О неудовлетворительном качестве подготовки выпускников российских вузов говорят компании всех без исключения отраслей. Одной из главных претензий является отсутствие навыков практической работы, из-за этого молодым специалистам почти всегда требуется дополнительное обучение. В Российском государственном университете нефти и газа им. И. М. Губкина важную роль в повышении качества подготовки студентов играют созданные на базе современных технологий научно-технические комплексы. Одним из них стал Центр производственно-диспетчерского управления режимами нефтегазодобывающих и нефтегазотранспортных комплексов, реализованный компанией Auvix.

Использовать инновационные формы обучения РГУ нефти и газа начал еще несколько лет назад: с 2007 по 2009 год была реализована инновационная образовательная программа создания виртуальной производственной среды. Суть проекта заключалась в том, что в университете создавался программно-технический комплекс, имитирующий реальную рабочую атмосферу.

Виталий Швечков, заместитель директора Института инновационных образовательных проектов  и технологий РГУ нефти  и газа  им. И. М. Губкина
«Можно сказать, что по уровню оснащения мы обгоняем многие компании. Даже в “Газпроме” таких диспетчерских центров немного», Виталий Швечков, заместитель директора Института инновационных образовательных проектов  и технологий РГУ нефти  и газа  им. И. М. Губкина

Например, Центр управления разработками месторождений содержит несколько учебных зон и профессиональное стереоскопическое оборудование для работы в 3D-режиме, а также специализированные программные пакеты моделирования — как российские, так и зарубежные геологические и геофизические программы. В течение ряда лет он проходил апробацию, с его помощью было подготовлено несколько выпусков междисциплинарных студенческих групп магистров. Центр позволяет осуществлять комплексные работы, когда в рамках одного проекта объединяются в группу студенты разных направлений (геологи, буровики, разработчики, экономисты). Фактически они выполняют работу, характерную для реальных предприятий.

В 2012 году было решено создать научно-образовательный центр, в котором можно было бы имитировать работу нефтегазодобывающих и транспортных предприятий.

«Мы видели большое количество диспетчерских и прекрасно представляем, как работает персонал уровня газотранспортных обществ. Воссоздание подобных условий с целью подготовки специалистов не представляло проблемы», — говорит Виталий Швечков, заместитель директора Института инновационных образовательных проектов и технологий РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Университет профессионально занимается разработкой тренажерного программного обеспечения для диспетчерских служб предприятий «Газпрома» (добывающих и транспортирующих организаций), и логичным развитием начатого эксперимента стало создание учебного диспетчерского центра.

Идея создания центра принадлежит ректору университета Виктору Мартынову. Все проекты реализуются на бюджетные средства: вуз получил статус национального исследовательского университета, и государство выделило деньги для его финансирования. Благодаря созданным современным образовательным центрам виртуальных производств университет не только повышает качество образования студентов, которым знакомство с такими технологиями приносит огромную пользу, но и получает возможность их коммерческого использования.

Помимо финансовой, на пути подобных проектов стоит еще одна проблема: для всех этих центров нужны помещения, а для любого университета свободные площади — большая сложность. Если бы этой проблемы в РГУ не существовало, возможно, проект был бы реализован и раньше. Но решить ее удалось лишь после того, как библиотека переехала в новое здание университета.

Три уровня управления

«В России существует три основных уровня иерархии диспетчерского управления единой системой газоснабжения. Поэтому созданное в рамках центра решение состоит из нескольких рабочих зон — АРМов специалистов», — говорит Швечков.

В первой зоне размещены АРМы диспетчерского персонала, оснащенные компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Эта зона, в частности, имитирует рабочие места персонала диспетчерской службы уровня филиала, поддерживая работу персонала линейно-производственного управления магистральными газопроводами и компрессорными станциями.

Вторая зона имитирует диспетчерский зал с видеостеной, состоящей из восьми 55-дюймовых ЖК-панелей NEC, перед которой располагается второй блок рабочих мест, позиционируемый как АРМ диспетчерской службы региональной эксплуатирующей организации. В реальных диспетчерских службах перед таким полиэкраном сменный персонал предприятия находится круглосуточно. На экране отображается схема газотранспортного предприятия или системы магистральных нефтепроводов: трубопроводы и компрессорные цеха (насосные станции), данные об их работе. В зависимости от состояния системы (например, наличия аварийных сигналов) диспетчерский персонал принимает те или иные решения.

Третья рабочая зона отделена от двух предыдущих и предназначена для АРМов специалистов диспетчерских служб уровня нефтегазодобывающего или нефтегазотранспортного общества.

Таким образом, в центре были воссозданы три физические зоны для обу­чения диспетчеров трех уровней производственно-диспетчерских служб. «Объединяющей мыслью было с помощью нашего ПО, позволяющего моделировать режимы газосборных сетей газодобывающих предприятий, газотранспортных и распределительных трубопроводных систем, систем магистральных нефтепроводов, создавать различные ситуации — как штатные, так и кризисные, для отработки навыков совместного управления персоналом различных уровней диспетчерских служб», — подчеркивает Швечков. При этом реализован тот же самый подход, что и в сетевых играх: у каждого участника определенная зона ответственности, они работают самостоятельно, но в едином процессе. Созданное решение позволяет диспетчерскому персоналу ощутить себя на реальном рабочем месте — имитируются и показатели датчиков, и данные, поступающие из систем SCADA, и режим работы транспортной системы в целом.

Детальной проработки потребовала единая система управления функ­ционалом центра. Благодаря ее внедрению пользователи получили возможность контролировать работы всех подсистем с единого пульта, которым является iPad. Графический интерфейс пульта позволяет в одно касание управлять зонами освещения, моторизированными жалюзи, системой кондиционирования, средствами видеоотображения и сеансами видео-конференц-связи, звуком и другими функциональными возможностями.

В новом центре установлена система видео-конференц-связи LifeSize, объединяющая в один сеанс связи до восьми участников. В начале июня с ее помощью была проведена межвузовская конференция, результаты которой были признаны успешными.

Изменить картину образования

В РГУ нефти и газа по многим проектам основным интегратором была компания IBS. Однако, как известно, чем крупнее компания, тем сложнее ей заниматься относительно небольшими узконаправленными проектами. Исходя из прошлого опыта, для комплексного оснащения центра профессиональным аудиовизуальным обо­рудованием было решено на конкурсной основе выбирать партнера, специализирующегося на таких решениях.

«В лице Auvix нам удалось найти партнера, готового динамично и чутко реагировать на нас как на заказчика. Очень важно при проектировании было учесть специфику учебного процесса. В аудиториях требуется обучать людей, поэтому многие элементы ориентированы именно на обучение», — отмечает Швечков. В частности, специально спроектированная трибуна и выдвижные мониторы призваны создать комфортные условия для работы с обучающей информацией. Специалисты компании смогли найти нестандартный подход и предложили решение, учитывающее эксплуатационную среду центра и особенности учебного процесса.

Диспетчерский центр открылся в ноябре 2012 года. С тех пор прошло меньше года, поэтому давать оценки его эффективности пока сложно, тем более что весенний семестр проходил скорее в режиме тестирования. Тем не менее центр сразу же был продемонстрирован руководителям нескольких компаний, которые дали позитивные оценки и выразили заинтересованность в сотрудничестве.

«Можно сказать, что по уровню оснащения мы обгоняем многие компании. Даже в эксплуатирующих газотранспортных дочерних обществах ОАО «Газпром» диспетчерских центров с оборудованием такого уровня немного», — считает Швечков. Специалистам интересно перенимать опыт, какие-то элементы увиденного они пытаются использовать у себя на производствах.

Создание в рамках университета сразу нескольких современных образовательных центров позволяет изменить картину образования — подготовка выпускников будет совершенствоваться. Но вполне вероятно, что эффект — как финансовый, так и имиджевый — проявится не сразу. Ожидается, что пришедшие на производство выпускники будут иметь более высокую квалификацию, а предприятия, в свою очередь, — давать хорошие оценки университету.

Планируется, что центр будет постоянно загружен на 6–8 часов в день. Там будет осуществляться подготовка студентов и начнут работать курсы повышения квалификации диспетчерского персонала компаний.

В течение 2013 года университет планирует модернизировать еще один образовательный центр «Виртуальный нефтеперерабатывающий завод», тем самым продолжая взятый курс на охват полного жизненного цикла от добычи сырья до сбыта готовой продукции потребителям.