Компания «Евроклимат» успешно завершила проект по миграции ряда информационных сервисов в облачную среду «РОСИНТЕГРА»

«Евроклимат» — один из крупнейших дистрибьюторов климатического и вентиляционного оборудования в России. Компания работает на российском рынке с 1994 года и предлагает широкий спектр бытового и профессионального оборудования ведущих мировых производителей. «Евроклимат» является официальным дистрибьютором следующих мировых брендов: MTA, GREE, ROVER, UNIFLAIR, Hidria IMP Klima.

«Евроклимат» — один из крупнейших дистрибьюторов климатического и вентиляционного оборудования в России. Компания успешно работает с 1994 года и предлагает широкий спектр бытового и профессионального оборудования ведущих мировых производителей. Компания «Евроклимат» владеет эксклюзивными правами на поставку оборудования от компаний Gree, Kitano, MTA, Rover на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Константин Цой,  руководитель отдела информационных технологий компании «Евроклимат»
«Потреблять ресурсы в облачной концепции

изначально было альтернативной идеей, но чем

дальше шла работа, тем яснее становилось, что идти нужно именно по этому пути», Константин Цой, руководитель отдела информационных технологий компании «Евроклимат»

По своей территориальной структуре «Евроклимат» — географически распределенная компания. Такая особенность типична для многих компаний-дистрибьюторов. И поскольку офисы и склады «Евроклимата» находятся в разных местах, порой на значительном удалении друг от друга, это обусловило целый ряд характерных проблем. Справиться с ними было поручено ИТ-департаменту во главе с руководителем отдела информационных технологий Константином Цоем. Вот что он рассказывает: «Односайтовая архитектура информационной системы, продиктованная необходимостью предоставлять доступ к оперативной информации пользователям дополнительных офисов и дочерних компаний, имела ряд классических недостатков в виде объемного домена отказа. Именно этот риск бизнес просил ИТ-службу ликвидировать в первую очередь. Были и сопутствующие вопросы, которые предстояло решить, — например, обеспечить максимальную доступность сервисов компании и уровень производительности, отвечающий ожиданиям пользователей».

Технические детали

В рамках сотрудничества «РОСИНТЕГРА» и «Евроклимата» требовалось обеспечить предоставление доступа к корпоративным приложениям по модели SaaS. Крайне важным стало осуществить поддержку разнородных систем, в том числе бизнес-критичных приложений.

Задачи:

• обеспечение бесперебойной работы существующих решений «1С» с базами данных Microsoft SQL;

• реализация работы периферийного оборудования, находящегося на рабочих местах пользователей (принтеры, IP-сканеры и др.).

Решение:

• интеграция «1С:Предприятие 7.7» в связке с Microsoft SQL и Microsoft Windows Server 2003 R2, кастомизация фермы серверов и предоставление терминального доступа по протоколу ICA на основе Citrix XenApp 6.5.

• IP-сканеры имеют внутренние IP-адреса и подключаются к клиенту платформы «1С:Предприятие» по определенному порту, инициируя библиотеку драйверов и создавая COM-соединение.

Результат:

• на сегодняшний день время доступности облачного сервиса составляет 99,96%.

Нагрузка на информационные системы во многих организациях неравномерна в разные периоды времени. Это зависит от сезонного повышения бизнес-активности предприятий либо неравномерной деятельности пользователей в течение дня, или рабочей недели, или какого-то другого календарного периода. ИТ-департаментам приходится соотносить нагрузки под такие пиковые значения и соответствующим образом масштабировать системы с этим учетом. Аппаратные же мощности, приобретенные с целью нивелирования рисков падения производительности в периоды максимальных нагрузок, в остальное время остаются явно избыточными. Аналогична ситуация и с использованием лицензий на программные продукты. Для соблюдения лицензионных требований подчас приходится приобретать избыточное количество лицензий, используемых только в периоды максимальной пользовательской активности. Применение облачной концепции с оплатой по принципу pay-per-use позволяет снизить финансовые затраты благодаря возможностям динамически (по запросу или в автоматическом режиме) увеличивать и, что очень важно, уменьшать объемы потребления сервисов в зависимости от потребностей.

Компания «РОСИНТЕГРА» (ООО «ЛАСНЕТ») оказывает услуги по хостингу серверов, доставке приложений и рабочих столов по концепции SaaS.

Современная технологическая платформа дает широкие возможности по настройке систем для решения различных специализированных задач, по адаптации к специфике учета и по интеграции системы с программными и аппаратными средствами других производителей. «РОСИНТЕГРА» имеет высокий уровень сервиса с доступностью 24/7 на платформе Citrix XenApp. Компания стала первым в России сервис-провайдером, широко использующим решения Citrix для построения своей базовой облачной платформы. Компания аттестована фирмой «1С», является партнером по аренде и имеет статус «1С:Франчайзи».

Выбор решения существующих задач компании «Евроклимат» не был изначально предопределен. «Для нас это был поиск оптимального пути. Пути, который, с одной стороны, устраивает финансовый менеджмент компании по показателям стоимости владения сервисами, с другой — реализует требуемую ИТ-стратегию, не повышая риски для достижения успеха по согласованному портфелю проектов. Потреблять ресурсы в концепции облака изначально было альтернативной идеей, но чем дальше шла работа, тем яснее становилось, что двигаться следует именно по этому пути, и он был определен как основное рабочее направление», — делится воспоминаниями о начальном этапе Константин Цой.

К 2016 году треть данных будет храниться в облаке

По оценкам аналитиков Gartner, на сегодняшний день только 7% данных, принадлежащих корпоративным пользователям, хранится в облачных системах. Остальное размещается на традиционных носителях: жестких дисках персональных компьютеров, внешних дисках и так далее. Однако нарастающие возможности смартфонов и планшетов по сбору и обработке данных будут стимулировать спрос на хранение данных в Сети. Дополнительным толчком послужит распространение технологий автоматического обновления данных в облаке. В результате в течение четырех ближайших лет доля хранимых в облаке данных вырастет до 36%.

На стадии подготовки к проекту ИТ-отдел ясно формализовал проблемы и требования, причем исходя из выбранного пути вносились новые пункты:

• ИТ-службе необходимо было ни в коем случае не потерять контроль над приложениями-кандидатами для получения в модели сервиса;

• произвести миграцию максимально прозрачно для пользователей, чтобы не заставлять их изу­чать новые интерфейсы или как-либо адаптироваться под новый режим работы приложений;

• выполнить переход с минимальным вовлечением в проект собственного персонала, исключить необходимость вносить изменения в существующую внутреннюю сетевую архитектуру;

• обеспечить стабильную работу периферийного оборудования, находящегося на рабочих местах пользователей (принтеры, IP-сканеры и др.);

• обеспечить в приемлемое время обратную миграцию сервисов на случай неуспеха.

В процессе принятия решения были выбраны сервисы-кандидаты в составе:

• приложения «1C:Предприятие 7.7» и «1C:Предприятие 8.2»;

• сервера предприятия «1С»;

• сервера СУБД.

Облако для «1С»

Летом 2012 года «РОСИНТЕГРА» в рамках проекта по созданию глобальной хостинговой платформы бизнес-приложений запустила в эксплуатацию новый сервис «Облако для 1С:Предприятие», основанный на продукте Citrix XenApp.

Использовать приложение заказчики могут самостоятельно без обращения к техническим специалистам. Работа с сервисом «Облако для 1С:Предприятие» ничем не отличается от работы с установленной программой, не ограничивает возможности доработки конфигураций и эксплуатацию периферийного оборудования.

Платформонезависимость решения позволяет использовать его на компьютерах практически с любой установленной операционной системой, а также на планшетах и смартфонах.

ИТ-платформа компании расположена в ЦОД StoreData и соответствует уровню Tier III по классификации Uptime Institute. Отказоустойчивый пул серверов компании выполнен в концепции динамического ЦОД, что позволяет эластично балансировать нагрузки.

После того как сформировался список кандидатов, был проведен запрос предложений у нескольких компаний-провайдеров. Полученные в результате этих действий данные позволили к выбору поставщика подойти с позиции дифференцированной оценки, значительный вес уделялся следующим факторам:

• комплексности получения услуг;

• наличию у контрагента персонала по смежным областям (не входящим в предмет договора), снижающего собственные риски, связанные с инсайдерскими человеческими ресурсами (так, для «Евроклимата» этим стало наличие разработчиков и администраторов «1С», DBA-инженеров требуемых квалификаций);

• cоглашению об уровне сервиса;

• возможности получения полнофункционального тестового доступа;

• наличию у оператора соответствующих телекоммуникационных лицензий.

Новое поколение станет движущей силой облаков

По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2012–2016 Forecast, на российском рынке публичных и частных облачных операционных сервисов наблюдается динамичный рост. Например, за 2011 год рынок вырос более чем в пять раз. Расходы на сервисы публичных облаков достигли 27 млн долл.

В IDC считают, что главной движущей силой, способствующей переходу к новой модели потребления ИТ из облака, сейчас является новое поколение сотрудников и руководителей, которые выросли в эпоху Интернета и смотрят на мобильный доступ как на норму. Они привыкли к использованию не только данных, но и различных программных инструментов на базе Интернета.

При этом аренда вычислительного оборудования (Infrastructure-as-a-Service, IaaS) и аренда приложений (Software-as-a-Service, SaaS) составляют примерно равные части рынка публичных облачных сервисов. Также высокую динамику показал сегмент частных облаков.

По прогнозам IDC, рынок облачных сервисов будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ-услуг, и к концу 2016 года объем всего рынка облачных сервисов составит более 460 млн долл., демонстрируя среднегодовой темп роста 50%.

Алексей Скорняков,  технический директор  «РОСИНТЕГРА»
«Мы довольны тем, что функционал платформы позволил предоставить клиенту требуемую гибкость, и именно так оно и должно работать, чтобы реализовывались пять основных характеристик облачных вычислений», Алексей Скорняков, технический директор «РОСИНТЕГРА»

«После поисков определился партнер, им стала “РОСИНТЕГРА”. На пилотной стадии, которая проходила в рамках тестового доступа, мы смогли на практике оценить применимость предлагаемого сервиса. Что очень важно, провели действия по миграции приложений и данных как в облако исполнителя, так и обратно в собственную инфраструктуру, выработав регламент действий собственных сервис-менеджеров. Узнали мнение проектной группы пользователей и разработчиков о комфорте работы с услугой. Провели нагрузочные синтетические тесты. К моменту подписания договора о сотрудничестве для нас не осталось “белых пятен” в работе облака, мы смогли быть уверены в результате. На сегодняшний день предоставляемая нам услуга уже четыре месяца работает в режиме коммерческого использования. Этот наш первый “облачный” опыт был без разногласий признан позитивным, и мы намерены идти дальше тем же курсом, расширяя сотрудничество. К слову, у нас планируется переезд головного офиса в новое здание, и в связи с этим я не могу не отметить тот факт, что теперь на время переезда нашей инфраструктуры в региональных филиалах не будут приостановлены многие ключевые бизнес-процессы. И нашим сотрудникам, для того чтобы приступить к работе в новом офисе, достаточно будет организовать доступ в Интернет с рабочих мест, таким образом, негативное влияние переезда на бизнес будет абсолютно минимально. Вот такая у нас success story», — улыбается Константин Цой, завершая рассказ.

Проект прокомментировал Алексей Скорняков, технический директор «РОСИНТЕГРА»: «Процесс миграции сервисов компании “Евроклимат” я бы не назвал типовой или стандартной практикой на сегодняшний день. Имеют место многочисленные обмены между базами, обмены информацией с сервисами, которые остались на стороне заказчика, даже сервис печати на стороне потребителя гетерогенный (часть клиентских рабочих мест используют Linux-печать, часть — службу печати Windows). Мы довольны, что функционал платформы позволил предоставить клиенту требуемую гибкость, и именно так оно и должно работать, чтобы реализовывались пять основных характеристик облачных вычислений».

Сегодня ситуация такова, что ИТ-департаменты все чаще сталкиваются с непрерывным ростом объема обрабатываемых данных, увеличением вычислительных потребностей, необходимых для работы информационных систем. Поэтому для многих организаций использование облачных сервисов по одной из четырех моделей (приватное облако, публичное, гибридное, облако сообщества) является оправданным как с точки зрения ИТ-стратегии, так и по экономическим соображениям. Безу­словно, сервисы — кандидаты для передачи в облако исполнителя нужно выбирать внимательно, соизмеряя получаемые преимущества с потенциальными рисками.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF