Минфин планирует в ближайшее время внести в правительство РФ законопроект, согласно которому все торгово-сервисные организации с годовым оборотом более 60 млн руб. будут обязаны принимать к оплате банковские карты. Под действие закона также подпадут и интернет-магазины. Ожидается, что закон сильнее всего ударит по низкомаржинальным сегментам, которым придется включать комиссию за услугу в стоимость товаров. Своей оценкой степени зрелости российского рынка электронных платежей и основных последствий введения законопроекта поделился Сергей Смирнов, исполнительный директор сервиса «Яндекс.Деньги».

 

Сергей Смирнов, исполнительный директор сервиса «Яндекс.Деньги»
Сергей Смирнов, исполнительный директор сервиса «Яндекс.Деньги»

Произошли ли за последние год-два какие-либо качественные изменения в отношениях между заинтересованными сторонами розничной торговли в России? Какие факторы больше всего способствовали развитию электронных платежей в нашей стране?

С помощью электронных платежных сервисов как раз есть возможность наблюдать и сравнивать ситуацию с разных точек. С одной стороны, повышается использование мобильного интернета, аудитория Интернета прирастает за счет старшего поколения. Иначе говоря, растет численность тех, кто чаще появляется в онлайн-среде. С другой стороны, клиентская база торговых предприятий практически в любом сегменте сейчас зависит от людей, которым еще несколько лет назад было по 14–15 лет. Эти пользователи уже привыкли к тому, что в Интернете можно смотреть, слушать, покупать. Все торговые предприятия понимают, что заниматься пропагандой дистанционных покупок уже не нужно.

Еще один фактор — активность российских банков. Два-три года назад банковские карты были в основном зарплатными. Сегодня это один из основных способов расчета в обычной жизни. Понаблюдайте за очередью в любом магазине — у большинства будут банковские карты.

Хотя, надо отметить, доля наличных платежей по-прежнему весьма высока. Есть и очень интересные эксперименты, которые помогут вытеснить наличные из некоторых сегментов. Например, мы тестируем прием оплаты через мобильные терминалы. Если результаты будут хорошими, то многие компании, принимающие сегодня наличные в силу специфики своего сегмента (например, службы такси), начнут принимать банковские карты.

Очевидно, приобретение и развертывание инфраструктуры для электронных платежей и интеграция с платежными системами — это дополнительные расходы продавцов. За счет чего окупаются эти затраты?

Если речь идет о платежном решении для крупного проекта с простой инфраструктурой, то расходы не так уж и значительны. Есть, конечно, исключения. Когда мы говорим об интеграции платежей на сайте уникальных проектов, допустим «Аэрофлота», — это уже задача более сложного уровня. Любая интеграция внешнего программного продукта в уже готовую среду повлечет за собой перенастройку процессов.

Интеграция платежного решения пройдет менее болезненно, если работы обсуждаются и проводятся еще на этапе разработки интернет-магазина. Многие компании это понимают: все вопросы приема оплаты решаются еще до открытия продаж.

Установка дистанционных способов оплаты, как правило, окупается благодаря отсутствию расходов на аренду помещений и оплату персонала. Конечно, остается аренда склада и маркетинг. Но и последнее во многом удобнее переносить в Сеть. Результаты рекламной акции в Интернете можно увидеть уже в первую минуту. Кроме того, многие системы электронных денег часто помогают магазинам в продвижении их товаров и услуг, тем самым продвигая и свои собственные сервисы. Например, если через систему «Яндекс.Деньги» можно оплатить поездки на общественном транспорте в Санкт-Петербурге, то эту новость интересно продвигать всем участникам — и платежному сервису, и партнеру.

И еще важный момент. В конечном счете владельцы интернет-магазинов предлагают товары по более низкой цене, что тоже влияет на увеличение клиентского потока.

Каких последствий следует ожидать заинтересованным сторонам, участвующим в электронных платежах, от интеграции банковского бизнеса и платежных систем? К реализации какого рода ИТ-проектов им следует готовиться?

Основные последствия очевидны — рост платежей и структурные перераспределения денежных потоков в пользу банковских карт и электронных денег. Предполагаю, что на рынке электронных денег станет больше карточных проектов и каждая платежная система будет выпускать собственные карты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF