Технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия (Near Field Communications, NFC), хотя пока и не стала широко распространенной, постепенно входит в число реально применяемых бизнес-сервисов. Первое, что приходит на ум при ее упоминании, — мобильные платежи. Эти проекты стали достаточно громкими и привлекли к себе значительный интерес со стороны граждан, пусть в большей степени и теоретический.

Вполне понятно желание мобильных операторов связи стать полноценными конкурентами прочим игрокам рынка электронных кошельков и банковских услуг. С помощью NFC оператор окончательно превращается в банк, которому клиент доверяет возможность совершать платежи.

Между тем технология NFC может предложить гораздо больше, чем мобильные платежи, особенно в корпоративном сегменте. Смартфон, снабженный NFC-чипом, способен заменить не только банковские карты, но и пропуска, проездные билеты, дисконтные и клубные карты. В принципе смарт­фоны смогут заменить и ключи от дома или автомобиля.

Разумеется, до массового выхода NFC на рынок пройдут годы. Например, в Forrester заявляют, что в нынешнем году будет продано 100 млн мобильных устройств с поддержкой NFC, но признают, что этого недостаточно для того, чтобы проникновение технологии достигло «критической массы». По мнению аналитиков, в данном случае эта масса будет достигнута, когда технологией станут пользоваться хотя бы 15–25% населения планеты. В частности, эксперты Forrester абсолютно не верят в то, что мобильные платежи будут использоваться большинством людей до конца десятилетия.

В ассоциации IEEE также уверены, что мобильные платежи, осуществляемые с помощью технологии связи ближнего радиуса действия, не найдут такого широкого применения, как рассчитывают Google и другие операторы электронных кошельков. Ее эксперты утверждают, что у большинства потребителей просто нет причин переходить с банковских карт на мобильные платежи. Поэтому NFC не получит существенного рыночного влияния — по крайней мере до тех пор, пока технология не будет встроена в подавляющее большинство телефонов. Гораздо более важным новшеством беспроводной связи для потребителей в ближайшие годы станут подключенные к коммуникационным сетям предметы бытовой техники, которые смогут общаться друг с другом и которыми можно будет дистанционно управлять по беспроводным соединениям.

По прогнозам IDC, к 2014 году в мире будет насчитываться около миллиарда смартфонов с поддержкой NFC. На сегодняшний день среди производителей смартфонов с NFC бе­зусловный лидер — Nokia, все ее новые смарт­фоны на базе Symbian уже оснащены NFC-чипами. Поддерживает NFC и Google, назвавший сервис Android Beam, активно продвигая использующий его электронный кошелек Google Wallet. В ноутбуках и нетбуках связь ближнего радиуса тоже появится: не секрет, что Microsoft анонсировала поддержку NFC в операционной системе Windows 8.

Неожиданностью и определенным ударом по имиджу NFC стало продолжающееся отсутствие NFC-чипа в устройствах Apple. После презентации iPhone 5 стало ясно, что данная тенденция продолжилась.Тем не менее отсутствие в iPhone поддержки технологий NFC критичным не является. Всем таким устройствам просто необходима внешняя NFC-антенна.

Отдельным вопросом в рамках NFC является безопасность. Помимо перехвата информации с целью мошеннических действий, речь может идти и о бытовых ситуациях. Потеряв телефон с подключенной услугой бесконтактных платежей, человек остается не только без связи, но и без платежного средства. А если телефон будет украден, то у злоумышленника будет время для опустошения мобильного счета.

«Как пройти в библиотеку?»

NFC рассматривается как технология, способная дать толчок нескольким видам бесконтактных сервисов. Так как же будут использоваться сотни миллионов смартфонов в ближайшие годы?

В первую очередь следует сказать о корпоративном сегменте. Достаточно большое число крупных компаний тестируют смартфоны в роли карт доступа нового поколения. По мнению многих, NFC идеально подходит именно для этой цели. Сотрудники также могут использовать устройства с технологией NFC для доступа к корпоративным парковкам, пунктам питания, для оплаты услуг. Разумеется, NFC найдет свою нишу и как технология обмена контентом между устройствами. Она может иметь большое значение при организации внутрикорпоративного взаимодействия — например, обмена документами.

Еще одной широкой областью применения могут стать государственные организации. Например, NFC несет массу возможностей для совершенствования госуслуг и транспортной системы. В некоторых городах NFC уже используется для обслуживания жителей. Они могут не только оплачивать проезд на общественном транспорте, но и получать доступ в общественные места — например, библиотеки.

По темпам использования NFC всех опережают французские учреждения. Возможно, это связано с тем, что именно французы лидируют среди европейцев, приобретающих устройства с поддержкой данной технологии. По прогнозам Французской ассоциации бесконтактных сервисов (AFSCM), их число к концу 2012 года достигнет 2,5 млн человек.

Пожалуй, наиболее обширный комплекс возможностей появляется у торговых сетей. Они могут радикально модернизировать процесс покупок и взаимодействия с клиентами с помощью комбинации купонных сервисов, карт лояльности и возможностей по оплате. Считыватели NFC, расположенные на полках, помогут в получении информации о предпочтениях и привычках клиентов.

Далеко идущие последствия ощутят службы маркетинга. Вероятно, рекламные плакаты тоже станут электронными и позволят проводить более узконаправленные и даже точечные маркетинговые кампании.

Уже длительное время проводятся совместные исследования Nissan и Intel, касающиеся интеграции автомобилей и мобильных устройств, облачных услуг для транспортных средств, видеонаблюдения и конт­роля с помощью смартфонов. Например, в случае повреждения на парковке автомобиль может сообщить об этом владельцу через интерфейсы для передачи данных и установленные камеры и датчики. Кроме того, с помощью технологий NFC или штрихкода смартфон может использоваться в качестве виртуального ключа для доступа в автомобиль.

Кредитка в мобильнике

В проектах по организации мобильных платежей в России на данный момент успели отметиться все операторы «Большой тройки».

В конце 2011 года компания «Лукойл» совместно с МТС запустила на своих автозаправочных станциях в Перми сервис «Быстрая заправка» — бесконтактную систему оплаты с использованием технологии NFC. Этот проект стал первым коммерческим запуском технологии NFC в России.

Абоненты МТС, приобретя SIM-карту с поддержкой NFC или специальную NFC-антенну, могут осуществлять моментальный платеж за топливо с мобильного счета. Для этого достаточно активировать соответствующее приложение на SIM-карте и поднести мобильный телефон к встроенному в бензоколонку бесконтактному ридеру.

Очевидно, проект носил имиджевый и ярко выраженный пилотный характер. «Лукойл» (равно как и МТС) пытались оценить востребованность сервиса, хотя еще в самом начале и заявили о планах распространения «быстрой заправки» на другие регионы присутствия.

Вероятно, опыт был признан частично успешным. Спустя некоторое время МТС, платежная система MasterCard и «МТС-Банк» объявили о старте продаж платежного решения на основе технологии NFC для оплаты товаров и услуг с телефона по технологии MasterCard PayPass.

В комплект «NFC-платежи» входит SIM-карта с «зашитой» в нее банковской картой «МТС Деньги» и NFC-антенна. Решение, подходящее практически для любой модели мобильного телефона, позволяет с помощью телефона оплачивать покупки и услуги, просто приложив телефон к NFC-считывателю на кассе. Списание средств происходит со счета банковской карты. Любопытно, что при платежах до 1 тыс. руб. не требуется вводить PIN-код, подписывать чек, запускать приложение на телефоне или отправлять SMS.

В мае компания «ВымпелКом» ввела оплату проезда с помощью NFC в метрополитене Санкт-Петербурга. Проект «Мобильный проездной» был реализован совместно с транспортным комитетом правительства Санкт-Петербурга, компанией «Амбик Тэк СПб» и платежной системой Ruru. После установки под крышку мобильного устройства модуля NFC оно становится полноценным платежным устройством и может использоваться как обычный проездной в метрополитене.

При установке модуля в мобильном телефоне появляется меню «Проездной», при помощи которого абоненты смогут приобрести через свой мобильный телефон необходимое количество поездок, а также проверить количество билетов, купленных ранее, и срок их действия.

К слову, универсальная платежная система Ruru была создана оператором «Билайн» и «Альфа-Банком» в середине 2011 года именно с прицелом на платежи с помощью технологии NFC.

«МегаФон» участвовал в NFC-проекте в ресторане Rock-Vegas, предлагая воспользоваться NFC-наклейкой для бесконтактной оплаты счета.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF