Опережать конкурентов, увеличивать свою долю на рынках России, Украины и Белоруссии автомобильному холдингу «Атлант-М» помогают современные информационные технологии. Внедрение ERP-системы позволило создать единое информационное поле для ключевых сотрудников компании, системы бизнес-аналитики обеспечили поддержку управления по основным показателям.

Понимая необходимость наличия полной и актуальной информации, руководство холдинга «Атлант-М», специализирующегося на продаже, гарантийном и сервисном обслуживании автомобилей, а также на поставках запасных частей, уделяет особое внимание развитию ИТ. Потребовалось немало усилий, чтобы сегодня все компании холдинга — 35 территориально разнесенных предприятий в России, Украине и Белоруссии — работали в рамках единого информационного пространства.

Становление системы управления

Систему управления предприятием в холдинге начали строить в конце 90-х годов. В то время товарный портфель компании, существующей с 1991 года, включал три бренда, но имелись обширные планы по расширению дилерской сети и автомобильного ряда за счет зарубежных брендов. Необходимо было обеспечить прозрачность управления, наладить оперативную и четкую работу с клиентами и поставщиками, повысить производительность труда персонала. Поэтому было решено создать единую интегрированную систему управления всеми предприятиями холдинга.

Реализовывала проект внутренняя ИТ-команда, которая с 2004 года работает как отдельное подразделение «АтлантКонсалт» в составе холдинга. «На тот момент SAP была единственной компанией, которая уже основала свое представительство в России, много вкладывала в развитие и поддержку системы и у которой на тот момент существовало русифицированное решение», — рассказывает об истории развития ИТ Александр Опариенко, директор подразделения «АтлантКонсалт».

Создание решения для пилотного автоцентра заняло почти два с половиной года. Затем автоматизировали второй центр путем тиражирования созданного типового решения после необходимой локализации и доработки. «Сейчас внедрение системы в новом автоцентре (неважно, был он построен или приобретен) занимает всего 4–6 месяцев. За это время мы получаем абсолютно готовое работающее решение, которое устраивает и акционеров, и менеджмент», — делится Опариенко.

Сегодня компании холдинга объединены единой информационной системой управления на базе продукта SAP R3. Специализированное решение для автобизнеса «SAP Автоцентр» позволяет поддерживать функциональность дилерского автоцентра, а именно: продажу автомобилей и запасных частей, оказание услуг, финансовый сервис, аналитику, CRM и управление персоналом. Любой сотрудник в любом регионе из любой сферы деятельности «Атлант-М» имеет типовое рабочее место и все необходимые ему бизнес-процессы. Подобная унификация дает возможность холдингу быстро вводить в строй новые отделения на любом необходимом рынке.

За длительное время работы в компании научились преодолевать такие традиционные проблемы проектов, как сопротивление пользователей, изначально низкую заинтересованность ключевых пользователей в результатах проекта. По мнению Опариенко, основной секрет успеха в том, что ответственность за бюджет и результат сегодня лежит на конкретном заказчике: например, директор автоцентра сам платит деньги, принимает решения. Второй фактор — заинтересованность высшего руководства в результатах проекта. «Главной движущей силой был генеральный директор холдинга, он сумел заинтересовать и привлечь все стороны к реализации проекта. Ему помогали руководители в регионах. Без поддержки менеджмента любой проект обречен на провал, — считает Опариенко. — Кроме того, для успеха необходимо ставить перед собой задачи, реализуемые в обозримый период времени. Например, 9–12 месяцев. Наш проект оказался успешным, и каждый год появляются новые задачи, которые успешно реализуются в свои сроки и со своими бюджетами».

Павел Шлапак,
«Применение ИТ вывело управление компанией на новый уровень», Павел Шлапак, заместитель генерального директора «Атлант-М» по информационным системам

Взаимодействие

Подразделения «АтлантКонсалт» поддерживают все автоцентры, связанные единой системой во всех трех регионах (Россия, Украина, Белоруссия), консультируя пользователей, устраняя ошибки.

Выделение части ИТ-функций, связанных с ERP-системой, в отдельную структуру позволило организовать взаимодействие с бизнесом по принципу «заказчик — исполнитель». «Такой аутсорсинг — одна из наиболее эффективных форм взаимодействия между ИТ-структурой и заказчиком, крупным холдингом, потому что дает возможность заказчику сэкономить деньги, а исполнителю — чувствовать свою ответственность за результат, что встречается довольно редко, — считает Опариенко. — При такой организации бюджеты на реализацию проектов выделяются не из «бездонного кармана» (например, казны), а даются определенным службам, которые напрямую взаимодействуют с компанией «АтлантКонсалт», ставят задачи, принимают и проверяют результаты. И эти же службы несут ответственность перед акционерами за выделенный бюджет и сроки проекта».

Верхний уровень

Холдинг «Атлант-М» активно развивается, его совокупный доход в 2011 году на 56% превысил доход за 2010 год, и в стратегических ориентирах до 2014 года заявлен ежегодный рост не менее чем на 30% за счет развития дилерской сети, расширения автомобильного ряда, изменения торговых процессов. Чтобы успешно продвигаться вперед, руководству холдинга потребовался инструмент для разработки и реализации оптимальной стратегии развития.

Компании холдинга имеют огромное количество подразделений, и, как следствие, организация вынуждена оперировать большими объемами данных, генерируемых SAP R/3, SAP BW и еще 20 системами автомобильных центров. Для обработки постоянно возрастающих объемов данных, оперативного создания отчетности о деятельности всего холдинга и для оценки деятельности подразделений по показателям KPI руководство холдинга приняло решение внедрить платформу QlikView от компании Optima Consulting. «Созданная у нас система учета на базе продуктов компании SAP позволяет получать большой объем данных, — говорит Сергей Савицкий, генеральный директор «Атлант-М». — Однако реалии современного бизнеса требуют, чтобы менеджер работал не с массивами данных, а с конечным результатом — информацией. Проект развития аналитики на базе QlikView позволил нашей компании продвинуться в данном направлении».

«При выборе решения мы учитывали в первую очередь возможность интеграции с существующими системами, наличие дружелюбного интерфейса, простоту и гибкость использования продукта, корректную стоимость владения и масштабирования, — рассказывает Дмитрий Колесник, руководитель проектов международного автомобильного холдинга «Атлант-М». — К выбору системы QlikView нас также подтолкнула простота разработки отчетов — возможность разрабатывать отчеты самим, не привлекая внешних подрядчиков и экономя на основных работах, выполняемых внутренним подрядчиком «АтлантКонсалт»».

Проект стартовал в сентябре 2011 года, и уже спустя два месяца появилась возможность сформировать первый отчет. Совместно с поставщиком решения был реализован пилотный проект, направленный на визуализацию показателей KPI «Атлант-М». Дальнейшие проекты специалисты холдинга смогли выполнить с помощью «АтлантКонсалт» — например, внедрили инструментарий для анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Данный инструмент позволил представить неструктурированную информацию, хранящуюся в SAP R/3 на разных серверах, в удобном для анализа и управления виде. В результате удалось на порядок усовершенствовать контроль за оборачиваемостью дебиторской задолженности по холдингу в целом и по конкретным подразделениям. Были реализованы и другие инструменты, позволяющие оперативно контролировать важные параметры бизнеса, поддерживать принятие обоснованных решений. С начала 2012 года все отделения компании имеют возможность просматривать отчеты в QlikView.

Еще до экономического кризиса в холдинге было внедрено стратегическое планирование и разработана сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard). Стратегическое планирование осуществлялось в основном с помощью таблиц Excel, со всеми присущими такому процессу недостатками. С помощью QlikView был сформирован целый ряд аналитических отчетов для всех уровней управления: от руководителя отдела автоцентра до генерального директора. Такие отчеты способствуют прозрачности деятельности, согласованности действий, помогают принимать управленческие решения и развивать ключевой проект компании — систему управления с использованием KPI.

Александр Опариенко
«Эффективность инвестиций в ИТ не меньше, а зачастую больше, чем эффективность инвестиций в маркетинг, продажи, оборудование. Ключевым в успешной реализации проекта является взаимодействие партнеров (бизнеса и команды интегратора), умение слушать и слышать. У «Атлант-М» это получилось», Александр Опариенко, директор подразделения «АтлантКонсалт»

«Адаптация прошла быстро и безболезненно, QlikView уже стал привычным инструментом работы, — говорит Павел Шлапак, заместитель генерального директора «Атлант-М» по информационным системам. — В настоящее время мы планируем расширить ее применение на другие сферы деятельности компании, передать возможность настройки системы непосредственным пользователям. Это позволит «заточить» систему под конкретные задачи отдельного автоцентра или сотрудника».

Ориентация на клиента

Одно из направлений развития холдинга — повышение клиентоориентированности. Уже на протяжении семи лет работает электронная книга отзывов — компьютерный терминал, предоставляющий возможность посетителям оперативно оставить отзыв или предложение по работе автоцентра. Информация из всех автоцентров попадает в централизованную базу данных, и в соответствии с утвержденным регламентом каждый отзыв обрабатывается, осуществляется обратная связь с клиентом. Каждый клиент может отправить заявку на открытие личного веб-кабинета, который рассматривается отделением развития бизнеса в качестве базовой платформы для создания пласта персональных коммуникаций с клиентами. Веб-кабинет — это централизованный сервис для взаимодействия клиента и работника автоцентра, разработанный на базе автоматизированной системы SAP. Сервис представляет собой индивидуальную страницу клиента с обновляющейся информацией и возможностью приема/отправления сообщений для автоцентра. Клиент может видеть свой статус в программе лояльности, полагающиеся скидки или накопленные бонусы, историю использования бонусов, имеет возможность получать рекомендации по эксплуатации автомобиля, записываться на техническое обслуживание, знакомиться с актуальной информацией о проводимых акциях и специальных предложениях.

Развитие

В 2012 году компания будет в основном развивать направление автомобилей с пробегом, а также сегмент b2b. «Частью стратегии является накопление прибыли в компании, для того чтобы во время нестабильной ситуации на рынке выгодно приобрести действующие автоцентры у собственников, испытывающих финансовые затруднения. Также мы планируем развивать бизнес-аналитику на базе SAP и управление по KPI», — рассказывает о перспективах Савицкий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF