Системы мобильных платежей набирают популярность, и в ближайшие годы ожидается резкий рост объема обрабатываемых ими операций. Согласно прогнозам Yankee Group, к 2015 году он может достигнуть 1 трлн долл. в год. Значительный вклад в этот процесс вносит мобильный эквайринг — технология обработки банковских карт с помощью мобильных терминалов.

Идея мобильного эквайринга проста: мобильное устройство содержит в себе практически все составляющие, необходимые для обработки банковских карт, — связь, монитор, процессор. Остается добавить единственную недостающую деталь — мобильный мини-терминал (mPOS). Он представляет собой компактное устройство для чтения банковских карт, которое устанавливается в разъем смартфона или планшета.

Таксист с планшетом

Компания «Такси Огонек» стала далеко не первой, внедрившей средства мобильного эквайринга. Гораздо интереснее достаточно глубокая проработка проекта, а также то, что технология оплаты гармонично вписалась в систему управления таксопарком, став ее частью. Проект был реализован консорциумом iCompass, SellbyCell и «Связной Банк».

Основу внедренного решения составила система управления автопарками iCompass, включающая в себя онлайн-диспетческую с возможностью автораспределения заказов и АРМ водителя. Комплекс водителя, реализованный на iPad, не только обеспечивает получение водителем полной информации о заказах, но и содержит встроенную навигационную систему и таксометр.

Важной особенностью решения является его полное соответствие законодательству, в том числе возможность печати чека, а также высокий уровень безопасности. Ради этого пришлось отказаться от простейших мини-терминалов mPOS в пользу принтер-терминалов Blue Bamboo, соответствующих требованиям PCI DSS. Терминал соединяется с мобильным устройством по Bluetooth, а транзакция подтверждается подписью на планшете. Средняя скорость проведения транзакций составляет около семи секунд.

При этом важно, что считыватель магнитной полосы представлен не в виде дорогостоящего и достаточно громоздкого POS-терминала, а в миниатюрном форм-факторе. Как правило, его стоимость не превышает нескольких сотен рублей. Приложение, обеспечивающее процессинг и передачу данных, пользователь загружает из магазина приложений.

Таким образом, получается, что расходы на оснащение и поддержку мобильного эквайринга значительно ниже, чем в традиционном эквайринге: отсутствуют абонентская плата и требования по обороту, необходимость иметь выделенный интернет-канал. Схема создания услуги очевидна: компания заключает договор с банком, разрабатывает мобильное приложение, а простейшие считывающие устройства, как правило, заказываются у китайских производителей (при необходимости используются более дорогие сертифицированные терминалы).

Платежи картами через мобильные телефоны получили известность благодаря американскому проекту Square. На этот рынок несложно войти, так как начальные расходы компаний невелики. В России появилось несколько сервисов, копирующих опыт западных коллег и оптимистично смотрящих на свои перспективы: 2сan, iPay, Pay-Me. Присматриваются к этому рынку и участники рынка электронных денег, в частности «Яндекс.Деньги». Вероятно, развитие рынка будет поддержано и другими операторами киберплатежей, которые перестают довольствоваться нишевой ролью. Они продолжают идти к модели традиционных финансовых учреждений, активизируя работу с платежными картами.

Кому это нужно?

Стартапы, предлагающие услуги мобильного эквайринга в партнерстве с банками, основным преимуществом своих решений декларируют удобство. Например, если у покупателя не хватает наличных или у продавца нет сдачи, покупку можно оплатить с помощью банковской карты. Более того, в России постепенно появляется сегмент клиентов, для которых этот способ оплаты стал приоритетным. Речь идет и об увеличении количества потенциальных покупателей за счет охвата аудитории, которая не привыкла или не доверяет электронным деньгам, но пользуется банковскими картами.

Играет свою роль и психологический фактор. Как показывает практика, при оплате картой покупатели склонны тратить больше. Некоторые исследования говорят, что средний чек увеличивается чуть ли не на треть. Еще один позитивный фактор — снижение рисков: электронные деньги застрахованы от случайной потери или физической кражи. Таким образом, в целом предлагаемая схема проста и полезна как для покупателей, так и для продавцов.

Вопрос упирается в то, готов ли российский рынок к подобным услугам. Популярность аналогичных решений на развитых финансовых рынках не гарантирует успеха в странах, где основным действием с картами до сих пор остается обналичивание средств в банкоматах.

Мобильный эквайринг лучше всего подходит предприятиям и предпринимателям, которые продают товары и услуги вне офиса. Типичным примером могут служить интернет-магазины, страховые агенты, специалисты, оказывающие услуги на дому (например, частные врачи), а также службы такси. Именно последние сейчас являются основными и самыми известными потребителями данных услуг.

Вопрос, кто еще, помимо таксопарков, всерьез заинтересован в мобильном эквайринге, до сих пор остается открытым. Мелкие торговые компании традиционно очень недоверчиво относятся к любым видам платежей, кроме наличных. Как минимум для них нужна мощная просветительская работа, в том числе с помощью солидных банков-партнеров, доказывающая надежность предлагаемых решений. Пока никакой информационной работы с сегментом малого бизнеса не ведется. Все ограничивается общими заявлениями о выгоде и удобстве, не затрагивающими таких понятий, как сравнение по затратам с наличным оборотом или скорость поступления платежей. Например, Pay-Me говорит о комиссии за проведение платежей, составляющей 2,75% от суммы транзакции, но не менее 10 руб., и констатирует, что этот процент «оптимален для малого бизнеса».

Отдельным вопросом является безопасность транзакций. Конечно, Visa и MasterCard обеспечивают поддержку шифрования данных. Однако для устройств Android создано уже огромное количество вирусов, нацеленных на кражу денег со счетов. Появление программ, ориентированных на перехват данных с мобильных терминалов, скорее всего, лишь вопрос времени.

Эквайринг в промышленных масштабах

Важной вехой в продвижении технологий мобильного эквайринга может стать полностью «наземный» проект, реализуемый департаментом транспорта Москвы совместно с компанией Visa. В начале июня они представили турникет, принимающий для оплаты проезда в метро бесконтактные платежные карты Visa payWave. Ценность этого проекта в том, что он выводит саму технологию безналичных платежей на «промышленный» уровень, неся эту технологию в массы.

Запуск пилотного проекта по оснащению станций метро новыми турникетами запланирован на осень 2013 года. Владельцы банковских карт Visa payWave смогут

проходить в метро, не тратя времени на приобретение билета.

Турникет оснащен единым универсальным устройством чтения карт и, помимо банковских карт, принимает все типы традиционных проездных билетов. Банком-эквайером пилотного проекта выступил «ТрансКредитБанк».

Крайне важно, что в ходе испытаний удалось реализовать одно из главных условий по пропускной способности: время открытия турникета при оплате проезда платежной картой и при использовании обычного билета не отличается.

Ранее подобные проекты были реализованы лишь в некоторых странах. Оплата банковскими картами поездок в метрополитене должна значительно упростить жизнь как постоянным жителям города, так и гостям.

Ждать ли прорыва?

Эксперты финансового рынка до сих пор расходятся в своих оценках нынешнего состояния рынка мобильного эквайринга, равно как и его перспектив. По словам Николая Жмуренко, генерального директора компании «Смартфин», продвигающей сервис 2can, несколько миллионов SMB теряют своих клиентов только потому, что не принимают к оплате карты. По его мнению, именно карманные терминалы помогут малому бизнесу предоставить покупателям этот сервис.

Действительно, традиционный эквайринг ориентирован на крупный торговый бизнес, что связано с инвестициями банков в довольно дорогостоящее оборудование. Вполне естественно, что это оборудование дается в пользование компаниям с большим оборотом, способным окупить затраты. Те же, чей оборот небольшой, остаются вне сферы интересов банкиров. Жмуренко уверен, что в последнее время рынок мобильного эквайринга значительно шагнул вперед и скепсис игроков рынка сменился на ажиотаж, а прогнозы вполне оптимистичны.

Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий «Промсвязьбанка», наоборот, не слишком оптимистичен. Он признает, что малый бизнес в России не настолько культурно развит, чтобы испытывать повышенный интерес к мобильному эквайрингу, и особенно это касается регионов. Конечно, подобные услуги будут развиваться, однако прорыва ждать не стоит. Далеко не все компании готовы экипировать своих торговых представителей и курьеров смартфонами, стоящими не меньше, чем обычные POS-терминалы. Да и клиенты все-таки далеко не всегда доверяют свои карты даже обычным проверенным терминалам, не говоря уже о мобильных телефонах.