Рынок высоких технологий

Облака собираются в тучи

По оценкам IDC, совокупный рынок облачных услуг в 2012 году в России вырос более чем на 70%, составив 209 млн долл. Сюда аналитики включили как операционные, так и проектные услуги, реализованные в рамках построения публичных и частных облаков, а также их комбинаций.

Публичные SaaS-услуги росли очень динамично. На рынке появилось множество новых сервисов и компаний — как иностранных, так и российских. Продолжил свое развитие рынок услуг по созданию частных облаков. При этом появилось достаточно много проектов по строительству самоуправляемых частных облаков, в которых проектные услуги в основном оказывались силами системных интеграторов.

Абсолютным лидером на рынке совокупных облачных услуг в России в 2012 году была признана IBM. Среди публичных сервисов лидировали Salesforce в сегменте SaaS, Microsoft — в сегменте PaaS, Amazon — в категории IaaS. «Астерос» оказалась на первом месте в категории «Оказание проектных услуг для построения частного облака».

Сектор розничной и оптовой торговли, в котором велик процент малых и средних предприятий, был отмечен как крупнейший потребитель услуг публичного облака. На втором месте оказался телеком, на третьем — сектор профессиональных услуг, в том числе ИТ. Вертикальная структура рынка услуг на базе частного облака была иной — здесь на первом месте были финансовые услуги, а торговля и телеком заняли соответственно второе и третье места.

Прогнозируется, что среднегодовой рост рынка облачных услуг в России в период с 2013 по 2017 год превысит 40%.

Тонкие клиенты как альтернатива Windows XP

По прогнозам IDC, в 2013 году рынок тонких клиентов в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке вырастет примерно на 10%. Аналитики отмечают смещение спроса к более дорогим моделям, а также рост популярности форм-фактора моноблоков.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, пока рыночная ситуация не слишком благоприятна. После заметного спада в I квартале, II квартал показал практически нулевой рост. Почти во всех странах отмечаются задержки реализуемых проектов, а также усиление конкуренции со стороны настольных ПК.

Тем не менее в IDC ожидают значительного роста продаж тонких клиентов во II полугодии. Они говорят об усилении спроса со стороны образовательного сектора, а также о прогнозируемых обновлениях компьютерного парка в конце года, связанных с окончанием поддержки Windows XP.

Дешевле и безопаснее

По оценкам компании Spirit, в I полугодии 2013 года темпы роста рынка программных средств видеоконференций в России достигли 180%. По сравнению с более зрелым мировым рынком российский сегмент находится на этапе интенсивного развития.

Стремительно растущий спрос на программные ВКС в России обусловлен увеличивающимся проникновением широкополосного доступа в Интернет, в том числе и мобильного. Повышению спроса также способствовало и появление программных продуктов, способных обеспечить многоточечные интерактивные видеоконференции на каналах связи с нестабильной пропускной способностью, преобладающих в регионах.

Расширение рынка программных ВКС происходит на фоне мирового спада продаж аппаратных систем видео-конференц-связи, наблюдающегося с начала прошлого года. Данные IDC подтверждают, что рост спроса на программные ВКС меняет общую пропорцию продаж аппаратных и программных систем. По итогам II квартала 2013 года объем рынка систем аппаратных ВКС составил 532 млн долл., что на 11% меньше результатов соответствующего квартала прошлого года.

Снижению интереса покупателей к аппаратным ВКС способствуют как существенная разница в стоимости аппаратных ВКС-систем и программных продуктов для видеоконференций при сравнимом качестве видео, так и значительно более высокая адаптивность программных ВКС к выполнению широкого спектра задач в различных отраслях, включая возможность интеграции программных приложений. Наибольший интерес к программным ВКС в России проявляют финансовый сектор, телеком, государственный сектор, здравоохранение и образовательные учреждения.

Обострился вопрос сохранения конфиденциальности переговоров с использованием VoIP-продуктов. Подавляющее число пользователей программных ВКС, среди которых доминируют крупные корпорации и государственные организации, стали более требовательны в вопросах защиты переговоров, что выразилось в отказе от продуктов Google и Skype в пользу более защищенных решений.

Техника безопасности

Вторые по утечкам

По сравнению с прошлым годом число утечек в российских компаниях выросло почти на треть. Россия поднялась на второе место в рейтинге самых неблагополучных стран по уровню защищенности конфиденциальных данных.

По данным InfoWatch, за I полугодие 2013 года в мире зафиксировано и обнародовано в СМИ 496 случаев утечки конфиденциальной информации; прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 18%. Обнародованный ущерб (затраты на ликвидацию последствий утечек, судебные разбирательства, компенсационные выплаты), который понесли компании, достиг 3,67 млрд долл. Речь идет лишь о публичных утечках, ставших достоянием СМИ, — это 1–5% от их общего числа.

Согласно мировым показателям, чаще всего информация утекает из государственных и муниципальных учреждений — примерно в трети случаев. Государственные организации прочно удерживают лидерство по данному показателю, демонстрируя некоторый рост числа утечек по сравнению с предыдущим годом.

К сожалению, это заставляет констатировать, что госструктуры по-прежнему не проявляют озабоченности существующими рисками потери конфиденциальной информации и персональных данных. На втором месте по количеству подобных инцидентов располагаются медучреждения. На третьем месте — финансовые организации.

Сравнивая количество информации, утекающей из организаций различного масштаба, аналитики InfoWatch пришли к выводу, что компании среднего размера страдают от утечек не меньше, чем крупный бизнес. Показатели крупных и средних компаний по количеству утечек и числу скомпрометированных записей оказались вполне сопоставимыми. Несмотря на очевидную актуальность защиты персональных данных, средний бизнес пока очень мало обеспокоен вопросами информационной безопасности, что и порождает такую ситуацию.

Больше всего инцидентов связано с персональными данными — в 94% случаев утекают именно они. Кроме того, зарегистрировано большое количество утечек финансовых данных и медицинской информации.

Разделить ответственность с бизнесом

Информационная безопасность в организации должна стать кросс-функциональной задачей. Как подчеркивают эксперты RSA, функции обеспечения безопасности должны стать составляющей бизнес-процессов организации. Сотрудникам службы безопасности необходимо работать в тесном взаимодействии с бизнес-под­разделениями для управлениями информационными рисками.

За последние полтора года требования к работе служб ИТ-безопасности существенно изменились. Такие перемены связаны с целым рядом факторов: активным развитием бизнес-среды, меняющимся ландшафтом угроз, расширенным внедрением новых технологий и ужесточением требований регуляторов. Эти изменения конъюнктуры послужили толчком к пересмотру основных обязанностей корпоративных служб ИТ-безопасности и выполняемых ими задач.

Аналитики отмечают, что сотрудникам службы ИТ-безопасности необходимо расширять область своих знаний, они должны обладать навыками в сферах, не относящихся непосредственно к их деятельности, таких как управление бизнес-рисками, юриспруденция, маркетинг.

В рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности необходимо создать единую модель отчетности, где ответственность разделяется с менеджерами и руководителями бизнес-подразделений. Ведь именно они в конечном итоге контролируют соответствующие риски кибербезопасности, а значит, и бизнес-риски в целом. Такие преобразования потребуют серьезной переквалификации персонала и привлечения опыта и знаний внешних поставщиков услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF