Как подсчитали в IDC, в 2012 году объем рынка информационных систем управления предприятием (ИСУП) вырос по сравнению с предыдущим годом на 9,5% и преодолел отметку в 1,2 млрд долл. При этом более 95% рынка контролировали пять компаний: SAP, «1C», Oracle, Microsoft и «Галактика».

 

Елена Семеновская, директор по исследованиям российского офиса IDC
Елена Семеновская, директор по исследованиям российского офиса IDC

Какого рода системы, согласно критериям IDC, следует относить к классу ИСУП?

Понятие и определение ИСУП сложилось не сразу, а развивалось вместе с системами. Поскольку мы являемся компанией с глобальной экспертизой и присутствием, то у нас есть четкое определение, что мы считаем системами ИСУП, или, как мы их называем, Enterprise Application Software. Если система удовлетворяет этим требованиям, мы включаем ее в наш ежегодный отчет по России.

Основная интрига, конечно же, развивается вокруг локальных игроков, так как решение о включении международных компаний принимается нашими глобальными коллегами. Так происходило и с продуктом «1С:Предприятие 8.0», который мы включили первый раз в свой отчет как полноправную систему в 2004 году. Кстати, по результатам 2004 года компания «1С» была на пятом месте, а теперь стабильно занимает второе. Это к вопросу о скептическом взгляде многих на зрелость российских систем.

Стоит упомянуть и другие компании, которые давно появились и остаются в нашем поле исследования, — «Галактику» и «Парус». Причем, что касается последней, мы так же, как и в случае с «1С», в исследование рынка EAS-систем включаем только продукт «Парус-Предприятие». Меняются ли критерии со временем?

Относительно «традиционных» систем — нет, не меняются. Однако меняются сами системы, и, возможно, через некоторое время поменяются и их определения. Например, можно предположить, что обязательным условием для признания системы решением корпоративного уровня будет ее способность поддерживать внедрение как традиционной, так и облачной версии. То же самое может быть применимо, когда мы говорим о мобильности. Система должна будет поддерживать доступ к ней с мобильного устройства, то есть включать в себя мобильную версию изначально, или же платформа разработки мобильного приложения станет частью системы. Это уже происходит сегодня — например, новая платформа компании «1С:Предприятие 8.3» поддерживает разработку мобильных версий. Решение SAP СRM 360 уже изначально имеет и облачную, и мобильную версии. Подобная, все более востребованная, функциональность уже есть в предложениях поставщиков корпоративных решений, но пока не является обязательным требованием с нашей стороны. Я думаю, что это вопрос времени.

Насколько сможет повлиять на ситуацию на российском рынке ИСУП появление новейших версий интегрированных систем, таких как платформа «1С:Предприятие 8.3» и «1С:ERP 2.0», а также других отечественных продуктов этого типа?

У компании «1С» и так очень хорошие показатели на российском рынке — стабильное второе место после SAP; в сегменте малых и средних предприятий она, как известно, и вовсе занимает доминирующую позицию. Скорее стоит говорить о том, как может измениться расстановка сил в сегменте более крупных компаний. Здесь сейчас многое зависит от экономической ситуации. IDC прогнозирует сокращение инвестиций в ИТ в целом и снижение темпов роста инвестиций в системы ИСУП в том числе.

Возможности новых продуктов — это важно, но важно и то, как эффективно можно их внедрить, то есть сейчас будут иметь значение сжатые сроки внедрения проектов, снижение затрат на внедрение, быстрая возможность окупить инвестиции. Думаю, у новой платформы «1С» действительно есть возможность выйти в сегмент более крупных корпоративных заказчиков и увеличить свою долю в этом сегменте. Однако на это понадобится время, так как работа с более крупными заказчиками требует другого подхода. Этому придется научиться.

Другие российские компании («Галактика», «Парус», «Монолит-Инфо» и пр.) выбрали, если можно так сказать, нишевую политику и работают с определенным пулом заказчиков. С точки зрения анализа рынка это стабильная ситуация, не предполагающая резких изменений на рынке.