BYOD: внеурочная неоплачиваемая работа без потери лояльности

Продвижение компаниями программ Bring Your Own Device (BYOD) открывает перед ними большие возможности, но за таким подходом могут крыться и значительные расходы. Эта тенденция лишь начинает свое становление, и в настоящее время дело ограничено лишь использованием смартфонов и планшетов. Но в конечном счете, как отмечают в Gartner, программы BYOD будут развиваться, охватывая ноутбуки и прочие устройства. Даже организации, не планирующие официально применять политику BYOD, должны иметь четкую позицию в вопросе использования персональных устройств на рабочих местах.

Хотя BYOD позиционируется как средство снижения затрат, зачастую ожидания не оправдываются. За мобильность сотрудников приходится расплачиваться счетами за связь, расходами на мобильные приложения, инфраструктуру и поддержку.

Аналитики подчеркивают, что BYOD применима далеко не для каждой компании и не для каждого сотрудника. Внедрение таких программ будет существенно различаться. Кроме того, компании просто не могут насильно заставить всех пользователей участвовать в них, не делая финансовых инвестиций и не оказывая серьезной поддержки.

«Данная тема актуальна в крупных компаниях с достаточно развитой инфраструктурой. Например, личные устройства активно используются в финансовой сфере и телекоммуникациях, это связано с ритмом работы компании. Чем активнее компания, тем больше мобильных устройств ИТ-департамент поддерживает», — говорит Сергей Галицков, начальник управления процессов и услуг блока ИТ «Юниаструм Банка». Многие уже не представляют себя без почты на мобильном устройстве, а администраторы имеют с мобильных устройств доступ к серверам и приложениям.

Выгода компании очевидна: по сути, за счет самого сотрудника она получает дополнительные часы внеурочной неоплачиваемой работы и увеличенную скорость реакции на события. При этом сами сотрудники остаются вполне довольными.

«Надо понимать, что все стоит денег. Мобильность нужна как минимум руководителям компании — тут сейчас вопросов не возникает. Но есть ли необходимость обеспечивать работу именно с собственными устройствами?» — отмечает Михаил Петров, директор департамента информационных систем оргкомитета «Сочи-2014». Проблема заключается в многообразии платформ — далеко не на всех средства защиты и корпоративные приложения работают корректно. Кроме того, весь образующийся «зоопарк» мобильных устройств требует поддержки, которая весьма трудоемка.

С этой точки зрения важна оценка экономической эффективности — как мобильности в целом, так и вариантов ее реализации. Действительно, мобильность сотрудников очень удобна. Но насколько она нужна компании и что компания от этого получит? В понятие экономической эффективности, с одной стороны, должны входить все затраты на ее обеспечение, включая услуги консультантов и увеличение штата ИТ-сотрудников, а также оценка рисков потери информации, с другой — оценка экономии ресурсов компании.

«Мне часто приходится работать дома и в командировках, пользуясь почтой, ERP, документооборотом, — продолжает Петров. — Но у меня корпоративный ноутбук и телефон, отвечающие корпоративным стандартам». Это типовое промышленное решение, созданное один раз и легко тиражирующееся на сотрудников. Если кто-то приходит со своим планшетом, то получает ответ: «Ваше устройство не соответствует корпоративным стандартам. Если вам необходима мобильность, пусть ваше руководство это обоснует — и вы получите корпоративные средства. Но на личном устройстве корпоративные приложения работать не будут».

«Если ограничить поддерживаемые устройства единственной платформой iOS или Blackberry, концепция BYOD реализуется без особых проблем», — подчеркивает Андрей Федоров, ИТ-директор компании «Ридан». Но как только среди поддерживаемых платформ появляется Android, построенная конструкция рассыпается из-за многообразия устройств. В результате разработка инструкций для устройств Android становится бессмысленной, а компания получает массу проблем с поддержкой.

«Подавляющее число так называемых бизнес-потребностей — это личная заинтересованность менеджеров в повышении собственной производительности», — признает Сергей Елхимов, технический директор группы «Трайтек». При этом доля использования устройств в производственных целях не превышает 10–20%.

Количество новых сервисов, появившихся вместе с мобильными технологиями, в компании нулевое, то есть речь идет только о получении мобильных интерфейсов к существующим системам. Тем не менее запреты и ограничения — это такое же неверное решение, как и покупка всем без исключения сотрудникам корпоративных устройств.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF