Еще недавно маркетинговые департаменты рассматривали мультимедийные технологии в основном как инновационный инструмент общения с клиентами. Сегодня бизнес использует различные сочетания видео и аудио для решения самых разных задач, выходящих далеко за рамки маркетинга, а порой и вовсе не имеющих с ним ничего общего.

Вовремя и надежно

Своевременная доставка в отдаленные магазины розничной сети МТС материалов, необходимых для подготовки и проведения рекламных акций в торговых залах, долгое время представляла собой непростую задачу. Проблему удалось решить благодаря использованию сравнительно недавно появившегося на российском рынке программно-аппаратного комплекса ViziCell — относящейся к классу Digital Signage разработки российской компании Wings. По словам Олега Костина, директора департамента ИТ розничной сети МТС, помимо доставки контента внедренное решение позволяет задействовать в работе маркетингового департамента обратную связь с посетителями салонов розничной сети путем использования различных интерактивных устройств.

В настоящий момент реализован пилотный проект, охватывающий порядка 2 тыс. точек продаж МТС, что позволяет компании оперативно и единовременно информировать посетителей салонов о новых продуктах, услугах и сервисах. В перспективе, используя мультимедийную систему, клиенты смогут самостоятельно сравнивать различные модели мобильных устройств, оформлять заказы в интернет-магазине, получать дополнительную информацию по своему заказу. На первый взгляд наиболее простым решением данной задачи было бы использование Интернета. Однако, как отмечает Костин, этот подход пока невозможно полноценно реализовать, поскольку еще не везде в регионах пропускная способность каналов связи достаточна для передачи видеоданных такого большого объема. Внедренное решение обеспечивает возможность доставки видео на терминальные устройства в периоды наименьшей загрузки каналов связи, а затем реализует их демонстрацию в соответствии с заранее установленным расписанием.

Валерий Столяр, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины
«Сегодня все в России уже понимают, чтов телемедицине нельзя создавать изолированные решения», Валерий Столяр, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины, главный специалист по ИТ и телемедицине департамента здравоохранения компании «РЖД»

Костин рассказывает, что в ходе выбора базового решения рассматривались как крупные тиражируемые системы, так и разработки очень небольших компаний. По его словам, разработчики ViziCell и их партнеры из компании «Ситроникс ИТ» предложили наилучшее соотношение цены и возможностей. Объем проекта был очень велик, поскольку нужно было охватить все точки продаж розничной сети МТС. С функциональной точки зрения, говорит Костин, система полностью устраивала заказчика, однако потребовалась некоторая доработка, поскольку отсутствовала локализация ряда функций для России. Также была доработана система удаленного мониторинга трансляций видеороликов, в частности управление плазменными панелями.

По словам Костина, архитектура системы ViziCell предполагает наличие центрального сервера, управляющего сетью конечных терминалов, и терминальных узлов, позволяющих одновременно воспроизводить различные видеоизображения на жидкокристаллических экранах и плазменных панелях в точках продаж, проигрывать аудиофайлы, интерактивно взаимодействовать с посетителями посредством Bluetooth или сенсорных экранов. Хотя связь между серверным и клиентскими компонентами осущест­вляется через корпоративную сеть, клиентская часть способна работать в полностью автономном режиме — даже при разрыве соединения с центральным сервером мультимедийные комплексы в точках продаж продолжат работу в полном объеме. Для развертывания решения были использованы виртуальные серверы в ЦОД МТС, что дало возможность масштабировать их количество в зависимости от нагрузки.

Ключевые направления телемедицины

Дистанционные видеоконсилиумы

Данная форма предполагает участие в процессе консультирования сразу нескольких медицинских центров. Это важно для больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, которая требует значительного финансирования, в частности расходов на перемещение больного к месту лечения. Любая ошибка в диагнозе или недостаточно полное обследование здесь может привести к большим денежным потерям и переживаниям больных. Достаточно представить себе ситуацию, когда с огромным трудом из отдаленного региона в медицинский центр доставляют больного на операцию и неожиданно выясняется, что ряд факторов или сопутствующих заболеваний препятствуют ее осуществлению. Телемедицинская консультация, отмечает Столяр, позволяет заранее решить все подобные проблемы с минимальными затратами, то есть направить в медицинский центр на госпитализацию правильно обследованного и подготовленного больного.

В Москве возможность организовать телеконференции сегодня имеют 24 ведущих медицинских центра. Практически по всем основным проблемам можно получить удаленную консультацию. Однако и сегодня есть еще медицинские центры, которые обладают уникальными компетенциями, но не имеют возможностей телемедицины. Приходится надеяться, что в рамках проекта по модернизации здравоохранения эти проблемы будут решены.

Дистанционное интерактивное телеобразование

Лучшим примером здесь могут служить Научный центр сердечно-сосудистой хиругии им. А. Н. Бакулева, Научный центр акушерства и гинекологии РАМН и система здравоохранения компании «РЖД», которые в год проводят несколько тысяч лекций и трансляций диагностических процедур, работая с 10–30 регионами одновременно. «Во многих российских городах есть прекрасные специалисты, которые обладают большим опытом и отлично справляются с ролью преподавателей, — говорит Столяр. — Мы даем им возможность работать на всю Россию». Российская ассоциация телемедицины совместно с Московским государственным медико-стоматологическим университетом имеет большой опыт организации сертификационных циклов лекций по теоретическим и клиническим вопросам медицины. В то же время экзамены пока принимают очно. Однако, считает Столяр, удаленный прием экзаменов более объективен, хотя и не имеет легитимного статуса. Современная техника позволяет надежно обнаруживать и пресекать попытки воспользоваться шпаргалкой или подсказкой.

Организация мастер-классов

Близким к предыдущему направлением является организация на базе телеконференций мастер-классов. Если демонстрировать группе слушателей, например, ход ультразвукового исследования, то полноценно датчик и монитор прибора видят только те, кто находится в непоcредственной близости. Гораздо удобнее на один монитор выводить изображение с монитора прибора УЗИ, а на другой — изображение положения датчика. Удаленно эти изображения могут наблюдать несколько десятков слушателей, одновременно задавая вопросы врачу и выслушивая его ответы. Есть медицинские технологии, которые просто невозможно продемонстрировать по-другому, поскольку нельзя допустить большое число людей в помещение, где проходит операция, или нет иной возможности продемонстрировать ход операции, если она проходит на микроуровне, например в сосудистой хирургии. За рубежом в операционных размещают несколько камер, чтобы можно было наблюдать, как работает бригада врачей. Сегодня можно передать важные для специалистов нюансы операции, а не только общий ее ход — с использованием видео высокого разрешения и передачей двух видеопотоков.

Экстренная медицина

В рамках этого направления создаются и развиваются мобильные медицинские комплексы. Например, в компании «РЖД», которая обладает одной из лучших телемедицинских сетей, закупается около 200 комплектов такого оборудования для использования в местах аварий и катастроф. Кроме того, в РЖД есть пять уникальных медицинских поездов — фактически поликлиник на колесах. Раз в две недели поезда уходят в рейс по труднодоступным и удаленным районам. Они останавливаются на небольших станциях и полустанках, и медики проводят обследование и лечение местного населения. На поездах установлено самое современное медицинское оборудование. Для организации удаленных консультаций в каждом поезде есть телемедицинское купе, на крыше поезда размещены две самонаводящиеся спутниковые антенны. На скорости до 70 км/ч, без резких поворотов и возвышенностей, можно получить консультацию из любой точки России. Такие поезда намного эффективнее, чем поддержка небольших стационарных больниц, считает Столяр.

В связи с социальной значимостью и с учетом оригинальных технических решений в 2006 году проект был отмечен премией правительства РФ в области науки и техники.

Переносной телемедицинский комплекс «Арнега», также созданный в рамках этого проекта, будет, вероятно, интересен для МЧС, а также для организаций, занимающихся освоением новых промышленных территорий, строительством газо- и нефтепроводов и пр. Он может работать как через спутник, так и используя каналы наземной или мобильной связи, обеспечивающие надежный широкополосный доступ в Интернет.

Домашняя телемедицина

Это направление, стартовавшее в России недавно, предусматривает динамический контроль состояния больных в режиме домашнего стационара. В перспективе станет возможным переместить хронических больных из больниц домой. В Европе в похожий проект уже вложено немало средств, и специалисты считают, что это очень выгодно. Однако существование и развитие этой услуги невозможно без государственной поддержки. Здесь пока имеется немало организационных проблем. В частности, в рамках обычной телемедицины специалисты, по сути, консультируют лечащих врачей, которые несут ответственность за пациентов. В условиях домашней телемедицины врачи консультируют самих больных. Кто будет нести ответственность за последствия их лечения? Юридически эта проблема не проработана, отмечает Столяр.

Медицина без границ

Дистанционное медицинское консультирование с целью более точной постановки диагноза и назначения лечения постепенно входит в российскую медицинскую практику. Как рассказывает Валерий Столяр, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины, главный специалист по ИТ и телемедицине департамента здравоохранения компании «РЖД», в 1997 году в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева был начат телемедицинский проект «Москва — регионы России». На тот момент технологии видео-конференц-связи были известны и уже проводились межрегиональные телемосты, например с США. В проекте «Москва — регионы России» эти технологии использовались для консультирования больных из городов, расположенных далеко от столицы. Каналы связи для проекта бесплатно предоставило Министерство связи. Спонсоры проекта подарили компьютеры Dell и систему видео-конференц-связи ProShare от Intel, позволявшую, помимо камеры, подключать дополнительные источники изображений. ПО компании Microsoft, входившее в состав системы видео-конференц-связи, давало возможность управлять программами на удаленном компьютере и совместно (перехватывая по очереди управление) писать диагноз или рисовать схему операции.

Столяр и его коллеги из Российской ассоциации телемедицины помогали создавать телемедицинские центры в регионах и ведущих медицинских центрах России. Сейчас свыше 30 ведущих клиник РАМН и Министерства здравоохранения имеют современные телемедицинские центры. Всего, по словам Столяра, в России создано более 500 телемедицинских центров в крупных городах и райцентрах, из них активно работает около половины. Причина — в нехватке подготовленных кадров и отсутствии четкого понимания роли и места телемедицины в организации лечебной помощи в регионе и в общей системе здравоохранения. Особенно это бросается в глаза при организации дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи, когда всем очевидна выгода телеконсультаций до и после направления больных из регионов в ведущие клиники на операции — экономятся немалые деньги, нервы и здоровье людей. Однако до сих пор нет нормативных документов Минздрава, содержащих хотя бы рекомендации по проведению телеконсилиумов с применением высокотехнологичной медицинской помощи. Кроме того, не сформирована полноценная нормативная база телемедицины.

Сегодня, считает Столяр, все в России уже понимают, что в телемедицине нельзя создавать изолированные решения. Она должна строиться на международных стандартах видео-конференц-связи и с учетом российского и зарубежного опыта. Кроме того, необходимо обеспечивать безопасность персональных данных и тайну медицинского диагноза. Консультант до начала телеконференции должен получить по каналам связи выписку из истории болезни удаленного пациента, результаты его анализов (чаще всего их оцифрованные копии) и другие документы, которые максимально полно характеризуют состояние его здоровья.

В частности, специалист должен понимать вопросы, которые интересуют другую сторону, и цель консультации в целом.

Одно из возможных решений здесь — анонимные консультации, когда в документах, отсылаемых специалистам, отсутствует фамилия пациента. Второй вариант — шифрование данных в ходе пересылки с использованием сертифицированных средств. Третий вариант — использование защищенных каналов. Кроме того, должна вестись запись консультации для разрешения спорных вопросов, которые могут возникнуть позднее. По мнению Столяра, необходима строгая регламентация проведения телеконсультаций.