Рынок высоких технологий

Лишь каждая пятая российская компания использует CRM

Согласно данным аналитиков IDC, в 2011 году объем российского рынка CRM составил почти 170 млн долл. Международные вендоры по-прежнему занимают лидирующие позиции по поставкам ПО, в то время как на рынке услуг по внедрению CRM-решений главная роль принадлежит российским компаниям. Более половины всех внедрений приходится на долю пяти поставщиков — «Техносерв Консалтинг», Terrasoft, «Ситроникс», AT Consulting и «Микротест».

Наибольший спрос на CRM-решения сохраняется в секторах финансов и торговли. Отмечается повышение интереса к решениям для оптимизации работы отделов маркетинга и контакт-центров.

Появление новых провайдеров CRM-решений на базе облачных технологий способствует усилению конкуренции на рынке и повышает ожидания пользователей относительно стоимости решений и скорости их развертывания.

Проникновение мобильных устройств в корпоративную среду также увеличивает потребность компаний в обслуживании разноплатформенных точек доступа, что расширяет возможности для компаний-внедренцев.

По данным IDC, сейчас лишь каждая пятая российская компания использует CRM-системы, однако развитие облачных технологий делает эти решения все более доступными для широкого круга компаний, а крупные организации начинают рассматривать CRM-решения как неотъемлемую часть комплексной автоматизации аналитических процессов бизнеса в целом.

Спрос на социальные сети

По прогнозам аналитиков IDC, с 2011 по 2016 год мировой рынок программного обеспечения для создания корпоративных социальных сетей вырастет с 767,4 млн долл. почти до 4,5 млрд долл. Корпоративные социальные сети используют инструменты, знакомые пользователям Facebook, Twitter и других подобных сетей, — профили пользователей, ленты новостей, микроблоги, дискуссионные форумы, вики, метки и рейтинги для организации рабочей деятельности сотрудников компаний. Возможность улучшить совместную работу сотрудников сделала их важным средством поддержки принятия решений в большинстве вертикальных отраслей, отмечают аналитики.

Факторами роста рынка выступают, помимо прочих, спрос на добавление социальных функций к существующим корпоративным приложениям и интерес сотрудников к приложениям, похожим на те, что они используют в свободное от работы время. Замедляют же рост соображения возврата инвестиций в социальные средства, проблемы обеспечения безопасности и соответствия нормативным требованиям и защиты интеллектуальной собственности.

Крупнейшим разработчиком корпоративных социальных средств является IBM. По данным IDC, за 2011 год ее доходы в этом секторе составили 104,5 млн долл. За ней следуют Jive Software (65,3 млн долл.) и Communispace (60 млн долл.).

ИТ-бюджеты

Внимание к аутсорсингу

Согласно результатам опроса, проведенного CIO Magazine, ИТ-бюджеты в течение нынешнего года вырастут всего на 3%. Для сравнения: результаты прошлого года говорят о росте бюджетов на 6%. При этом небольшого увеличения бюджета ожидает почти половина ИТ-директоров. Около 20%, напротив, готовятся к сокращению.

Интересно, что значительные изменения отмечаются в направлении инвестиций. Например, все большее внимание уделяется аутсорсингу ИТ-сервисов, включая облачные и мобильные решения.

Техника безопасности

Облака и мобильность против катастроф

Российские компании в значительной степени подвержены воздействию стихийных бедствий и аварий техногенного характера. Как показали результаты опроса, проведенного Symantec, за последний год почти 20% из них пострадали от отключения электричества более пяти раз, а 77% столкнулись по крайней мере с одним отключением. В среднем отключения длятся около пяти часов.

В результате аварий компании страдают прежде всего от потери выручки: 43% респондентов отметили этот фактор в качестве основного. Еще около трети компаний тратят средства на восстановление потерянных данных и испытывают снижение продуктивности. Тем не менее результаты опроса показывают, что 44% российских компаний хорошо или хоть как-то подготовлены к авариям.

Представители малого и среднего бизнеса в России отмечают значительный успех в достижении готовности к авариям и стихийным бедствиям в результате внедрения на предприятиях облачных и мобильных технологий, а также виртуализации. Почти половина небольших предприятий использует мобильные средства для доступа к рабочей информации. Это позволяет им оставаться на связи и не останавливать работу, где бы они ни находились.

Многие внедряют или уже используют технологию виртуализации, частные или публичные облака. Внедрение таких технологий хорошо сказывается на бизнесе компаний. В частности, многие респонденты отметили, что на решение о внедрении подобных инноваций повлияло желание подготовиться к возможным авариям. Именно по этой причине 39% респондентов выносят корпоративные приложения в публичное облако, а 25% — применяют мобильные технологии.

Управление

Кому работать, тому и покупать

В 53% компаний сотрудники используют для работы свои собственные компьютеры. В Forrester отмечают, что по сравнению с прошлым годом доля таких организаций выросла на 5%. Чаще всего такой подход встречается в среде топ-менеджеров, 77% из которых используют собственные устройства.

Как прогнозируют аналитики, в течение ближайших трех лет во многих компаниях собственные компьютеры сотрудников станут обычным явлением. Более того, компании могут начать требовать от сотрудников самостоятельно приобретать средства работы — компьютеры, ноутбуки и планшеты. Разумеется, при этом более явной станет проблема обеспечения безопасности, что потребует проведения жестких политик.

Цвет диплома не важен

Согласно оценкам Career, к началу 2012 года рынок труда в ИТ-отрасли увеличился на 43% по сравнению с докризисной частью 2008 года. При этом динамика вакансий для молодых специалистов схожа с общей динамикой рынка кадров.

В настоящее время каждая 11-я вакансия на ИТ-рынке ориентирована на молодого специалиста. В 2008 году этот показатель был лучше — молодым специалистам подходила каждая 8–9-я вакансия. На снижение спроса повлиял кризис, однако сейчас рынок труда для начинающих ИТ-сотрудников снова входит в активную фазу роста.

Конкуренция при трудоустройстве в ИТ-отрасли сейчас составляет около двух человек на одно вакантное место, что является невысоким показателем. Среди молодых специалистов она еще ниже — порядка одного человека на одно место.

Основное направление на рынке ИТ, которое сейчас востребовано у работодателей, — программирование и разработка. Но больше всего вакансий для молодых специалистов размещается на позицию инженера технической поддержки. На втором месте — контент-менеджер, а на третьем — тестировщик. Самая высокооплачиваемая позиция для молодых специалистов — Java-программист, а наименее оплачиваемая — инженер технической поддержки.

Практически никто из работодателей не обращает внимания на наличие рекомендаций от преподавателей и красного диплома.

Бизнес и технологии

Универсам BI

Корпоративные аналитические системы слишком ИТ-центричны и поэтому нежизнеспособны, как утверждают в Forrester. Компаниям нужны гибкие BI-инструменты для создания решений, направленных на самостоятельную работу пользователей. Потребность в таких «BI самообслуживания» предопределяют два фактора.

Первый заключается в том, что потребности в аналитике опережают возможности ИТ-департаментов. Даже обладая самыми современными инструментами, угнаться за пожеланиями бизнес-подразделений они не в состоянии. В отличие от CRM и ERP, аналитические приложения имеют гораздо более короткий жизненный цикл и быстро устаревают.

Другая большая проблема состоит в том, что традиционные подходы к разработке ПО не слишком соответствуют современным потребностям BI.

ИТ-департаменты должны сохранять контроль над сложными, критичными для бизнеса проектами. Однако подавляющее большинство BI-инициатив может управляться самими бизнес-подразделениями.

Ключ к успеху заключается в выборе правильных инструментов. Чтобы быть действительно полезными, они должны позволять всем категориям пользователей, включая топ-менеджмент, формировать собственные запросы, отчеты и инструментальные панели.

Видео становится общепринятым

Лишь 17% компаний не используют видео-конференц-связь как один из видов корпоративных коммуникаций. Как показал опрос, проведенный TrueConf, среди преимуществ ВКС выделяются сокращение операционных расходов на встречи и командировки, упрощение взаимодействия между филиалами и удаленными сотрудниками, увеличение частоты и количества встреч и совещаний.

При этом 27% компаний заинтересованы в интеграции существующей системы ВКС с системой объединенных коммуникаций, а 21% планирует масштабирование используемого решения.

Как подчеркивают в TrueConf, основное препятствие — это проблема качества каналов связи. Она вызвана как ростом ожиданий пользователей к качеству видеосвязи, так и традиционно слабыми каналами в регионах.

Важный для рынка сигнал — рост популярности облачных технологий: они могут стать стартовой площадкой для развития видео-конференц-связи в небольших компаниях.

Будущее не в облаках

Как утверждают в Forrester, облачные вычисления не станут будущим ИТ. В результате развития технологий многие из используемых компаниями решений будут применимы для облаков, но многие — нет.

В долгосрочной перспективе компании будут обладать гибридным портфелем ИТ-решений, включающим как облачные, так и традиционные системы. В облако перенести удастся далеко не все. В любом случае останутся бизнес-процессы и данные, требующие выделенного оборудования или проприетарных решений. По этой причине даже через 20 лет компаниям не удастся избавиться от мэйнфреймов.

Отчет Make the Cloud Enterprise Ready призывает ИТ-директоров использовать облака и изучать их преимущества для того, чтобы в дальнейшем обоснованно выбрать направление развития корпоративных ИТ. Например, в нем утверждается, что компании, избравшие основной стратегией частное облако, в итоге не увидят той экономии, которая могла бы быть достигнута с помощью публичных или гибридных облаков.

Гибкость полезнее экономии

66% топ-менеджеров европейских и российских компаний признали, что внедрение гибкого графика работы дает больше возможностей для экономии, чем сокращение операционных расходов. Как известно, гибкий график работы удобен тем, что сотрудники могут периодически или на постоянной основе работать удаленно: находясь дома или вне офиса. Европейские компании утверждают, что в таком случае производительность труда сотрудников возрастает на 40%. Результаты исследования, проведенного Polycom, подчеркивают, насколько важно обеспечение гибкого рабочего процесса для компаний, ищущих новые пути достижения успеха.

Немаловажную роль в обеспечении гибкого рабочего графика сотрудников играет видео-конференц-связь. Около 60% опрошенных компаний предоставляют возможность своим сотрудникам, находящимся в офисе или работающим в удаленном режиме, общаться с помощью интерактивных HD-видеорешений. Решения для мобильных устройств и ноутбуков становятся все более популярными среди сотрудников, работающих дома или за пределами офиса.

В целом можно сказать, что сегодня работа по гибкому графику широко распространена в Европе: 77% опрошенных организаций предлагают работникам скользящий график, а 68% — регулярно позволяют сотрудникам работать вне офиса. Если раньше гибкий график работы расценивался исключительно как льгота для сотрудников, то сегодня его преимущества очевидны и для бизнеса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF