Защита инвестиций напоминает шахматную партию. Противник — экономическое окружение. Исход партии зависит от способности руководителя мыслить стратегически, продумывая все возможные варианты развития событий, предугадывая ходы противника.

Защита «Евраза»

Любая инвестиционная деятельность связана с рисками — в том числе и инвестиции в ИТ-поддержку бизнеса. Полностью исключить риски невозможно, но управлять вероятностью возникновения рисковых ситуаций и потерями бизнеса вполне реально. Для этого Артем Натрусов, вице-президент по ИТ компании «Евраз», рекомендует тщательно анализировать возможные последствия задуманных инвестиций. Рекомендация бесспорная, но многие ей не следуют.

Артем Натрусов, вице-президент по ИТ компании «Евраз»
«Выбирая бизнес-приложения, необходимо не только достаточно точно оценить нынешний масштаб деятельности организации, но и принять во внимание потенциал ее роста», Артем Натрусов, вице-президент по ИТ компании «Евраз»

Одним из источников неоправданных расходов (инвестиционных рисков) при развертывании или модернизации аппаратной платформы является сознательное завышение требований к ней со стороны поставщиков, говорит Натрусов. Это касается даже крупных вендоров, таких как HP, IBM или Cisco. По его наблюдениям, при планировании закупки, особенно сложных комплексов (например, RISC-серверов), поставщики в случае передачи им функции расчета потребности или привлечения их к таким расчетам формируют завышенные требования, достаточно убедительно их обосновывая. С этим необходимо бороться. Реальные потребности могут оказаться существенно ниже.

Заявления поставщиков о необходимости значительного увеличения производительности серверов или дискового пространства нуждаются в серьезной проверке. Если в организации не хватает собственных критически настроенных экспертов, необходимо пригласить для экспертизы независимую организацию, которая точно не будет участвовать в предполагаемом тендере. Кроме того, отмечает Натрусов, в последнее время на рынке появляется большое количество приложений для анализа аппаратной платформы на предмет ее производительности. Если речь идет о дорогостоящих покупках или модернизации дорогого оборудования (порядка миллиона долларов), имеет смысл эти приложения приобрести. «Мы используем подобный инструмент от одного из крупнейших вендоров, — рассказывает Натрусов. — Это приложение анализирует СУБД и информационную систему компании, формирует рекомендации по индексированию, позволяет выявить области клиентского программного кода, написанные неоптимально. Подобные инструменты существовали и прежде, но их качество в целом было недостаточно высоким. Используя нынешнее приложение, мы ликвидировали несколько узких мест и отложили дорогостоящую модернизацию».

Планируя тендер на аппаратные комплексы, необходимо сохранить возможность масштабирования спецификаций и наращивания мощности в тот момент, когда это действительно необходимо. Именно на этапе тендера нужно зафиксировать наличие и размер скидки на модули расширения — процессоры, дисковые системы или оперативную память. Кроме того, при покупке необходимо предусмотреть сервисный контракт с максимально возможной длительностью (например, на пять лет). Нередко можно столкнуться с ситуацией (как у крупного вендора, так и у локального дистрибьютора), когда в покупку включается только первый год поддержки по разумной цене, а далее стоимость поддержки стремительно возрастает и организации приходится платить, поскольку альтернативы нет. При этом поставщиком приводятся серьезные обоснования росту цен. Если при включении в покупку длительного сервисного контракта ее стоимость возрастает настолько, что организации трудно сразу выплатить требуемую сумму, можно обратиться к лизингу, считает Натрусов, соответствующие хорошие предложения есть на отечественном рынке. Например, HP предлагает лизинговые контракты даже на оборудование других производителей под достаточно низкие проценты. Таким образом, не оплачивая сразу все оборудование, можно освободившиеся деньги пустить на оплату длительной поддержки. Фактически в этом случае оборудование приобретается в рассрочку.

Для инвестиций в бизнес-приложения трудно сформулировать общие рецепты их защиты, однако несколько рекомендаций можно дать. Определяющим фактором является адекватность типового решения конкретному бизнесу. Безусловно, считает Натрусов, в качестве «ядра» ИТ-поддержки бизнеса следует использовать готовые решения на базе ERP-систем, при этом ядро решения должно допускать масштабирование в широких пределах. Выбирая подобные системы, необходимо не только достаточно точно оценить нынешний масштаб деятельности организации, но и принять во внимание потенциал ее роста, после чего выбрать адекватный бизнесу класс платформы ERP. Таким образом, в классе ERP защитить инвестиции относительно просто.

Проблемы возникают при выборе нишевых решений для поддержки конкретных видов деятельности компании — здесь ощущается сильное влияние отраслевой специфики. Например, для горной добычи существует целый сегмент специализированных систем. Лидер — программный продукт Surpack компании GEMCOM. По словам Натрусова, «Евраз» с успехом использует его, в частности, для трехмерного моделирования процесса разработки месторождений. Однако это дорогая система — лицензия на одно рабочее место стоит порядка 1 млн руб. В подобных случаях необходимо остановиться на решении одного из двух-трех лидеров, выбрав то, которое имеет наименьшую цену при условии приемлемой функциональности.

Иногда тиражное решение вполне можно заменить собственной разработкой — например, самостоятельно разработать модуль детального планирования для металлургии. Есть много тиражируемых программных продуктов, реализующих данные функции: приложения Broner Metals Solutions, PSI или Quintiq. Вместе с тем, как показывает практика, можно с успехом разрабатывать и свои варианты. Поскольку вариабельность бизнеса в металлургии очень высокая, стоимость адаптации стандартного решения к особенностям конкретного предприятия велика и сопоставима со стоимостью собственной разработки. Кроме того, постоянно требуется модернизация существующей версии. Таким образом, качественный анализ стоимости владения является ключевым при принятии решения.

Заранее спланировать инвестиции важно и при работе с персоналом, говорит Натрусов. Так, прежде чем обсуждать вопрос о повышении квалификации, необходимо выяснить, имеется ли постоянный объем работ для специалистов высокой квалификации данного профиля. Если такие сегменты в работе организации есть, необходимо определить стратегию привлечения квалифицированного персонала. Держать собственных ключевых специалистов или повышать квалификацию своих работников до достаточно высокого уровня желательно в тех регионах, где таких специалистов не­много и подвижность такого персонала меньше. Для «Евраза» такая ситуация сложилась в Новокузнецке и Нижнем Тагиле. Просчитывая, какие суммы понадобятся на повышение квалификации, следует также учитывать возраст работников и их семейное положение.

В частности, инвестировать в «подвижную» молодежь, которую ничто не удерживает в данном регионе, рискованно. Хороший вариант — это сотрудники среднего возраста, у которых есть семьи: после повышения квалификации они, скорее всего, еще 10–15 лет будут эффективно работать.

По мнению Натрусова, не нужно рассчитывать на «быстрые» инвестиции в совершенствование процессов ИТ-поддержки. Прежде всего руководители должны быть компетентны — они должны хорошо понимать, в чем суть рекомендаций, например, ITIL/ITSM и как они работают на практике. Компетентные топ-менеджеры должны подготовить следующий по иерархии уровень руководителей, чтобы они поняли, о чем идет речь, и превратились бы в «агентов изменений». Привлекать внешних консультантов, которые напишут правильные, но никому не понятные регламенты, нет смысла, внедрение стандарта должно идти очень постепенно, процесс за процессом, с тщательной проработкой каждого этапа.

Что касается аутсорсинга и, в частности, облачных вычислений, то, считает Натрусов, возможность снизить инвестиционные риски за счет подобных решений зависит от конкретной экономики региона или макрорегиона. Для швейцарского подразделения «Евраза» (по сути, это торговая компания) экономически выгодным оказался хостинг решения SAP во внешней организации, ЦОД которой также находится в Швейцарии. Для отечественных предприятий ИТ-поддержка своими силами, учитывая доступность помещений и электроэнергии для ЦОД, существенно дешевле аутсорсинга. Кроме того, рынок подобных услуг в России слабо развит. С учетом совокупной стоимости владения внешние услуги оказываются дороже. «Мы организовали свой ЦОД в Новокузнецке, — рассказывает Натрусов. — Он обошелся компании относительно дешево. Соответствующий внешний облачный сервис в России обошелся бы значительно дороже».

Станислав Мелингер, руководитель отдела развития информационных систем ГК «Кортрос»
«Хорошей защитой инвестиций в аппаратную платформу в скором времени можно будет считать ее аренду», Станислав Мелингер, руководитель отдела развития информационных систем ГК «Кортрос»

Защита «Кортроса»

В группе компаний «Кортрос», осуществляющей строительство жилья, коммерческой недвижимости и инфраструктурных объектов во многих регионах страны, большая часть ИТ-поддержки бизнеса вынесена в облака: поставщики облачных услуг предоставляют ИТ-инфраструктуру (серверную платформу) и бизнес-приложения. Станислав Мелингер, руководитель отдела развития информационных систем ГК «Кортрос», считает, что на сегодняшний день сохранение внутри компании таких дорогостоящих ресурсов, как, например, ЦОД, невыгодно, можно успешно арендовать инфраструктурные ресурсы или их часть у поставщиков ИТ-услуг.

Наибольшей выгоды при организации ИТ-поддержки бизнеса сегодня можно добиться, если приобрести оборудование (серверы) вместе с программой его поддержки со стороны поставщика и разместить данное оборудование на арендованных площадях в коммерческих ЦОД. В этом случае, считает Мелингер, не надо соглашаться на условия поставщика услуг по спецификации и поддержке, а следует приобрести то, что предприятие считает наиболее целесообразным (например, самостоятельно выбрать срок поддержки). Таким образом, компания может самостоятельно управлять своими рисками инвестиций в аппаратную платформу.

Если предприятие приобретает инфраструктурные мощности в облаке, то поставщик услуг закладывает стоимость поддержки в контракты с клиентами и оставляет им очень мало рычагов для управления ее качеством. Однако, по мнению Мелингера, постепенно эта стоимость снижается, при этом качество растет и в целом выгода от таких услуг увеличивается. Таким образом, хорошей защитой инвестиций в аппаратную платформу в скором времени можно будет считать ее аренду.

Обсуждая защиту инвестиций в бизнес-приложения, Мелингер выделяет два случая: инвестиции в информационные системы масштаба предприятия (например, в ERP) и инвестиции в нишевые решения, которые поддерживают специфические для бизнеса процессы. В первом случае, когда идет речь о поддержке процессов, встречающихся во многих компаниях и относительно похожих у разных предприятий, желательно приобретать готовые решения, требующие минимума кастомизации при внедрении. Крайне желательно, чтобы вопрос адаптации решения к специфике компании решался путем настроек, а не за счет переписывания части кода. Необходимо, чтобы поддержка и развитие решения не привязывали предприятие к конкретным партнерам на рынке, а допускали их замену практически в любой ситуации. Для этого, в частности, рынок партнеров по внедрению данного решения должен быть широк. Впрочем, отмечает Мелингер, представители российских компаний нередко сами препятствуют реализации данной стратегии, настаивая на исключительной специфике своего бизнеса даже на уровне бэк-офиса, и не хотят использовать стандартные решения.

Что касается нишевых решений, то здесь ситуация иная. Поставщики ERP-систем в настоящее время предлагают отраслевые решения, адаптированные под определенный бизнес (различные виды производства, ретейл и т. д.). Использование подобных решений также будет разумной инвестиционной стратегией. Между тем сейчас стали появляться специализированные решения для автоматизации небольших процессов, специфичных для бизнеса, которые серьезно влияют на его результаты. Для данных приложений, как правило, развитого рынка партнеров нет. Здесь, с точки зрения Мелингера, правильной стратегией будет наращивание своей экспертизы, в частности путем участия в конференциях по отраслевым решениям и обмена опыта с участниками рынка в других странах. Одновременно нужно обратить внимание на поиск партнеров, которые могут оказать услуги по поддержке в сложных ситуациях. При наличии собственной экспертизы компания получает большую независимость от партнеров, но усиливается ее зависимость от персонала.

Правильно выстроенная работа с персоналом существенно снижает риски ИТ-поддержки, одним из которых является уход ключевых сотрудников. По мнению Мелингера, защита инвестиций в персонал — одна из самых сложных задач. Он рекомендует принимать на работу людей, которые стремятся к саморазвитию, — такой сотрудник будет профессионально расти, даже если компания не сможет оплачивать его обучение. Однако если есть возможность поднять квалификацию персонала, то это необходимо делать, считает Мелингер. В этом случае задачей руководителя является предоставление сотруднику информации о том, в каких проектах и в какой роли он сможет принять участие в будущем, — часто это позволяет снизить риск ухода сотрудника из компании. Необходимо избегать ситуаций, когда один человек является носителем знаний по ключевым ИТ-решениям (продуктам). Минимизировать этот риск можно двумя путями: один — ввести практику документирования всех изменений, другой — обеспечить дублирование знаний (их передачу от одного ИТ-сотрудника другому). Хотя необходимо признать, что второй путь увеличивает затраты на персонал.