Ситуация на рынке нестабильна, но компании финансового сектора активно вкладывают средства в информационные технологии

Обсуждать ситуацию на рынке эксперты считают неблагодарным делом, так как, с одной стороны, ситуация нестабильна, а с другой — вряд ли стоит ожидать, что положение станет хуже, чем в 1998 и 2008 годах. Отметим только, что размер просроченной кредиторской задолженности продолжает расти. По данным Росстата, на начало апреля 2013 года она составила 1366,5 млрд руб., что на 9,4% больше по сравнению с мартом 2012 года и на 10,8% больше по сравнению с февралем 2013 года, и, по данным Банка России, продолжает расти. На начало 2013 года только 94,2% кредитных учреждений имели прибыль, что хуже результатов 2008 года, хотя убыток в денежном выражении оказался в 4 раза меньше по сравнению с результатами 2008 года. Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, к концу 2012 года сократилось до 956, сегодня банков уже 897; сокращается и число филиалов — за 2012 год компании закрыли более 450 филиалов. Сегодня на рынке наблюдается устойчивая тенденция — сокращение вкладов физических лиц на срок свыше 1 года. Если в 2009 году на их долю приходилось 65,8% от общей суммы рублевых вкладов, то на начало 2013 года — уже 56,1%. Доля же вкладов сроком от трех месяцев до года выросла с 14% в 2009 году до 21% в 2013 году. Доля валютных вкладов постепенно сокращается — с 43,4% на начало 2009 года до 28,6% на начало 2013-го. При этом все более активно приходят на рынок зарубежные игроки. Еще одна особенность 2012 года — интенсивный рост рынка микрофинансирования.

Компании финансового сектора находятся в непростой ситуации, и регуляторы ее еще более осложняют. «Ожесточенная конкурентная борьба за клиента заставляет банки вводить все новые продукты, повышая при этом качество обслуживания. Другой вектор развития продиктован требованиями регулятора по повышению уровня информационной безопасности платежных систем», — отмечает Михаил Куприй, директор департамента банковских технологий Helios IT. «Для страховой компании AIG в России актуальны те же проблемы и вопросы, которые стоят перед всеми участниками страхового рынка, — контроль за уровнем расходов и в то же время постоянное улучшение уровня сервиса для клиентов в условиях постоянно растущей конкуренции и ужесточающихся правил и требований регуляторных органов», — поясняет ситуацию Андрей Давыдов, руководитель ИТ-департамента страховой компании AIG.

Равнение на клиента

Сегодня вся банковская система разделена на системообразующие и небольшие банки, и рынку необходимы и те и другие, считает Михаил Кулешов, заместитель председателя правления «Росбизнесбанка»: малым банкам сложно внедрять национальную платежную систему или обеспечивать банковские услуги в удаленных регионах, но они заставляют крупных работать эффективнее, поскольку, находясь ближе к малым клиентам, выигрывают в скорости принятия решений. «С другой стороны, малые банки тянутся за крупными, стремясь предоставить клиентам весь спектр услуг. Главную роль сегодня играет клиент — конкурент есть в шаговой доступности, и нужно удержать клиента», — уточняет он.

Удержать и привлечь клиента помогает становящийся все более популярным мобильный и интернет-банкинг. По словам Надежды Авданиной, директора Центра инноваций и технологий электронного бизнеса «Альфа-Банка», потребность клиентов в быстрых и простых решениях заставляет компании сектора развивать и финансовые услуги онлайн, причем наблюдается высокая конкуренция за клиента (со стороны стартапов, телеком-компаний, платежных систем, агрегаторов). «Приходится искать новые пути по привлечению и удержанию клиентов: запускать исследовательские проекты, персонализировать знания, работать с совершенно новыми структурами клиентских данных — с социальными сетями (анализ огромных объемов данных для формирования предложений другого уровня)», — рассказывает она. В прошлом году в банке была оптимизирована работа колл-центра, продолжается внедрение операционного CRM. С апреля 2013 года на сайте «Альфа-Банка» стал доступен новый платежный сервис — «Витрина RURU»; совместно с «Билайн» и MasterCard банк запустил платежный сервис на базе технологий NFC с использованием SIM-карт «Билайн» для бесконтактной оплаты Mobile MasterCard PayPass. Мультиканальную систему дистанционного банковского обслуживания для физических лиц внедрили в «ЮниКредит Банке» на базе решений «ДБО BS-Client. Частный Клиент», запустили и приложение для мобильного банкинга Mobile.UniCredit. В банке «Народный кредит» начал работу интернет-банк для физических лиц. Дополнительные сервисы банки предоставляют не только физическим, но и юридическим лицам. В рамках стратегии по поддержке развития малого бизнеса Сбербанк реализует интернет-портал для малого бизнеса «Деловая среда», где выставлены продукты и сервисы, облегчающие повседневное ведение бизнеса.

Расширяют спектр услуг и страховые компании. Например, AIG совместно c компанией mySafety реализует программу «Вторая жизнь ноутбука» — страхование устройств от повреждений, взрыва, перепада напряжения, грабежа, разбоя или кражи. Компания «АльфаСтрахование» вместе с «Агент.ру» запустила кросс-продажи полисов страхования для авиапассажиров. Для машин с пробегом внедрены онлайн-продажи каско, а для пользователей Facebook — приложение «АльфаПитомец», позволяющее оформить онлайн-страховку домашнего животного. «Розничное страхование все больше уходит в Интернет, и конкуренция в этом канале постоянно растет. Клиенты хотят видеть деятельность страховых компаний более прозрачной, и появляются различные клиентские приложения для мобильных платформ, которые позволяют клиентам, например, отслеживать состояние ремонта их авто, зарегистрировать убыток и в целом иметь полный контроль над пакетом страховых услуг», — говорит Давыдов.

Павел Голубев, директор по ИТ компании «Сбербанк Страхование», считает, что необходимы коммуникации со страхователями не только через CRM, но и через социальные сети, портал, личный кабинет, сайт. Как посетитель, клиент имеет возможность загрузить с сайта мобильное приложение и отслеживать информацию о своем полисе, дивидендах (в инвестиционном страховании) или о статусе рассмотрения своего убытка, а также присоединяться к системе скидок или каких-либо сетевых ассоциаций.

Но, пожалуй, наибольшего эффекта сегодня компании сектора могут добиться за счет интеграции банковского и страхового бизнеса — совместной продажи банковских и страховых продуктов. Банкострахование — новое перспективное направление развития. По некоторым оценкам, около 60% прибыли от кредитования банки получают от продаж сопутствующих страховых продуктов. Поэтому компании активизировали совместные проекты. Например, компания «Сбербанк Страхование» запустила программу инвестиционного страхования жизни для клиентов Сбербанка. Клиенты Московского кредитного банка теперь могут приобрести полис страхования для выезжающих за рубеж, осуществить срахование банковской карты от компании «АльфаСтрахование».

Гарантии

Активное взаимодействие с клиентами требует обеспечения защиты персональных данных и снижения рисков мошенничества. Регулирующие органы уделяют этому вопросу немало внимания. Здесь важно, указывает Авданина, постоянно исследовать и совершенствовать методы обеспечения безопасности, действовать на упреждение, так как разнообразие угроз растет (поддельные сайты, атаки, вирусы на мобильные устройства и многое другое).

Михаил Куприй отмечает большое количество реализуемых проектов, связанных с информационной бе­зопасностью. В частности банк «Хоум Кредит» завершил проект по приведению систем и процессов, обеспечивающих безопасность хранения, обработки и передачи данных платежных карт, в соответствие требованиям стандарта PCI DSS 2.0. Банки «РЕСО Кредит» и DeltaCredit провели аудит соответствия систем требованиям СТО БР ИББС Банка России. В «Азия-Инвест банке» спроектирована и внедрена система обеспечения безопасности персональных данных. Построен центр управления ИБ в Московском индустриальном банке на базе решения компании ArcSight.

«Транскапиталбанк» внедрил Netwrix Active Directory Change Reporter для оперативного выявления и реагирования на инциденты, конт­роля действий выделенных пользователей. Внедрил систему мониторинга критичных бизнес-приложений «Пробизнесбанк».

Анализ, учет и контроль

Страховые компании в своей основной деятельности используют тысячи различных бизнес-правил — от расчетов тарифов до проверок данных клиентов и др. Компания «АльфаСтрахование» приняла решение внедрить платформу управления данными WebSphere ILOG BRMS для расчета тарифов в автостраховании (каско, ОСАГО, «Зеленая карта»), а также размеров комиссионного вознаграждения агентов. «Сбербанк Страхование» запускает решение Solife для управления личным и групповым страхованием жизни. «Внедрение данного решения в комплексе с автоматизированной системой банковского страхования Сбербанка обеспечивает автоматизацию всех основных бизнес-процессов от выпуска полиса до составления финансовых и страховых отчетов», — рассказывает Голубев.

Компании сектора занимаются развитием и совершенствованием учетных систем. «Славянский Кредит» автоматизировал внутрибанковскую бухгалтерию с помощью «БОСС-Банк», интегрировав решение с АБС «Quorum. Банк». Страховое общество «ЖАСО» создало на базе «1С:Консолидация 8 Проф» систему бюджетного управления для улучшения контроля за согласованием, исполнением бюджетов и сокращением сроков их подготовки. В «Бинбанке» начало функционировать решение SAP ERP HCM для управления персоналом, разработки и внедрения системы оценки персонала по KPI. Запускают в промышленную эксплуатацию SAP ERP HCM в «Альфа-Банке».

Дмитрий Цапаев, директор департамента системной и бизнес-архитектуры дивизиона по работе с финансовыми организациями «Энвижн Груп», отмечает, что все более востребованы ИТ-решения для управления бизнесом, ощущается дефицит точной, всеобъемлющей информации для принятия решений, а одной из самых актуальных задач, особенно для крупных банков с разветвленной филиальной сетью, является калькуляция реальных доходов и расходов, в том числе в разрезе клиента. В частности, группа «ВТБ» реализовала проект по аллокации затрат, в ходе которого автоматизировано отнесение операционных затрат на MIR-коды, что позволяет получать актуальную отчетность в разрезе центров прибыли.

Внедрение и углубление бизнес-аналитики на основе корпоративных или специализированных хранилищ данных — еще одно популярное направление развития. Микрофинансовая компания «Домашние деньги» теперь использует продукт компании SAS для управления рисками, борьбы с мошенничеством, скоринга заемщиков, проведения и оценки маркетинговых кампаний, управления взаимоотношениями с клиентами. В «Росевробанке» внедрена система аналитической отчетности и визуализации операционных данных на базе продуктов компании Oracle. Теперь Oracle BI используют в «Уралтрансбанке» и «Альфа-Банке». Страховщики тоже не отстают. Страховое общество «Гефест» развернуло в облаке информационно-аналитическую систему на базе Oracle, к которой могут подключаться все филиалы компании. Систему по оценке и управлению рисками мошенничества на базе IBM i2 создали в компании «Оранта Страхование».

У группы «ВТБ» появилась система анализа и мониторинга банковских операций на основе сервиса сообщений SWIFT. Банк получил систему, которая позволяет следить за качеством работы сотрудников, повышать эффективность скоринговой модели оценки платежеспособности заемщика.

Снижать затраты и управлять

Решая задачи оптимизации процессов, компании сектора проводят реорганизацию и унификацию систем, модернизируют инфраструктуру, виртуализируют мощности, одновременно снижая затраты на ИТ, повышая их управляемость.

По мнению Давыдова, сегодня востребована виртуализация, включающая перенос приложений и рабочих мест в корпоративное облако, что позволяет обеспечить единые стандарты для всех подразделений компании, а также контроль за вложениями в ИТ и управление ИТ-обеспечением. С 2012 года AIG реализует проект по переносу всех приложений по всему миру в корпоративные дата-центры. Дата-центры разворачивают многие компании сектора. Байкальский банк Сбербанка России внедряет динамический ЦОД Microsoft. Сбербанк планирует строительство мегаЦОД на территории Сколково, в нем будут использованы облачные технологии Microsoft. Банк «ВТБ24» запустил новый отказоустойчивый дата-центр.

Информационные системы компаний хранят и обрабатывают все больший объем информации, что требует повышения производительности и надежности хранилищ. Модернизировал систему хранения данных «УралТрансБанк», внедрив дисковый массив Hitachi HUS 130. «СМП Банк» заменил устаревшие системы хранения данных, перейдя к облачной технологии НР 3PAR. «РЕСО-Гарантия» создала катастрофоустойчивый комплекс систем хранения данных на базе продуктов и технологий NetApp.

Модернизация инфраструктуры и систем идет в самых разных направлениях. Уральский банк реконструкции и развития построил новую высокопроизводительную платформу на базе решений IBM, Hitachi Data Systems и Symantec и произвел миграцию баз данных. Банк Москвы инициировал миграцию на новую версию СУБД Oracle Database 11g. Завершили миграцию базы данных на Oracle Database 11g в «Запсибкомбанке».

В попытках снизить издержи и сделать процесс управления ИТ более прозрачным компании сектора оптимизируют внутренние процессы ИТ. Банк «АК БАРС» завершил внедрение системы управления инцидентами на основе Microsoft System Center Service Manager 2012. Банк «Санкт-Петербург» модернизировал систему управления ИТ-процессами на базе платформы Omnitracker. «РосЕвроБанк» завершил проект по внедрению процессов управления инцидентами и запросами на обслуживание, проблемами, изменениями и конфигурациями на базе продукта CleverENGINE. Внедрили систему управления процессами поддержки и предоставления ИТ-услуг во Всероссийском банке развития регионов. Юго-Западный банк Сбербанка внедрил систему автоматизации административных ИТ-задач на базе HP Operations Orchestration. «ТрансКредитБанк» оптимизировал управление программными ИТ-активами на основе HP Asset Manager, что особенно актуально в связи с унификацией систем банка в рамках процесса интеграции в группу «ВТБ».

В целях оптимизации затрат на ИТ все чаще некритичные процессы передаются на аутсорсинг, компании все чаще используют подход IaaS. Михаил Куприй отмечает, что на рынке наблюдается повышенный спрос на аутстаффинг (лизинг) ИТ-специалистов и есть все предпосылки для того, чтобы это направление в ближайшие 2–3 года активно развивалось.

Перспективы

Эксперты отрасли полагают, что наиболее востребованы в ближайшее время будут системы, обеспечивающие работу фронт-офисов, их интеграция с бэк-офисными системами, перевод всех некритичных процессов на аутсорсинг, в облака. При этом ИТ-департаментам придется все больше задумываться над сокращением затрат. Авданина констатирует, что сегодня перегрет рынок ИТ, особенно дороги объекты в Москве, что вынуждает компании разворачивать свои сервисы в регионах.

«От страховых компаний клиенты хотят большей оперативности — чтобы соответствовать их ожиданиям, скорость операционных процессов должна постоянно увеличиваться. Перед страховыми компаниями встает задача по интеграции бэк- и фронт-офисных систем, — говорит Давыдов. — Также весьма перспективной является программа BYOD».

Виктор Галактионов, главный системный архитектор, директор департамента управления архитектурой «Рос­ЕвроБанка», выделяет три основных направления развития ИТ сегодня: интеграцию приложений и данных, интеграцию бизнес-процессов и «мобилизацию». «Сегодня редкий банк не использует промышленную интеграционную шину. Есть примеры, когда внутри банка или компании «в боевой среде» используются по 2–3 шины одного или разных производителей. При этом архитектуры все больше соответствуют принципам SOA, — рассказывает он. — Новой ступенью интеграции приложений станет интеграция бизнес-процессов с использованием BPM-систем, но пока отрасль осторожно изучает этот вопрос и ожидает первых положительных масштабных внедрений». Лидирующим направлением развития, по мнению Галактионова, является мобильность как способ снижения издержек при продаже, доставке и продвижении продуктов и услуг. «Банк, не имеющий мобильных решений, не может быть конкурентоспособным. Сегодня первый этап внедрения мобильных решений практически пройден, некоторые банки уже приступили к анализу полученных результатов, пересмотру и модернизации созданных решений, смене платформ и даже поставщиков. В перспективе, когда первая волна вопросов интеграции и внедрения мобильных решений спадет, отрасль займется изучением и внедрением технологий Больших Данных», — добавляет он. Цапаев полагает, что благодаря развитию технологий Больших Данных сегодня происходит качественный прорыв в решении аналитических задач на больших объемах данных, обработка неструктурированной информации значительно ускорилась, можно достаточно быстро получить требуемые результаты, а потому технологии Больших Данных находят все более широкое применение.

Еще одной перспективной технологией, по мнению Голубева может стать переход в облака. Важным проектом для компании «Сбербанк Страхование» стало использование облачных технологий при взаимодействии с сетью продаж через внутренний корпоративный портал, обеспечившее единую контролируемую площадку для регистрации полисов и точку экспорта всей информации в учетную систему компании. «Сокращение времени на разворачивание необходимой ИТ-инфраструктуры, наращивание вычислительных объемов по требованию являются значительной статьей не только экономии, но и высвобождения ресурсов для других более перспективных проектов», — считает он.

В целом, полагают эксперты, объ­емы инвестиций в ИТ будут зависеть от состояния экономики и положения компании на рынке, хотя сегодня все более явно прослеживается зависимость конкурентоспособности компаний сектора от владения передовыми информационными технологиями.