Рынок высоких технологий

Рост с оглядкой на нестабильность

Как подсчитали в IDC, затраты на ИТ в России в 2011 году превысили 32,1 млрд долл. При этом основной объем рынка приходится на домашних пользователей, которые увеличили свои расходы на ПК, мобильные устройства и приложения.

В корпоративном секторе основной объем затрат на ИТ пришелся на предприятия транспортной, коммуникационной и энергетической отраслей. Темпы роста расходов на ИТ в ряде секторов экономики превышали 20%.

Ряд коммуникационных холдингов продолжил политику поглощения менее крупных компаний отрасли, что потребовало дополнительных инвестиций в интеграцию оборудования и приложений. Рост мобильного Интернета и стремление многих участников рынка развивать облачные услуги обусловили рост расходов на инфраструктурные и консалтинговые услуги.

В ближайшие пять лет IDC ожидает устойчивого роста затрат на ИТ в России. С 2012 по 2016 год эти затраты будут увеличиваться ежегодно в среднем на 8% и в 2016 году составят 47,3 млрд долл. Однако мировая экономическая нестабильность и ухудшающаяся демографическая ситуация в стране могут негативно повлиять и на российский рынок ИТ.

LTE «съедает» доходы операторов

В 2012 году в России появились первые коммерческие сети LTE, обеспечивающие наилучшие на сегодня характеристики передачи данных в мобильных сетях. Однако уже в будущем году в мире могут появиться первые сети, построенные по технологии LTE-Advanced, которые полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сетям четвертого поколения. В Москве фрагмент такой сети уже построен.

Как подчеркивают в J'son & Partners Consulting, потребность мобильных пользователей в высоких скоростях передачи данных, резкий рост потребления мобильного трафика, «тяжелого» контента, появление новых видов мобильных устройств будут подталкивать операторов к внедрению LTE-Advanced как наиболее совершенной технологии мобильного доступа в среднесрочной перспективе. LTE-Advanced станет логическим эволюционным продолжением технологии LTE, которая показывает сегодня впечатляющую динамику.

В России существенным тормозом, сдерживающим развитие 4G, является дефицит частотного спектра. Кроме того, в стране отсутствуют такие механизмы, как технологическая нейтральность, распределение частотного спектра на аукционах, совместное использование активной инфраструктуры. Кроме того, недостаточно проработаны на законодательном уровне механизмы взаимодействия базового и виртуального оператора.

Несмотря на эти сложности, 9 октября Yota объявила о запуске технологии LTE-Advanced на фрагменте своей LTE-сети в Москве.

С появлением в 2013 году устройств, поддерживающих эту технологию, Россия может стать одним из пионеров в мире по внедрению коммерческих сетей LTE-Advanced. Прогнозируется, что к концу 2018 года абонентская база 4G в России может составить, в зависимости от обстоятельств, от 10 до 20 млн пользователей.

Основными задачами операторов 4G на ближайшие несколько лет станут взаимодействие со сторонними поставщиками и внедрение востребованных дополнительных услуг (Value-Added Services, VAS). Однако в России, по крайней мере в ближайшие два-три года, передача данных в сетях мобильной связи останется основной услугой, приносящей операторам львиную долю доходов. Рынок VAS на сетях LTE, а впоследствии и на сетях LTE-Advanced, будет ограниченным до тех пор, пока проникновение мобильных устройств и зона покрытия сетей не перешагнут определенный «критический порог».

Среди наиболее перспективных направлений, которые могут быть востребованы в 4G, выделяются мобильное ТВ и видео, мобильные онлайн-игры, мобильная телемедицина, а также мобильная коммерция.

Одна из проблем, которую предстоит решить операторам мобильной связи, — это внедрение голосовых услуг в сетях 4G и защита своих доходов, получаемых от базовых услуг. По оценкам Informa Telecom&Media, снижение доходов сотовых операторов Западной Европы от использования их абонентами сторонних IP-сервисов (например, Skype) уже в 2012 году достигнет 4%.

ИТ-бюджеты

«Цифровой» директор

12 лет назад доля расходов на ИТ вне ИТ-бюджета составляла не более 20%. Согласно прогнозам Gartner, к концу десятилетия это соотношение достигнет 90%. Главной причиной такой тенденции является информатизация многих направлений деятельности компаний.

Речь идет о процессах разработки продуктов, обслуживании клиентов, а также об организации новых, «цифровых», направлений бизнеса.

В результате бюджеты почти всех подразделений станут «ИТ-бюджетом в миниатюре».

Как результат изменений появится и новая должность — директор по цифровым технологиям, которая будет иметь мало общего с традиционным ИТ-руководителем. В его функции будет входить разработка стратегии бизнес-ориентированного использования ИТ-средств.

Техника безопасности

Отсутствие общих взглядов на безопасность обходится дорого

Вопросы безопасности являются для ИТ-директоров непрестанной головной болью. При этом проблема заключается не в новых угрозах, плохо защищенном ПО или даже новых регуляторных требованиях. Зачастую становится проблемой найти общий взгляд с руководителем собственной службы безопасности.

Как показали результаты исследования, проведенного PricewaterhouseCoopers, лишь в трети компаний политика безопасности полностью соответствует бизнес-целям, а еще 46% говорят о «частичном соответствии». Но если руководители служб информационной безопасности, а также бизнес- и ИТ-подразделений не имеют общих целей, невозможно создать цельную программу управления безопасностью и рисками.

Отсутствие общих взглядов на вопросы безопасности является одной из основных причин того, что финансирование этого направления редко когда бывает достаточным. Руководителям просто не удается договориться, какие из рисков наиболее значимы и требуют минимизации.

Треть опрошенных компаний измеряет эффективность инвестиций в безопасность с помощью различных экспертных оценок. Далее в числе наиболее популярных метрик следуют сокращение числа инцидентов и совокупная стоимость владения системой.

41 миллион на штрафы

Расходы российских компаний на урегулирование отношений с правообладателями в первом полугодии 2012 года выросли в четыре раза. Согласно подсчетам ассоциации BSA, компании, уличенные в незаконном использовании ПО, были вынуждены выплатить более 41 млн руб. В аналогичный период прошлого года эти выплаты составляли 10 млн руб.

Активное развитие получила практика «гражданских проверок», в рамках которых по решению арбитражного суда судебные приставы с участием специалистов и правообладателей в порядке исполнительного производства проводят осмотры компьютеров, используемых в компаниях, подозреваемых в нарушении авторских прав. Как подчеркивают в BSA, практика гражданских проверок показала себя как эффективный инструмент разрешения ситуаций, связанных с нарушением авторского права на программные продукты. О ее эффективности свидетельствуют не только суммы компенсаций, но и увеличившееся количество мировых соглашений с компаниями-правонарушителями. Российский бизнес демонстрирует готовность урегулировать претензии в досудебном порядке.

Управление

Спрос неравномерен

Утверждения о тотальном перегреве на рынке банковских ИТ-специалистов не в полной мере соответствуют действительности, как утверждают в Antal Russia. На самом деле спрос на ИТ-специалистов в банковской отрасли неравномерен. Повышенная активность в части подбора ИТ-персонала наблюдается только у тех игроков сектора, которые сейчас реализуют большое количество проектов и имеют серьезные планы по развитию ИТ. Наиболее востребованы руководители проектов и эксперты по бизнес-аналитике. Кроме того, ряд иностранных банков, которые планируют развитие на российском рынке (в основном в корпоративном секторе), нуждаются в инициативных и талантливых специалистах, чтобы построить ИТ-инфраструктуру с нуля. Наблюдается рост сегмента микрокредитования, и для развития большого количества стартапов в данной области также требуются специалисты.

Наиболее привлекательными с точки зрения трудоустройства для ИТ-специалистов в последнее время являются крупнейшие российские и иностранные банки, что обусловлено масштабами проектов и инвестициями, которые они направляют в развитие ИТ. Сегодня большинство соискателей стремится работать в интернациональной команде, общаться с заказчиками из разных стран. Многие хотят участвовать в проектах разработки информационных систем для инвестиционного банкинга.

Требования к кандидатам в первую очередь сводятся к тому, что они должны иметь опыт работы в данной индустрии. Особенно строго это условие применяется к специалистам по внедрению и поддержке бизнес-приложений. Для обеспечения эффективного функционирования систем, используемых в банковской сфере, им необходимо знание не только технологий, но и определенных бизнес-процессов.

На позиции ИТ-директоров банковские организации также рассматривают кандидатов только из аналогичных компаний, так как это очень узкая индустрия. Помимо опыта работы в данной области, кандидат должен понимать бизнес-процессы и обладать практическими навыками внедрения конкретных бизнес-приложений.

За повышенные требования работодатели готовы платить: заработные платы ИТ-директоров в банковском секторе выше, чем у их коллег в других индустриях, особенно это касается инвестиционного банковского сектора. ИТ-руководители небольших корпоративных банков, где штат ИТ-специалистов составляет менее пяти человек, получают от 200 тыс. руб. В крупных финансовых компаниях с ИТ-командой в несколько сотен человек их зарплата достигает 650 тыс. руб.

Бизнес и технологии

Изменить стереотипы

ИТ-директора рискуют потерять свое место в составе руководства, если не изменят подходы к работе, предупреждают в Ernst & Young.

Ключевая роль, которую ИТ продолжают играть в развитии практически всех сфер и отраслей бизнеса уже на протяжении 20 лет, свидетельствует о масштабах возможностей, упущенных руководителями ИТ-служб. Генеральным директорам порой требуется дополнительная движущая сила, стимул в лице специалиста, сочетающего в себе технические знания и бизнес-навыки. Однако лишь очень немногие ИТ-директора пользуются авторитетом полноправных членов руководящей элиты. Несмотря на их глубокие познания в технической сфере, они по-прежнему рассматриваются как специалисты службы поддержки, не обладающие профессиональной бизнес-компетенцией на должном уровне. Это ограничивает их шансы на участие в принятии стратегических решений.

Чтобы остаться востребованными в стремительно меняющейся технологической среде, руководители ИТ-служб должны отойти от привычных шаблонов и перестать рассматривать свои службы исключительно как центры сбора и обработки данных. Те же, кто этого не сделает, рискуют потерять еще больше очков в корпоративной иерархии или же вообще лишиться места в составе руководящего аппарата бизнеса.

Менее половины бизнес-руководителей считают, что ИТ-директорам удалось в последние несколько лет укрепить свои позиции в различных вопросах — от инноваций в сфере товаров и услуг до повышения оперативности бизнес-процессов. Примечательно, что 60% руководителей ИТ-служб уверены в том, что вносят существенный вклад в принятие обоснованных решений при разработке корпоративной стратегии, в то время как такого же мнения придерживаются лишь 35% их коллег из бизнес-руководства.

О низком уровне вовлеченности в управленческие процессы говорят 38% ИТ-директоров. Они отмечают нехватку поддержки со стороны высшего руководства. В большинстве случаев топ-менеджеры обсуждают с ИТ-директорами вопросы ИТ-бюджета, не затрагивая проблематику потенциальной роли ИТ в успехе бизнеса в целом. ИТ-руководители признают, что изменить укоренившееся однобокое представление об их службе будет непросто. Но именно это и необходимо для переоценки того места и роли, которые будут отведены ИТ-директору и всей ИТ-службе в структуре бизнеса в будущем.

Будущие ИТ-директора должны быть способны наглядно продемонстрировать, что их службы могут не просто выполнять функции поддержки, но быть активным источником инноваций. Одним из способов получить такое признание является участие ИТ-службы в сопровождении какого-либо крупного проекта, а результатом такого участия становится оптимизация работы всего бизнеса. Успех проекта послужит толчком к стремительному изменению стереотипов, как только бизнес-руководство распознает в директоре ИТ-службы специалиста, способного оптимизировать деятельность компании. Это произойдет еще быстрее, если изменения в операционной модели ведения бизнеса положительно скажутся на финансовых результатах.

Бесконтактные платежи

ABI Research прогнозирует на ближайшие годы резкое увеличение объема платежей, совершаемых при помощи мобильных телефонов и технологий связи ближнего радиуса действия (NFC). Хотя в 2012 году он составлял лишь 4 млрд долл., в 2016-м будет преодолен рубеж в 100 млрд, а в 2017 объем платежей вырастет до 191 млрд долл. Толчок росту даст конвергенция различных типов платежей — бесконтактных, личных и сетевых, обрабатывать которые будет один аппарат с поддержкой NFC. Это повлечет за собой конвергенцию множества рынков — от розничных продаж и билетов до средств конт­роля доступа.

Компания Apple не поддерживает технологию NFC, продвигая вместо нее собственную систему мобильных платежей Passbook. Однако аналитики ABI полагают, что уже скоро ей придется решать проблему поддержки NFC.

Первыми в конвергенцию войдут рынки билетов и транспортных услуг, считают аналитики. К 2017 году на 26% мобильных устройств с поддержкой NFC будет установлено приложение для бесконтактной оплаты билетов. Транспортные компании смогут предлагать дополнительные услуги: планировку маршрута, расписания, размещение рекламы и т. д. Впрочем, отмечают аналитики, бизнес-модели конвергенции еще не проработаны.

Борьба за онлайн-бюджет

Почти три четверти ИТ-директоров торговых компаний активно внедряют современные решения, направленные на интернет-торговлю. Во многом их деятельность можно описать как борьбу за ИТ-бюджет для повышения конкурентоспособности в области онлайн-продаж. Это особенно актуально в преддверии рождественских праздников. Что интересно, ИТ-руководители из других секторов также видят массу возможностей для оптимизации торговых компаний.

Половина опрошенных Vanson Bourne ИТ-директоров назвали розничную торговлю направлением, «наиболее нуждающимся в технологической революции». Кроме того, в число секторов, которым следует больше внимания уделять ИТ, вошли госсектор и тяжелая промышленность.

Активность торговых компаний в области ИТ весьма велика. Мобильные приложения для совершения покупок, виртуальные примерочные и использование социальных сетей для оказания влияния на принятие решений о покупке рассматриваются как ключевые средства для борьбы традиционных ретейлеров с конкурентами, специализирующимися на интернет-торговле. Им необходим мультиканальный подход для привлечения клиентов в свои заведения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF