Прошел ровно год со дня вступления России в ВТО, и предприятия FMCG чувствуют себя по-разному. На производителях напитков, бытовой химии и косметики перемены практически не отразились. Чего нельзя сказать о производителях продуктов питания, особенно мясной и молочной продукции. Согласно данным Росстата, индекс предпринимательской уверенности летом 2013 года оказался ниже, чем в 2010 году, и улучшения экономической ситуации в ближайшие полгода ожидает всего треть опрошенных.

Несмотря на трудности, лидеры рынка продолжили реализацию инвестиционных проектов, хотя и в меньшем объеме. «Объединенная зерновая компания», бывшая государственной, теперь на 50% минус одна акция принадлежит группе «Сумма». Агрохолдинг «Стойленская нива» продан американскому инвестфонду Arco International Group. На молочном рынке крупнейшим событием стало создание совместного производства Русской молочной компании и сингапурской Olam International, получившей 75% акций. «Молвест» и датско-шведский концерн Arla Foods подписали соглашение о совместном производстве сыров. Группа «Русское море» продала сегмент готовой продукции. Продолжится ли тенденция слияний и поглощений, наблюдаемая в последние годы, пока неясно.

Питание

По данным finam.ru, за год в ВТО возрос импорт, снизились таможенные сборы, упали доходы бюджета. По оценкам экспертов, на рынке сегодня продукции российского пищепрома не более 86%. И импорт продовольствия продолжает расти, хотя это никак не соответствует стремлению России стать одним из крупнейших экспортеров продуктов питания в мире.

В производстве свинины, говядины, мяса птицы и молока многие предприятия терпят убытки. Ожидается, что свиноводство в 2013 году потерпит убытков почти на 50 млрд руб. из-за норм ВТО и вспышек африканской чумы. Импорт свинины в прошлом году вырос на 6,7%, и «Русагро» из-за снижения пошлин и резкого падения цен на свинину терпел убытки два квартала подряд. Пострадала и группа «Черкизово»: средняя отпускная цена агрохолдинга снизилась на 28%. По прогнозам экспертов, в этом году импорт сырья для мясопереработчиков может возрасти еще на 10–20%.

В молочной индустрии, по оценкам экспертов, уже около 30% сырья — белорусского происхождения, импорт сухого молока вырос в два раза, сыров и сырных продуктов — в 1,2 раза, сливочного масла — в 1,4 раза. Такую динамику, помимо членства в ВТО, объясняют и тем, что за первый квартал 2013 года впервые произошло падение производства молока более чем на 5%, а по неофициальным данным — на 10%. В мае по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 33,1% упало производство твердых сыров, выработка творога — на 10,8%, сливочного масла — на 7,2%, сметаны — на 3,8%, кефира — на 1,5%.

По предварительным данным Росстата, по итогам первого полугодия 2013 года сократилось производство жиров на 3–4% и круп на 10–28%. В частности, компания «ЭФКО» в первом квартале 2013 года снизила продажи бутилированного подсолнечного масла на 14,9% к аналогичному периоду прошлого года. В то же время производство мяса и мясопродуктов выросло на 6,8%, переработка и консервирование рыбы и рыбопродуктов — на 10,9%. Например, «Мираторг», имеющий мясоперерабатывающие предприятия и производства мясных полуфабрикатов, увеличил продажи в первом полугодии на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но темпы роста производства продуктов питания в этом году ниже, чем в прошлом. В январе — мае 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство продуктов питания, включая напитки, и табака выросло всего на 1,2% против 6,1% в 2012 году.

В непростой ситуации оказались производители некоторых видов алкогольной и слабоалкогольной продукции. Например, производство водки в мае упало на треть, что вызвано, по мнению экспертов, ростом акциза и активной борьбой за трезвость, а также большим объемом нелегальной продукции. У некоторых производителей на 20% упало производство коньяка, на 16% — производство пива. С другой стороны, планируемый вывод локального производства вина из-под лицензирования должен создать класс фермерских хозяйств, делающих натуральное вино из собственного винограда с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения. Скоро с помощью смартфона прямо в магазине можно будет отличить легальную бутылку спиртного, считав QR-код на акцизной марке. Ожидается, что приложение будет бесплатным и доступным для скачивания в App Store и Google Play.

Большинство специалистов сегодня настроены пессимистично, полагая, что отечественные компании не смогут конкурировать с международными корпорациями, хотя в ряде направлений пищепрома негативный эффект все же будет менее выраженным. Например, производство консервированных овощей и фруктов оказалось в числе тех отраслей, на которых вхождение в ВТО практически не отразилось. Наиболее стабильны хлебопекарные предприятия, особенно интегрированные в агрохолдинги, что позволяет исключить наценки на каждом этапе производства хлеба.

Экологичность и натуральность

Среди основных тенденций на рынке — рост спроса на качественные товары, отвечающие требованиям экологичности, натуральности.

Этим требованиям в первую очередь удовлетворяют конфессиональные продукты, спрос на которые в последнее время неуклонно растет. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что после отмены обязательной сертификации такого рода товары по-прежнему гарантируют качество. Большинство крупных игроков рынка — «Макфа», «Русское Море», «Кристалл», «Российские семена», «Русский стандарт», «Победа вкуса», «Балтика», Ногинский пищевой комбинат, «Невс­кая сушка», Коломенский молочный завод — уже получили соответствующий сертификат. Самая значительная доля приходится на куриное мясо, которое производится на комбинатах «Приосколье», «Турбаслинские бройлеры», «Челны-Бройлер», «Элинар-Бройлер», на Майкопской птицефабрике — с соответствующей отметкой. Сейчас предприятий, сертифицировавших разные виды своей продукции, чуть больше 200, а пять лет тому назад было на порядок меньше. Этот рынок развивается достаточно быстро и уже составляет примерно 5% мировой торговли продовольствием. В России же производство конфессиональных продуктов только набирает обороты.

Чтобы соответствовать общему трен­ду, согласно исследованию Deloitte Touche Tohmatsu, многие производители включают в уже существующие продукты органические ингредиенты и расширяют свой ассортимент за счет продукции, позиционирующейся как более здоровая, приобретя новые компании по производству органических продуктов питания или объединяясь с уже существующими. И этот процесс продолжится в ближайшие пять лет.

Другие возможности

Важная тенденция, касающаяся фермерской, органической продукции, — перенос продаж в Интернет. Например, уральские фермеры осваивают интернет-продажи, доставляя свежие продукты покупателям на дом, работая под заказ. Смещение продаж в Интернет характерно и для «несъедобной» части сектора FMCG.

«Ключевая тенденция в сфере FMCG — цифровой маркетинг, продвижение продуктов среди тех, кто постоянно находится в Интернете, активно общается в соцсетях и не расстается со смартфоном или планшетом, — отмечает Артак Оганесян, заместитель генерального директора компании EPAM Systems по развитию бизнеса. — Методы работы с такими потенциальными и реальными клиентами отличаются от прежних, и компаниям приходится искать новые средства и способы воздействовать на потребителей. И это делают такие компании, как Coca-Cola, Аdidas, Sephora, Avon».

По оценкам экспертов, объем российского рынка бытовой химии, парфюмерии и косметики в совокупности по итогам 2012 года вырос на 15% по сравнению с 2011 годом, при этом доля импорта велика, но многие крупные производители наращивают производственные мощности в России. Например, компания Unilever инвестирует 36 млн евро в строительство новых производственных мощностей и в реконструкцию завода косметической продукции и бытовой химии «Северное Сияние», что должно обеспечить удвоение объемов выпускаемой косметической продукции уже к концу 2014 года.

В последние годы производители продуктов питания и напитков, бытовой химии и косметики уделяли большое внимание снижению затрат. Сегодня основная задача — обеспечить эффективное взаимодействие в цепочке: производитель — дистрибьютор — продавец — потребитель. По мнению экспертов, только комплексная информационная система позволяет получить доступ к данным на всех уровнях, начиная от менеджеров по развитию бизнеса и заканчивая торговыми агентами. Спрос на такие решения со стороны малого и среднего бизнеса был в прошедшем году особенно велик. Компании внедряли новые и развивали имеющиеся учетные системы в сторону оптимизации сбыта и логистики, управления взаимоотношениями с клиентами, оптимизировали документооборот, вели инфраструктурные проекты.

Учет и контроль

Определяющим?фактором?успеха?любого предприятия, по мнению экспертов, является планирование. Всеобъемлющий проект на базе «1С:Предприятие 8», в полной мере решающий эту задачу, реализовал «Дзержинскхлеб», которому необходимо было обеспечить хорошую стыковку графиков выпуска готовой продукции и ее вывоза.

Повысить эффективность сбытовых подразделений путем реорганизации, формализации и оптимизации бизнес-процессов и внедрения информационной системы для управления сбытом продукции на основе «1С:Предприятие 8» смогло хлебообъединение «Восход» (холдинг «Сибирская хлебная корпорация»). Предприятие организовало учет заказов покупателей, формирование транспортных маршрутов по доставке готовой продукции и получило единую информационную систему, обеспечивающую, кроме того, управление системой лояльности.

Продукты компании «1С» пользовались большой популярностью и у других производителей сектора, а также у молочных компаний, маслосырокомбинатов, небольших мясокомбинатов. Более крупные производители питания использовали продукты компаний Microsoft и SAP. ERP-системы на базе SAP развивали зарубежные производители напитков PepsiCo и Coca-Cola.

Производственными предприятиями отрасли, особенно оснащенными современным высокотехнологичным оборудованием, предъявляются высокие требования к качеству продукции и эффективности производства. Их техническому руководству необходима полная и достоверная информация о состоянии оборудования, его надежности, обслуживании, остановках производства и их причинах и т. д. Поэтому для управления физическими активами компании сектора внедряют EAM-системы. Например, Московская пивоваренная компания начинает проект внедрения EAM/MRO-системы TRIM. Эту же систему впервые в России в режиме SaaS ввели в эксплуатацию на предприятиях компании «Хайнц Россия». При этом был разработан конвертер данных, интегрирующий TRIM с корпоративной информационной системой на базе «1С».

Создание единого информационного пространства позволяет эффективнее управлять запасами и циклом поставки, вести производственный документооборот, регулировать себестоимость готовой продукции, учитывать стоимость сырья и пр. Повышению эффективности работы способствует и внедрение систем ЭДО. Систему DIRECTUM внедрили в группе компаний «Дарница» (хлебозаводы Санкт-Петербурга и Ленобласти). Завершили первый этап внедрения Docsvision 5 в группе «Разгуляй», запустив основные делопроизводственные бизнес-процес­сы холдинга, а также процессы согласования договоров и оплат.

Необходимость?оптимизировать взаи­модействие с дистрибьюторами и торговыми центрами привела к ряду проектов в сфере логистики — именно здесь компании сегодня видят возможности снизить затраты и себестоимость продукции. Оптимизировать цепочки поставок на всей территории России компании «Крафт Фудс Рус» теперь помогает операционная система управления транспортными заказами на основе решения Oracle Transportation Management, которое охватывает фабрики, склады, упаковочные и контрактные производства, а также около 30 транспортных компаний. Завершился проект по внедрению системы мониторинга транспорта в автопарке компании «Сплат косметика» (SPLAT) на основе решения Omnicomm.

Лицом к клиенту

Чтобы построить единое информационное пространство компании, организовать эффективное взаимодействие с клиентами, требуется внедрение портальных решений, а для «мобилизации» и интернетизации продаж — предоставление новых сервисов. «Сейчас оказываются очень востребованными решения, которые позволяют модернизировать корпоративные интернет-порталы и мобильные приложения, организовывать интерактивное взаимодействие с аудиторией, общаться с ней в социальных сетях, формировать положительный клиентский опыт и управлять им, — отмечает Оганесян. — Актуальным становится анализ поведения посетителей на корпоративных или промосайтах производителей или компаний, через которые они распространяют свою продукцию. Кроме того, на повестке дня у многих FMCG-игроков стоит вопрос оценки эффективности маркетинговых и рекламных кампаний, проводимых в Интернете». Например, компания Clarins, производитель косметики класса люкс, модернизировала интернет-портал с целью перености в Интернет имидж эксперта-консультанта по вопросам красоты для каждого клиента. Компания «Nutricia Россия» обновила корпоративный сайт, чтобы портал имел более удобный интерфейс и легкую навигацию, стал не только интересным, но и привлекательным для посещения.

Для поддержки бренда Coca-Cola в рамках кампании, которая проводилась в ходе Евро-2012, разработана специальная платформа. Через смарт­фоны или соцсети пользователи вовлекались в виртуальную игру, получали возможность зарабатывать бонусы за энергичную поддержку своих команд непосредственно во время футбольных матчей.

Компания Unilever стала первым рекламодателем, воспользовавшимся новой технологией Google — гаджет-каналом на YouTube, который обеспечивает прямую связь покупателей с розничными магазинами, позволяя переходить от просмотра видео с практическими рекомендациями и рекламой товаров к ретейлерам, занимающимся их продажей, проверять наличие товара в магазинах, сравнивать цены и совершать покупки.

Перспективы

Для компаний сектора FMCG главным «действующим лицом» при работе с клиентами являются торговые представители, поэтому автоматизация мобильной торговли приобретает все большие масштабы и переходит в разряд повседневного инструмента совершенствования бизнес-процессов. Например, компания L'Oreal в России оптимизирует работу сети своих представителей путем внедрения самых современных технологий, включая мобильные и облачные. Интеграция с ERP-cистемами позволяет упорядочить внесение информации в базу данных, сократив затраты времени на введение и передачу информации, ежедневное планирование, стимулирует сотрудников своевременно вносить и передавать информацию.

Собираемая компаниями информация требует глубокой аналитики. Поэтому, по мнению экспертов, в ближайшем будущем будут востребованы аналитические решения.

При стабильной экономической ситуации необходимость поддерживать конкурентоспособность, удовлетворять требования потребителей, учитывать новую реальность приведет, по мнению экспертов, к росту объема инвестиций в развитие ИТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF