Телеком представляет собой яркий пример ИТ-зависимой отрасли. Действительно, оказываемые в этой сфере услуги по своей сути весьма близки к ИТ.

Компания «Центральный теле­граф» уникальна для рынка телекоммуникаций. Начав свою деятельность еще в 1852 году с предоставления телеграфной связи, она росла вместе с отраслью связи и со временем превратилась в универсального оператора, предоставляющего услуги телефонии, широкополосного доступа в Интернет, телевидения и мобильной связи. «Центральный телеграф» не только бренд: операторов с такой историей и ассортиментом услуг на рынке действительно немного. Этим продиктованы серьезные требования ко всем службам компании, в том числе к ИТ.

«Нормальное функционирование всех ИТ-систем крайне необходимо для эффективной жизнедеятельности телекоммуникационной компании», — говорит Андрей Лыков, директор по ИТ компании «Центральный телеграф». Блок ИТ предоставляет сотрудникам и клиентам компании достаточно широкий ассортимент ИТ-услуг, и трудно сказать, какая из них главная, а какая — второстепенная.

Основа конкурентоспособности

Говоря о конкурентоспособности оператора связи, особо следует выделить не только его инфраструктуру, непосредственно определяющую ассортимент и качество оказываемых услуг, но и биллинговую систему. «Фактически уровень развития биллинговой системы, а значит — и возможность быстрого реагирования на потребности бизнеса, ввод новых продуктов, новых тарифов и маркетинговых программ и акций, напрямую влияют на конкурентоспособность», — подчеркивает Лыков. Чем быстрее компания, основываясь на возможностях биллинговых систем, сможет реагировать на вызовы окружающего мира, тем более активной и конкурентоспособной она будет на рынке.

Одно из главных требований, предъявляемых к системе со стороны бизнеса, — время вывода новых продуктов на рынок. Применительно к биллингу это означает предоставление оператору возможности выполнять собственные настройки системы и тем самым оперативно реализовывать потребности бизнеса.

Еще одно требование — система должна поддерживать широкую номенклатуру услуг, что весьма актуально для любого универсального оператора. В идеале все виды услуг должны поддерживаться единой системой биллинга. Это достигается широкими базовыми возможностями, заложенными в решение при его разработке.

Сейчас на Центральном телеграфе основной биллинговой системой является решение АСР Fastcom 11, разработанное компанией «Форс». В настоящее время завершается перевод всех абонентов компании, которым оказываются различные услуги связи, на единую биллинговую платформу.

В недалеком прошлом в компании функционировало несколько биллинговых систем, в том числе собственной разработки. Это, несомненно, серьезно сдерживало развитие. Например, для ввода нового тарифа или реализации маркетинговой инициативы на полном спектре услуг необходимы настройки всех существующих систем биллинга, что повышает и время, и трудозатраты, и риски. Очевидно, что консолидация всех абонентов в единой биллинговой системе резко сокращает объемы работ, снижает вероятность ошибок, уменьшает эксплуатационные расходы. В качестве дополнительного бонуса компания получает прозрачную систему отчетности.

Ядро бизнеса

«Поскольку мы телекоммуникационная компания, то, не умаляя роли и места ERP, следует признать, что ядром бизнеса является именно биллинговая система. Большинство бизнес-приложений — это лишь дополнения к ней», — отмечает Лыков.

Разумеется, называть биллинговую систему интеграционной платформой не совсем корректно. Но это ядро, которое фактически аккумулирует потребности бизнеса, и вокруг него выстраивается вся остальная деятельность компании. Поэтому и требуется тесная интеграция со всеми другими корпоративными системами.

Если отойти от понимания биллинговой системы как программы-тарификатора и рассматривать ее более широко, то в ее функции войдут платежные шлюзы, управление коммутационным оборудованием, учет технических ресурсов и многое другое. С этой точки зрения можно выделить направления интеграции, с помощью которых можно достичь хороших результатов.

Во-первых, биллинговая система является основой для предоставления информации в систему аналитической отчетности. Конечно, любое существующее решение предоставляет набор базовых отчетов. Однако рынок динамичен, и реагировать на его потребности приходится буквально ежедневно. Стандартных отчетов по результатам работы за месяц, квартал или год явно недостаточно. Бизнес активно запрашивает более разнообразную информацию, причем требования к аналитическим разрезам часто меняются.

Выходом из положения стало внедрение системы аналитической отчетности на базе OLAP-кубов, создаваемых по требованию бизнес-заказчиков — различных служб компании. Это собственная разработка, позволяющая оперативно удовлетворять потребность бизнеса в информации. Она не статична и является одним из перспективных направлений развития ИТ в компании.

Интегрировав биллинг с аналитической системой, удалось эффективно решить основную задачу — оперативное предоставление информации об абонентах, объеме услуг, использованном оборудовании. «В сотрудничестве с разработчиком был создан инструмент предоставления информации, необходимой для оперативного и стратегического управления компанией», — поясняет Лыков.

Еще одно важное направление — интеграция биллинговой системы с различными видами телекоммуникационных решений. Компания использует широкий спектр продуктов, и одна из важнейших задач — учет используемых ресурсов и оперативное управление оборудованием.

Интеграция, с одной стороны, позволяет достаточно оперативно передавать команды на включение и отключение услуг, а с другой — предоставлять техническим специалистам информацию об актуальном состоянии инфраструктуры.

Наконец, каждая компания обязана в соответствии с законодательством сдавать большой объем регламентированной отчетности. Поэтому интеграция биллинга с системами финансового и бухгалтерского учета является одной из приоритетных задач.

«Планы развития ИТ-систем не являются внутренними с точки зрения ИТ, эти вопросы решаются в контексте развития бизнеса компании, — говорит Лыков. — Мы получаем заявки от бизнес-подразделений на развитие тех или иных сервисов и систем, взаимо­увязываем их и формируем интегральный план развития ИТ».

Ключевым направлением при этом является коммерческая составляющая: ИТ обеспечивает реализацию практически всех коммерческих инициатив.

Новые направления

Рост объемов трафика, в том числе мобильного, создает не только проблемы, но и открывает возможности для монетизации данных. Эксперты Cisco называют мобильные данные «новой нефтью», подпитывающей формирование многих видов услуг. Фактически под ногами у мобильных операторов лежат огромные залежи уникальной информации — нужно лишь научиться пользоваться этим активом и извлекать из него прибыль.

«Действительно, в лавине бесполезной на первый взгляд информации могут скрываться золотые крупицы. Есть несколько новых направлений бизнеса, которые можно и нужно развивать, используя накопленные и поступающие данные об абонентах», — считает Лыков.

Информация, проходящая через сеть в реальном времени, имеет существенную ценность и может использоваться для предоставления новых видов услуг. Разумеется, при этом появляется необходимость оперативно обрабатывать большой объем данных.

«Правильнее вести речь не о Больших Данных, а о дополнительных возможностях привлечеь абонентов и получить новые источники доходов», — продолжает Лыков. Например, имея информацию об абоненте, оператор понимает структуру потребления им различных видов услуг и динамику ее изменения. Основываясь на этом, компания может предлагать персональные дополнительные услуги. Данные об истории покупок и навигации в Интернете, способах подключения и типах устройств, скорости доступа можно использовать для адресной рекламы.

Наконец, располагая данными о местоположении абонента, оператор получает возможность предоставлять ему информацию об объектах, которые находятся в непосредственной близости от него, обеспечивая принципиально новое качество жизни. Такие данные поступают непрерывно, и многие из них имеют очень короткий жизненный цикл. Проблема в том, чтобы своевременно их обработать и использовать в коммерческих или имиджевых целях.