.

«С внедрением электронной истории болезни мы получили возможность четко контролировать деятельность врача — сколько у него больных, какие назначения он делает, насколько качественный у него подход», — подчеркнул Рудзянский.

Благодаря автоматизации работы регистратуры поликлиники значительно облегчилась предварительная запись на прием, электронное расписание работы врачей сегодня выведено на большой монитор в холле поликлиники.

Медицинские статистики быстро получают доступ к записям за необходимый период с возможностью выбора дополнительных условий (по специальностям, диагнозам, видам оплаты, страховым компаниям, исходам заболеваний, возрасту и месту работы пациентов).

Автоматизация аптечного склада повысила качество планирования закупок и поставок медикаментов с учетом фактического расхода и сроков годности препаратов. Движение лекарственных средств сегодня находится под контролем от прихода на склад и до списания на пролеченного больного.

По таким решениям, как, например, учет медикаментов по пролеченным больным, экономический эффект заметен сразу. «Мы видим, что действительно необходимо больнице, и не тратим лишних денег, чтобы набить склад», — отметил Рудзянский.

Преодолеть инертность и негатив

«Ваша программа нам не нужна, вы только время у нас отнимаете», — такой настрой врачей составляет главную проблему проекта по внедрению и сопровождению электронной истории болезни.

Рудзянский рекомендует в первую очередь переломить сознание пользователей: «Если они будут ставить палки в колеса и саботировать внедрение, то что бы ни купили — работать не будет». Где-то негативное отношение и инертность пользователей преодолевают жесткими административными мерами, проводя обучение под угрозой увольнения. В ЦКБ ГА действуют гуманнее, но в результате все сильно затягивается.

По опыту Рудзянского, от момента внедрения решения до настоящей промышленной эксплуатации проходит два-три года. «Все зависит от кадров — мы же не можем отказаться от услуг прекрасного врача потому, что он не умеет работать в системе», — говорит Рудзянский.

Сотрудники ИТ-службы при необходимости проводят тематические конференции по основам работы с ПК, но их эффективность очень низка. «В первую очередь надо работать с заведующими отделений, — советует Рудзянский. — Если заведующий на вашей стороне, он может сделать многое».

Впрочем, в ЦКБ ГА самый трудный этап уже преодолели. Давно позади то время, когда сегмент сети мог неожиданно «упасть», так как пользователь выдернул из розетки сетевое оборудование, чтобы включить чайник. Теперь врачи уже негодуют, что не могут работать при сбое МИС, хотя бумажные истории болезни все еще в ходу.

Узкое место

Как бюджетное учреждение больница выбирает поставщиков по конкурсу в рамках закона о госзакупках, весьма жесткого и неудобного. По словам Рудзянского, часто возникают ситуации, когда поставляемое оборудование не соответствует заявленным требованиям, еще чаще фальсифицируются расходные материалы. К примеру, картриджи для принтеров приобрести очень проблематично — больница обязана выбрать самую низкую цену, и в результате получает низкокачественную подделку и судебные разбирательства.

«Однако с выбором поставщика электронного архива мы не прогадали», — отметил Рудзянский.

Потребность в решении для хранения медицинских изображений была вызвана постоянным ростом объема данных, поступающих с цифрового диагностического оборудования и требующих долгосрочного хранения. Cистемы хранения начала 2000-х годов со сменными SCSI-дисками объемом всего 500 Гб и накопитель на магнитооптических дисках с нагрузкой уже не справлялись. Посчитав, что c технической точки зрения требования к хранилищу медицинских изображений немногим отличаются от аналогов в других отраслях, в ЦКБ ГА сделали ставку на типовое, быстрореализуемое и бюджетное решение. Контракт на создание электронного архива выиграла компания IBS Platformix, специализирующаяся на инфраструктурной интеграции.

За полтора месяца был спроектирован и инсталлирован программно-аппаратный комплекс архива на базе сети хранения данных EMC VNX под управлением гипервизора VMware vSphere. ИТ-специалисты больницы прошли обучение в лаборатории учебного центра Smart Level, а медицинские данные переехали в новое хранилище с максимальной полезной файловой емкостью 256 Тбайт.

Получив такое решение с возможностью дальнейшего расширения, в ЦКБ ГА рассчитывают устранить проблемы с хранением данных на ближайшие годы. Однако для больницы ценен не столько объем архива, сколько его интеграция с МИС.

Привязанность к истории

Назначения на исследования посредством функционала WorkList автоматически передаются из МИС в PACS. И все изображения, полученные при проведении рентгеноскопических исследований, ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, сразу помещаются в электронный архив и привязываются к истории болезни.

Чтобы посмотреть динамику заболевания, лечащий врач со своего рабочего места может оперативно найти снимки пациента, связанные с его историей, напрямую из архива либо через МИС. Больным больше не нужно таскать c собой рулоны рентгеновских пленок.

Кроме того, архив цифровых снимков сделал возможным виртуальные консилиумы, правда, для их проведения требуется специальное ПО.

Для обмена опытом

На базе ЦКБ ГА работают 12 кафедр московских вузов, для них особенно актуален один из последних ИТ-проектов больницы — создание системы видео-конференц-связи высокой четкости, также реализованное IBS Platformix. С помощью этого решения организуются медицинские видеоконференции и мастер-классы для хирургов, контро­лируется проведение операций, изучаются видеоматериалы, получаемые в режиме реального времени, и ведется обмен опытом с другими медицинскими организациями.

На виртуальной машине VMware развернуто решение UVC VideoСenter, обеспечивающее потоковую передачу, запись и автоматическую публикацию видео Full HD с терминалов операционных, персональных терминалов и из конференц-зала. Видеосигнал с медицинского оборудования передается в сеть ВКС с возможностью дальнейшей записи в систему хранения и просмотра через веб-интерфейс стандартных браузеров. Немаловажно для больницы, что монтажные и пусконаладочные работы в трех операционных проведены без смещения графика плановых операций и рабочего режима сотрудников.

Требуется реорганизация

Сегодня, когда основные крупные проекты завершены и идет рутинная работа, Рудзянский задумывается о реорганизации ИТ-службы. Очень важный вопрос — создание первой линии поддержки пользователей. Больнице требуется ИТ-диспетчерская служба, сотрудники которой будут принимать массу обращений, распределять их по исполнителям и отслеживать выполнение заявок.

Часто просьбы о замене картриджей или настройки печати в Word «падают» не по адресу, на системных администраторов или девушек-программистов из группы программного обеспечения, постоянно занятых работами по сопровождению МИС, настройкой и созданием новых отчетов по заявкам заведующих отделениями, а также разработкой дополнительных инструментов и программ, таких как база электронных пропусков для заезда на территорию больницы.

«Заведующие отделениями начинают понимать все преимущества экс­плуатации электронной истории болезни и хотят получать из нее новые отчеты, иногда очень интересные, — отметил Рудзянский, — и наша группа программного обеспечения сейчас стоит на передовых рубежах развития информатизации больницы».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF