Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка компании «МТС».
Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка компании «МТС».

Согласно оценкам J'son & Partners, в России наблюдается стремительный рост интереса к решениям и услугам передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов (Machine-to-Machine, M2M) — рост в этом году предположительно составит более 70%. Что стоит за таким интересом — трезвый расчет или изменчивая технологическая мода? И какую пользу надеются получить компании, внедряющие технологии M2M для своего бизнеса? Своими оценками и наблюдениями делится Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка компании «МТС».

Технологические решения на базе M2M, по сути, только передают данные, созданные другими системами. Что может дать бизнесу применение этих решений? И не получится ли так, что выгода от М2М окажется меньше инвестиций в эти решения?

Решения на базе М2М обеспечивают автоматизацию бизнес-процессов. Генерируемые данные — это показатели счетчиков, датчиков, транзакции, сбор и анализ которых переводится в автоматический режим, благодаря чему повышается точность анализа, минимизируются ошибки и влияние человеческого фактора. Среди отраслей, где наиболее востребованы телематические сервисы, — ЖКХ, ТЭК, транспорт, безопасность.

Польза для компании сопоставима с внедрением компьютерных систем бухучета вместо деревянных счётов. Владение М2М-решениями укладывается во вполне разумные суммы затрат, при этом существенно сокращаются операционные расходы бизнеса. Например, мониторинг транспорта позволяет оптимизировать маршруты, избавиться от несанкционированного использования служебного автомобиля и сократить потребление ГСМ минимум на 10–15%. Совместный проект МТС и МОЭК в Москве в сфере ЖКХ по мониторингу расхода энергоресурсов обеспечил этому игроку московского рынка ежегодную экономию в 300 млн руб. Вот другой пример: компания «Светосервис-Кубань» использует M2M, чтобы контролировать техническое состояние более 52 тыс. светильников и 2300 км кабельных и воздушных линий электропередач в Краснодаре и вдоль автодорог края, управлять уличным освещением и в случае аварий устранять их в кратчайшие сроки. Еще одна сфера, где находят широкое применение решения M2M, — безопасность: например, компания «Цезарь Сателлит», предоставляющая услуги в области телематики и безопасности автомобилей, использует M2M-решения, чтобы отслеживать местонахождение охраняемых машин там, где недоступны сигналы спутниковой навигации, например на закрытых парковках.

Насколько сильные требуются изменения в ИТ-инфраструктуре компаний, чтобы встроить телематическое решение?

Степень сложности зависит от имеющейся инфраструктуры предприятия и от задач, которые призваны решить внедряемые М2М-технологии. Как правило, проблемы встраивания, интеграции новых ИТ-решений наиболее остры для малого и среднего бизнеса. Для таких компаний разработаны облачные M2M-решения — они не требуют интеграции, нужно только оснастить объекты, с которых будут сниматься данные, комплектами оборудования с SIM-картами. Многие системы имеют понятные API-интерфейсы и легко интегрируются в имеющиеся ИТ-инфраструктуры компаний, следовательно, их внедрение обходится без серьезных затрат.

Удается ли сочетать подходы M2M и BYOD? Как сотрудники компаний, использующие свои собственные устройства, воспринимают тот факт, что их работодатель навязывает им что-то вроде слежки, которая основывается на технологиях M2M?

Наши клиенты, у которых развернуты решения для мониторинга удаленно работающих сотрудников, периодически сталкиваются с подобным непониманием со стороны своего персонала. Однако правда здесь на стороне работодателя, который имеет право контролировать работу своих сотрудников и отслеживать результаты на каждом этапе.

Такие технологические решения – это не только инструмент контроля персонала, они обеспечивают качественно новые условия работы для сотрудников: приложения для смарт­фона помогают автоматизировать часть задач удаленных пользователей, дают необходимые подсказки, автоматически генерируют отчеты о выполненной работе. При таком подходе контроль переходит в плоскость мобильной поддержки и координации сотрудников.