«Фишки» для программистов

Согласно подсчетам HeadHunter, в Санкт-Петербурге 15% всех вакансий, открываемых работодателями, составляют вакансии ИТ-специалистов, из них каждая вторая — вакансия программиста или разработчика. Спрос на квалифицированных программистов растет ежегодно, более того, пока сохраняется ощутимый дефицит профессиональных кадров: на одну вакансию приходится 0,8 резюме специалистов. Такая ситуация обусловливает постоянный рост зарплат, и к тому же специалисты могут не только выбирать из множества конкурентоспособных предложений, но и диктовать работодателю свои условия.

Из всего многообразия специализаций самые высокооплачиваемые в разработке ПО — программисты Java, мобильных приложений на платформах Android и iOS. При этом для специалистов с большим опытом работы практически во всех направлениях есть предложения зарплат от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

Зарплата программистов не только на 60–300% выше среднерыночной зарплаты петербуржцев, к ней добавляется еще и расширенный социальный пакет. Кроме того, большинство компаний, занимающихся разработкой ПО, стремятся создать максимально комфортные условия работы. Например, программистам обеспечиваются душ, кухня, зона отдыха в рабочем помещении. Компании соревнуются в придумывании различных «фишек» для создания дружелюбной обстановки в офисе, специалистов привлекают не только высокой зарплатой и возможностью участвовать в инновационных проектах, но и корпоративной культурой, интересной внутренней жизнью компании и особым вниманием к потребностям работников.

Активное развитие профессиональной отрасли в последние несколько лет дало импульс к формированию в Санкт-Петербурге своеобразного ИТ-кластера. Ежегодно в городе появляются стартапы в секторе ИТ, расширяются уже существующие, что привлекает специалистов из регионов. Тем не менее многие программисты с достаточным опытом и высокой квалификацией серьезно планируют продолжать карьеру на Западе, рассчитывая на еще более высокую оплату труда и выгодные условия работы.

 

«С помощью верного позиционирования компании на кадровом рынке стоимость ИТ-специалистов, особенно молодых, можно сократить примерно на 15–20%», — уверена Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала по направлению IT/Telco агентства «Юнити».

По ее словам, существующие на рынке компании можно разделить на три неравные части: абсолютно неизвестные (no-name), с известным именем и продуктом, а также не просто известные на рынке, но и обладающие положительным имиджем — HR-брендом. Необходимость создания такого имиджа компании лишь начинают понимать. Они осознают, что для успеха в бизнесе надо эффективно продавать не только свои продукты и услуги, но и себя как привлекательного работодателя.

«Как ни парадоксально, неизвестные и не самые богатые работодатели вынуждены переплачивать за квалифицированных специалистов», — констатирует Анисцына. В компаниях с «раскрученным» именем средний уровень доходов ИТ-специалистов несколько ниже. Однако наибольшую финансовую выгоду получают компании, вложившиеся не только в свой бренд, но и в процесс коммуникаций с нынешними и будущими сотрудниками.

В особо запущенных случаях типичной является ситуация, когда кандидаты готовы перейти в компанию только на зарплату в полтора раза больше среднерыночной — именно из-за негатива, просочившегося вовне: неадекватного управления проектами, проигранных тендеров и прочих факторов.

Дело в том, что для ИТ-специалистов типично желание собрать инсайдерскую информацию, прежде чем идти на собеседование. В отсутствие официальных источников информации они будут ориентироваться именно на неофициальные — неважно, достоверны они или нет. Если инсайдерская информация говорит, что известная компания проиграла подряд несколько крупных тендеров, да еще неважно относится к сотрудникам, кандидат предпочтет более перспективное место.

У компании должны быть «крючки», которыми можно зацепить сотрудников, имея возможность привлекать лучших из них. Одного имени для этого недостаточно.

Когда специалист ищет работу, то обращает внимание не только на финансовую составляющую, немалую роль играет еще и профессиональный интерес. В сфере ИТ такой подход более распространен, чем где бы то ни было. Возможность участия в уникальных проектах, иногда даже федерального масштаба, способна играть определяющую роль.

Еще с одной проблемой приходится сталкиваться непосредственно на собеседованиях. Как правило, HR-специалисты не могут донести до кандидатов техническую информацию — например, о реализуемых проектах или используемых технологиях. А руководители ИТ-служб, наоборот, в большинстве случаев не могут внятно рассказать о системе мотивации. В результате кандидаты выходят с собеседования, хорошо представляя специфику работы, но не понимая, как она будет оплачиваться. Подобные проколы работодателей на собеседовании вполне могут оттолкнуть специалистов.

Отдельно следует упомянуть правильное проведение выходного интервью с целью диагностики ситуации. Это поможет снизить риск появления негативных отзывов в социальных сетях и на профильных форумах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF