Рынок высоких технологий

Без поглощений не догнать

Мировой рынок программного обеспечения для управления проектами и портфелями проектов (Project and Portfolio Management, PPM) в 2012 году вырос до 1,65 млрд долл., что на 11% больше, чем в 2011 году. В течение трех последних лет рынок PPM продолжает уверенно расти, отмечают аналитики Gartner, несмотря на слабость экономики, ограниченные бюджеты ИТ и частые слияния и поглощения компаний. Если в 2011 году разработчики PPM больше ориентировались на интеграцию, то в 2012-м некоторые компании перешли к инновациям, реализовав, в частности, поддержку изменения требований пользователей, расширяя области применения систем (например, в профессиональных услугах), а также их функциональность за пределы собственно управления проектами — в сферы управления жизненным циклом приложений или SaaS.

Почти половину рынка делят между собой пять крупнейших разработчиков. На первом месте остается Oracle с долей рынка 23%, за ней следуют Microsoft, CA Technologies, Planview и HP. Разрыв между лидерами таков, что ликвидировать его без слияний и поглощений других компаний будет трудно, считают аналитики.

Почти 90% лицензий на PPM продается на развитых рынках Северной Америки и Европы.

 

Печатают меньше

Как подсчитали в IDC, в первом квартале 2013 года российский рынок устройств печати сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 216 млн долл.

В корпоративном сегменте отмечается перемещение предпочтений к более мощным устройствам коллективного пользования с меньшей общей стоимостью владения. Спрос со стороны корпоративного сегмента сохранил положительную динамику, наибольшее увеличение поставок отмечено в категории цветных и монохромных лазерных МФУ с высокой скоростью печати.

В среднесрочной перспективе аналитики ожидают постепенного снижения объема бумажных копий документов в корпоративном секторе. Законодательное закрепление обмена электронными счетами-фактурами между контрагентами, вступившее в силу в 2012 году, несомненно, скажется на объеме распечатываемых документов в России.

В связи с замедлением темпов роста экономического развития России в 2012 году и сдержанными прогнозами экономических показателей на 2013 год, IDC не ожидает значительного роста российского рынка устройств печати. По оптимистичным прогнозам, рынок вырастет на 1,8% в натуральном выражении и сократится на 1,6% в денежном выражении.

 

ИТ-бюджеты

Подружиться с СМО

С учетом того, что инициативы департаментов продаж и маркетинга занимают все большую часть ИТ-бюджетов компаний, ИТ-руководителям следует уделять достаточное внимание взаимодействию с руководителями этих подразделений. Как показывает исследование, проведенное Harvey Nash, направление маркетинга ИТ-директорами явно недооценивается, по крайней мере по сравнению с финансовым и операционным. Менее 30% ИТ-директоров расценили свои взаимодействия с отделом маркетинга как «сильные». Примерно столько же признают, что взаимодействия явно недостаточны.

Возможно, они просто не успели перестроиться. Однако растущая важность таких направлений, как мобильность, социальные сети и Большие Данные, требует более тесного взаимодействия именно с департаментами маркетинга. Кроме того, у первых лиц компаний вновь наблюдается сдвиг требований к ИТ-директорам от сокращения издержек к генерации прибыли и обеспечению инноваций. Это также означает необходимость взаимодействия с «зарабатывающими» подразделениями.

Интересно, что несмотря на потерю контроля над частью ИТ-бюджетов, про которую говорят 22% ИТ-директоров, они не ощущают ослабления своих позиций. Причиной этого является сохраняющееся влияние на процессы принятия решений.

 

Техника безопасности

Две трети компаний игнорируют обновления

Исследование, проведенное «Лабораторией Касперского», показало, что лишь 35% компаний в мире используют автоматическую установку обновлений программного обеспечения. Таким образом, подавляющее большинство организаций ежедневно рискуют безопасностью своих корпоративных данных.

Как подчеркивают эксперты, своевременная установка обновлений не только повышает скорость и стабильность работы используемого ПО, но и позволяет ликвидировать уязвимости, которые могут быть использованы киберпреступниками для заражения рабочих станций. При этом огромную роль играет не только сам факт установки обновления, но и оперативность — чем быстрее ИТ-департамент выполнит обновление ПО и установит исправления на всех рабочих станциях компании, тем меньше у киберпреступников шансов на удачную атаку с использованием найденной уязвимости. К слову, в качестве «лазейки» злоумышленники выбирают наиболее распространенные программы. По данным экспертов, наибольшей популярностью у атакующих пользуется Java — в 2012 году 50% всех эксплойтов использовали уязвимости этой платформы. Вторым по популярности является приложение Adobe Acrobat Reader — на него приходится 28% эксплойтов. В результате под угрозой оказываются не один-два компьютера, а подавляющее большинство рабочих станций компании.

 

Управление

Социальные сервисы помогают работать продуктивнее

Исследование, проведенное агентством Ipsos, показало, что сотрудники компаний позитивно оценивают преимущества социальных сервисов при решении рабочих задач и считают, что их использование может повысить продуктивность работы.

Используемых сейчас инструментов взаимодействия недостаточно для эффективной работы. В компаниях 40% сотрудников полагают, что социальные сервисы будут способствовать более эффективным коммуникациям с коллегами, а 31% опрошенных даже готов тратить на такие инструменты собственные деньги.

Данные по России, полученные в ходе исследования, показали, что страна идет в ногу с мировыми тенденциями. Семь из десяти опрошенных специалистов российских компаний отметили рост эффективности совместной работы, а 50% полагают, что будут работать эффективнее, если их руководство поддержит использование социальных сервисов. Участники опроса уверены, что в их компаниях понимают, насколько социальные сервисы способствуют улучшению сотрудничества и совместной работы с коллегами, так считает 45% ответивших, а 43% отмечают, что в их компаниях преимущества социальных сервисов недооценены.

Тем не менее в 34% организаций корпоративная политика запрещает использовать социальные сети, а в 29% под запретом микроблоги. Основные причины ограничений — риски, связанные с информационной безопасностью, возможное снижение продуктивности работы и потеря данных. Сами же сотрудники, напротив, считают, что благодаря социальным сервисам их продуктивность повышается.

 

Бизнес и технологии

Люди на карте

Мировая аудитория пользователей мобильных геолокационных сервисов в 2012 году, по оценкам Json & Partners Consulting, достигла 486 млн человек.

Геолокационные сервисы (Location-based service, LBS) — тип информационных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона пользователя. Визуали­за­ционные возможности современных смартфонов позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, а значит, LBS можно использовать для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений.

Различают два вида LBS. Первый — сервисы, основанные на определении местоположения абонента с использованием спутниковых систем навигации (GPS и ГЛОНАСС). Второй — сервисы, основанные на определении местоположения абонента по отношению к базовым станциям оператора сотовой связи. При первом способе местоположение абонента определяется с большей точностью, однако нужно, чтобы в мобильном терминале был установлен специальный модуль для связи со спутниками.

С 2002 года в России операторы сотовых сетей применяют LBS в коммерческих целях. В большинстве систем определения местоположения в России, предлагаемых сотовыми операторами, обязательным является получение от абонента разрешения на его «поиск».

Параллельно с развитием технической оснащенности мобильных телефонов, а именно с появлением смартфонов со встроенным GPS-модулем и формированием нового сегмента рынка мобильных приложений, менялась структура LBS-рынка. Помимо сотовых операторов, появились новые участники рынка: разработчики мобильных LBS-прило­жений и магазины мобильных приложений.

Самыми популярными LBS-сервисами остаются навигационные приложения, их проникновение составляет 46%. Быстрый рост демонстрируют сервисы социальных сетей, позволяющие «отметиться» в том или ином месте, например Foursquare или Facebook Places. За год использование социальных LBS-сервисов выросло на 50%, и теперь ими охвачено уже 13% пользователей.

В J'son & Partners выделяют три основ­ные модели монетизации, применимые в мобильных LBS-приложениях: ре­кламная модель; модель, основанная на получении дохода от платных LBS-приложений; модель премиум-аккаунтов.

По оценкам аналитиков, объем мирового рынка мобильных LBS-приложений и сервисов по итогам 2012 года составил 3,75 млрд долл., а к 2016 году достигнет 16,89 млрд долл.

M2M нужны прикладные решения

ИТ активно проникают во все сферы жизни современного человека, открывая пути для создания новых, более совершенных решений в таких областях, как здравоохранение, ЖКХ и транспорт. В этих условиях операторы мобильных сетей стремятся расширить свои портфели средств межмашинной коммуникации (Machine-to-Machine, M2M). Европейские страны, находясь в авангарде эволюции новых технологий, активно развивают этот рынок.

В настоящее время главным образом развиваются сами технологии межмашинной коммуникации, однако в будущем наиболее прибыльным станет их прикладное использование.

Согласно прогнозам Frost & Sullivan, в период до 2016 года совокупный среднегодовой темп роста сегмента M2M в Европе будет составлять 33%, а количество SIM-подключений к 2016 году достигнет 75 млн. За последние пять лет на европейском рынке М2М наблюдался значительный рост; при этом определились основные тенденции спроса на подобные технологии. Операторы связи модифицируют свои рыночные стратегии, стремясь определить основные направления работы и лучше понять требования рынка M2M.

Основное слагаемое успеха на рынке для поставщиков телекоммуникационных услуг — это их опыт в технологиях связи. Эти игроки стремятся закрепиться на рынке прикладных технологий M2M, рост которого в значительной мере обусловлен требованиями законодательства, а также имеют неплохие шансы на рынке M2M-технологий для бизнеса.

Как ожидается, следующая волна M2M-технологий затронет области здравоохранения, автоматизации производства и потребительской электроники. Устойчивый спрос также будет наблюдаться в сфере безопасности, удаленного видеонаблюдения, розничной торговли и в других областях, где требуется автоматизация процессов. Однако для качественного прорыва необходимо дальнейшее информирование клиентов о преимуществах подобных технологий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF