Оказание государственных услуг гражданам и межведомственных государственных услуг в электронной форме — необходимый атрибут современного государства. Однако масштабы возникающих взаимодействий при этом превышают масштабы взаимодействия самого развитого бизнеса с его клиентами. А поскольку единственным источником финансирования государственных проектов являются налоговые отчисления, то одним из условий оказания электронных услуг является минимизация издержек. В связи с этим особое значение приобретает централизация сервисов, позволяющая обеспечить высокое качество услуг при максимально эффективном расходовании средств.

Услуги на едином уровне

«Мне досталось весьма сложное хозяйство — по непонятным причинам в городской ИТ-отрасли практиковался нетривиальный подход», — признал Иван Громов, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, в ходе CNews Forum 2012. В городе насчитывается свыше 800 серверных помещений, поддерживающих работу госучреждений, и более100 различных ИТ-систем, из которых около трети дублируют друг друга. Типичный пример — локальная работа баз данных в здравоохранении и образовании. Разумеется, это ведет к крайне неоптимальному использованию ресурсов и перерасходу бюджетных средств. Именно поэтому главной технологической задачей следующего года является консолидация ресурсов.

«Главная задача, которую я вижу для отрасли, — это оптимизация деятельности любого чиновника с точки зрения как его трудозатрат, так и финансовой эффективности. Другая важная задача — контроль их действий», — считает Громов.

Показателен в этом плане проект по переводу на централизованную архитектуру многофункциональных центров предоставления госуслуг. Их разрозненность «привязывала» граждан к своему локальному МФЦ, получить услугу в другом районе было крайне проблематично. Пока что около 80% центров удалось централизовать и перевести на единую платформу. Ее особенностью стало портальное решение, базирующееся на системе исполнения регламентов, с которой взаимодействуют остальные системы для обеспечения синхронного обмена.

«Разумеется, такой подход влечет определенные риски: как только в каком-либо из компонентов наблюдается сбой, страдают все потребители услуг. Приходится прибегать к многократному резервированию», — говорит Громов.

Вероятно, именно это привело к весьма неожиданному решению — централизацию начать с создания единого резервного ЦОД, его планируется запустить до конца 2012 года. В дальнейшем появится и основной информационный центр, куда в течение следующего года будут перенесены все ИТ-системы. По расчетам Громова, данный ЦОД поможет вывести процессы информатизации всех исполнительных органов государственной власти на единый уровень, характеризующийся общей платформой и типовыми подходами к построению и эксплуатации систем.

В целом городу нужны ЦОД для эффективной работы как различных отраслей городского хозяйства, так и бизнеса.

Другими приоритетными направлениями информатизации Санкт-Петербурга являются образование и здравоохранение. Сейчас в городе вводятся электронные очереди записи в дошкольные заведения. При этом наблюдается вполне ожидаемое противодействие. «Мы пытаемся отбить попытки обходить установленный процесс и влиять на эту очередь извне», — констатирует Громов.

В достаточно сжатые сроки удалось модернизировать и централизовать ИТ-системы медицинских и образовательных учреждений, и даже перевести их на тонкие клиенты.

Интеллектуальная безопасность

По сравнению с Санкт-Петербургом, в Москве ситуация с упорядочением городских ИТ вполне благополучна. Еще в августе 2011 года был создан ЦОД компании «Электронная Москва», выступающий инфраструктурным ИТ-провайдером для государственных и муниципальных организаций. При этом подразумевается модель публичных облаков, речь идет о предоставлении со стороны доверенного провайдера услуг IaaS достаточно большому количеству потребителей. Тарифы на услуги в значительной степени регулируются городскими властями.

Любопытно, что изначально в ЦОД планировалась традиционная архитектура, однако лавинообразный рост числа заказчиков предопределил потребность в использовании облачных платформ. В рамках центра применяется весь спектр продуктов VMware.

Тем не менее решение первоочередных проблем порождает все более сложные задачи.

«Все мы хотим жить в безопасном городе, но таким мегаполисом реально тяжело управлять. В нем 30 тыс. домов, а число жителей, по неофициальной статистике, составляет 16 млн человек», — подчеркивает Артем Ермолаев, руководитель департамента ИТ города Москвы.

При этом полицейских — всего 70 тыс. человек, и, конечно, они не могут уследить за порядком в городе такого масштаба.

Поможет система видеонаблюдения, являющаяся частью концепции «умного города».

До конца 2012 года в Москве будет установлено 130 тыс. камер, которые создадут три уровня централизованной системы наблюдения: на подъездах, на крышах домов и в местах массовых скоплений людей. Появится возможность экстренно реагировать на события. У создаваемой системы есть и другая задача — контроль за уборкой территорий.

Разумеется, масштаб задачи порождает проблему: за информацией, поступающей с парка видеокамер, элементарно не хватает надзора. «Нам нужны «правильные идеи» по работе с видео, — говорит Ермолаев. — Ближайший год будет посвящен созданию единой интеллектуальной системы, выводящей на монитор диспетчеров не все картинки, а лишь определенные сценарии событий».

К концу 2013 года камер должно быть уже 350 тыс., причем система должна работать не только в центре города, но и в спальных районах и лесопарковых зонах.

Артем Ермолаев, руководитель департамента ИТ города Москвы
«Ближайший год будет посвящен созданию
единой интеллектуальной системы видеонаблюдения в масштабах всего города», Артем Ермолаев, руководитель департамента ИТ города Москвы

«Дайте жалобную книгу!»

Для Федерального казначейства 2012 год тоже стал весьма показательным с точки зрения ИТ. В этом году был завершен проект реорганизации ведомства, полностью выстроена инфраструктура, заработали в полную силу портальные решения: zakupki.gov.ru, bus.gov.ru, datamarts.roskazna.ru, а также система удаленного финансового документооборота.

В целом казначейство уже давно движется по пути оптимизации: внедрение главной информационной системы на базе Oracle E-Business Suite уже в прошлом году позволило сократить штат на 2,5 тыс. человек. Именно благодаря внедрению данной системы казначейство безболезненно, без увеличения нагрузки на сотрудников, выполнило требования об уменьшении кадрового состава. В первую очередь это было достигнуто за счет сокращения в регионах бухгалтерских служб. Всего к 2014 году ведомство планирует уменьшить свой штат на 10 тыс., что составит 20% от предполагаемого количества сокращаемых сотрудников.

Тем не менее ключевая задача Федерального казначейства — повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечение прозрачности финансов на всех уровнях бюджета.

«На сегодня портальные решения — самый эффективный инструмент общения государства и граждан», — уверен Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства.

Главными принципами решений являются отказоустойчивость, достигаемая благодаря кластерной конфигурации ресурсов и избыточному резервированию, широкие аналитические возможности.

Пожалуй, наиболее социально значимым и резонансным стало создание официального сайта размещения информации о госзакупках. Раньше подобная информация публиковалась на большом числе ресурсов, с трудом поддавалась контролю, что порождало массу возможностей для зло­употреблений. По словам Гуральникова, целью создания ресурса является не только повышение конкуренции, но и обеспечение общественного конт­роля, который, как и во всех цивилизованных странах, становится главной гарантией «честной игры». Еще одной его задачей является обеспечение электронного юридически значимого документооборота. На сегодня созданная система имеет более 680 тыс. зарегистрированных пользователей и обслуживает 27 млн обращений в сутки.

В результате функционирования объединенного портала за счет снижения закупочных цен в 2011 году была достигнута экономия в 340 млрд руб., а за 10 месяцев 2012 года этот показатель составил 247 млрд руб.

Другой проект казначейства — портал bus.gov.ru для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях. Портал призван обеспечить контроль качества оказываемых учреждениями услуг, повышение открытости и доступности организаций. В его рамках зарегистрировано 190 тыс. учреждений. Важно, что сайт ориентирован именно на обычных пользователей, желающих получить информацию о деятельности учреждений или поделиться своим опытом взаимодействия.

В будущем этот портал имеет перспективы превратиться в «жалобную книгу» федерального масштаба: в ней появится не только полная информация о результатах деятельности организаций, но и функционал для написания отзывов и выставления оценок.

Миссия выполнима

«ФЗ-210 действительно начал работать! Через систему межведомственного взаимодействия к нам идут запросы, причем исчисляются миллионами, хотя на данный момент это составляет меньшинство от их общего числа», — говорит Сергей Сапельников, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Тем не менее число транзакций через СМЭВ постоянно растет. Видимо, нужно время, чтобы этот канал стал основным.

По словам Сапельникова, до сих пор в ряде областей не удается справиться с «отложенным спросом» и очереди в Росреестр остаются, несмотря на открытие новых офисов. Тем не менее появились регионы (это и регионы с высокой активностью, такие как Московская область и Татарстан), где можно попасть на прием и на следующий день, и даже в день обращения.

В Росреестре очень стремятся к сокращению очередей и повышению удовлетворенности граждан. Среднее время ожидания в очереди при обращении в Росреестр уже к 2014 году должно сократиться с одного часа до 15 минут, а при предварительной записи — до пяти минут. К 2018 году удовлетворенность граждан качеством предоставления услуг должна вырасти с 60 до 90%, а доля услуг, оказываемых в Интернете, — с 5 до 70%. Чтобы достичь поставленных целей, ведомство должно полностью поменять свой внутренний и внешний облик.

Деятельность организации к 2018 году должна практически полностью уйти в многофункциональные центры, сейчас же в них осуществляется лишь около половины операций. Основной системой должен стать универсальный фронт-офис, которому необходима интеграция с системами Росреестра.

Уже в 2013 году планируется запустить работу единого электронного архива. Кроме того, в течение следующего года всю территорию России покроет контакт-центр, который в ряде регионов уже сейчас активно используется гражданами.

Основные идеи ИТ-стратегии Рос­реестра были заложены еще в 2009 году и остались неизменными, хотя сама стратегия пересматривалась. Именно эта преемственность позволит выполнить поставленные задачи, причем даже без дополнительных средств.

На пути к электронным больничным

Во многом сходные задачи решает Фонд социального страхования. Исторически информационная система была основана на территориально распределенных базах данных. Решение о ее модернизации и создании централизованного решения было принято в 2010 году.

«Реально эффективно решить стоящие задачи, в том числе выполнить требования законодательства, можно лишь с помощью централизованной архитектуры», — констатирует Алексей Кузьмин, руководитель департамента информатизации Фонда социального страхования РФ.

Самое главное достижение фонда — переход от работы со страхователями (организациями) к взаимодействию с застрахованными гражданами. Ситуация, когда работодатель самостоятельно принимал решение о выплате пособий по нетрудоспособности, вела к непрозрачности. Фонд не мог проконтролировать судьбу средств, предназначенных для выплаты пособий. Лист нетрудоспособности был приведен к машиночитаемому формату, содержащему всю информацию, — тем самым были пресечены махинации с больничными листами.

В восьми регионах России с лета 2011 года велся пилотный проект, направленный на создание и тестирование такой системы. Он оказался гораздо сложнее, чем ожидалось, но был признан успешным: созданная система стала аналогом банковского процессинга со множеством проверок. По результатам проекта было принято решение о его тиражировании на все регионы.

«Этот проект промежуточный, в конечном счете мы хотим прийти к электронному больничному листу», — говорит Кузьмин. В идеале информация о страховом случае должна поступать из больниц напрямую в Фонд социального страхования.

Все созданные региональные решения построены на веб-технологиях, число транзакций в них выросло

в 30–50 раз по сравнению со старыми системами. Можно сказать, что облачные решения прекрасно работают даже в условиях высочайших нагрузок.

Сейчас для решения дальнейших задач у фонда отсутствуют необходимые вычислительные ресурсы. Систему удастся масштабировать на всю страну после ввода в эксплуатацию ЦОД категории Tier III на территории «Гознака» в конце декабря 2012 года.