Государство пытается навести порядок с предоставлением электронных площадок для проведения торгов. Между тем компаниям самим необходимо проявлять бдительность и обеспечивать дополнительный контроль.

Электронные торги становятся все более популярными — и это вполне закономерно: потенциал такой услуги действительно велик. Одно только снижение издержек на закупки способно привлечь внимание серьезного бизнеса любого масштаба. По оценкам экспертов компании B2B-Center, количество сделок, совершенных в 2012 году на российских электронных площадках, увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2011 годом и почти в четыре раза по сравнению с 2010 годом. Велик и объем сделок. Уже в 2011 году, например, по сообщению пресс-службы правительства Москвы, объем электронных аукционов на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП) за год превысил 1 трлн рублей.

Отчасти это объясняется вступлением в действие закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года. Закон определяет правила проведения закупок в компаниях с долей государства более 50%, закупки отныне должны быть основаны на информацион-ной открытости и свободной конкуренции. Требование действительно полезное, поскольку оно позволяет создать вокруг площадок конкурентную среду. Как показывает мировая практика, появляется возможность не только контролировать деятельность организаций, в которые инвестированы средства, но и добиваться ощутимого снижения цен на закупаемые товары.

Однако не все так просто. Например, электронные торги для закупок не используются, если нет эффективной возможности ограничить круг участников открытых торгов, чтобы за приемлемое время проверить всех кандидатов на поставки. С другой стороны, закупки на электронных площадках полезны для приобретения несложного, типового товара (например, горюче-смазочных или иных расходных материалов), когда риски, возникающие в ходе поставки, не очень велики.

«Платой» за преимущества данной услуги является некоторое усложнение управлением закупками. Скажем, если мы хотим существенно снизить цены, то должны познакомиться с большим числом участников. Ну а если снижение цен не является нашей истинной целью и мы собираемся, допустим, «подкормить» ту или иную организацию? Как показала недавняя пресс-конференция, проведенная заместителем министра связи и массовых коммуникаций Михаилом Евраевым, электронные торги прекрасно помогают и в достижении этой цели: цифровой характер взаимодействия участников торгов в сочетании с пробелами в организации юридически значимого документооборота позволяет реализовать целый ряд мошеннических схем. Несложно, например, «отрезать» от торгов неудобного потенциального партнера, сославшись на то, что поданная им заявка не дошла вовремя до площадки по чисто техническим причинам (сбой программного обеспечения, некстати «упал» сервер и т. д.). Евраев отметил, что повсеместно наблюдается дезинформация участников торгов. Доходит даже до того, что искажаются истинный ход торгов и их результаты. Прежде всего это обстоятельство препятствует развитию конкурентной среды не только вокруг площадок, но и в экономике в целом. Кроме того, подобная практика не может не беспокоить государство.

Одним из способов решить проблему станет создание специальной системы «Независимый регистратор», она будет регистрировать участников конкурсов для всех без исключения торговых площадок. Минкомсвязи очень рассчитывает на этот проект. Уже объявлен конкурс на создание регистратора в течение двух лет за 133 млн руб. В мае 2014 года министерство надеется запустить его в эксплуатацию. Регистратор будет фиксировать всех участников и операторов. Предполагается перевести все виды государственных и муниципальных торгов в электронную форму и исключить возможность незаконно влиять на результаты торгов. Необходимо отметить, что это уже вторая попытка создания подобной структуры.

Сообщение Евраева представляет большой интерес для руководителей подразделений самого разного уровня, в частности для ИТ-руководителей — ведь им приходится не только осуществлять закупки по проектам ИТ-поддержки бизнеса, но и принимать участие в других закупках, обеспечивая информационные потоки между электронными площадками и своей организацией. На сегодняшний день, когда «Независимый регистратор» еще не создан, необходимо проявлять бдительность и не лениться дополнительно контролировать проходящую информацию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF