Владимир Трояновский, директор по поддержке информационных систем национального банка «Траст»
«Эффективность ИТ повышается за счет того, что мы существенно экономим на управлении парком», Владимир Трояновский, директор по поддержке информационных систем национального банка «Траст»

В виртуальном частном облаке банка «Траст» уже находится вся серверная инфраструктура, и сейчас полным ходом идет проект виртуализации рабочих мест. «У нас нет понятия «сервер», мы оперируем другим понятием — «вычислительный ресурс», — поясняет Владимир Трояновский, директор по поддержке информационных систем национального банка «Траст». — Более того, мы сейчас нацелены на дальнейшую виртуализацию. Наш банк тщательно считает деньги. Благодаря виртуализации рабочих станций мы рассчитываем снизить затраты на обслуживание пользователей».

В 2007 году специалисты банка реализовали проект по виртуализации серверных ресурсов на основе технологий VMware, в результате физическая инфраструктура, состоявшая из примерно 200 серверов, сократилась до нескольких десятков серверных машин. К 2010 году в банке удалось централизовать все ИТ-системы. Следующим логичным шагом стали упрощение и стандартизация региональной инфраструктуры, это позволило сократить численность ИТ-специалистов в региональных отделениях банка (всего их 278).

У банка «Траст» не так много приложений, которые необходимо поддерживать на местах, однако имеется несколько тысяч настольных ПК — рабочих станций пользователей. До недавнего времени эта часть ИТ-инфраструктуры была весьма неоднородной. По словам Трояновского, в принципе можно было бы добиваться еще большего единообразия, но в банке сочли такой подход устаревшим и нашли другое решение: перестали закупать традиционные ПК, посчитав инвестиции в них неоправданными и сделав ставку на проверенные инструменты для виртуализации рабочих мест (Virtual Desktop Infrastructure, VDI). По мере старения или выхода из строя имеющиеся настольные ПК будут заменяться на виртуальные рабочие станции на базе тонких клиентов, что в итоге позволит гораздо эффективнее управлять всей региональной сетью.

 

Рабочий профиль

Пилотный проект по переводу офисов на технологию VDI стартовал в трех региональных филиалах банка «Траст». В качестве платформы для виртуализации рабочих станций были выбраны решения от HP (серверная инфраструктура, система хранения данных и управляющее ПО) и Citrix (виртуализационный слой).

Тестовая эксплуатация и настройки заняли несколько месяцев. Для этого в Москве была выстроена серверная архитектура, которая обеспечивала представление виртуального рабочего места на компьютерах региональных пользователей. Пилотные регионы выбирались по принципу близости к столице, чтобы в случае непредвиденных ситуаций можно было оперативно принять меры. «В подобных проектах важен не столько технический результат, сколько оценки пользователей в терминах «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», поскольку в конечном итоге мы работаем на бизнес», — поясняет Трояновский.

На протяжении трех месяцев продолжались «причесывание» конфигурации и поиск узких мест. В итоге пилотный проект был признан успешным. «Поскольку с переходом на VDI-технологию для ИТ-специалистов на местах будет оставаться все меньше привычных функций, перед нами стояла еще одна задача — переключить их на более значимые сегменты деятельности, — рассказывает Трояновский. — В частности, мы прорабатываем вопрос о переносе централизованной службы поддержки пользователей Help Desk из Москвы в регионы, это обеспечит интересной квалифицированной работой наши региональные кадры».

 

Виртуальное счастье

После окончания пилотного проекта начался перевод всех региональных офисов на виртуальные пользовательские технологии. К настоящему времени на VDI перешли около 70% региональных офисов. Полностью завершить проект планируется к концу года.

Внедрение технологии VDI привело к любопытному результату — отдельные приложения стали работать быстрее. Трояновский объясняет это тем, что сетевое взаимодействие при использовании толстого клиента не всегда бывает адекватным из-за различных канальных задержек: «Мы все вычисления перенесли на московскую серверную площадку и пользователям на местах стали передавать только оптимизированную графику для рабочего экрана. Производительность виртуальной рабочей станции несколько ниже, чем физической, но зато всплесков нагрузки нет: что-то работает быстро, а что-то — медленнее, задержки и зависания ПО ушли в прошлое. Вся вычислительная работа происходит в Москве, где скорость взаимодействия между системами намного выше, чем у толстых клиентов, обменивающихся данными с центральной площадкой через региональные каналы связи». Вместе с тем незначительно, но вырос региональный трафик, который обходится существенно дороже, чем в Москве, поэтому в планах банка «Траст» — запуск проекта по уплотнению региональных каналов связи.

Пилотный проект позволил отработать не только механизмы взаимодействия команды и мотивации персонала на местах, но и процессы развертывания технологии VDI в регионах из центра. В дальнейшем все уже проходило по выверенному сценарию, переоборудование одного рабочего места занимало не более часа и зависело в основном от количества данных, которые необходимо было сохранить. Перед конвертацией регионального офиса на VDI коммерческая информация с рабочего места, хранившаяся на локальных серверах банка, передается в центр, где для данного города или региона выделяется файловый ресурс. Для региональных сотрудников была подготовлена подробная инструкция, а весь процесс максимально автоматизирован. На места передается необходимый дистрибутив ПО, в назначенный день сотрудников просят не выключать технику на ночь, а к утру все настройки уже завершены, и пользователи даже не замечают, что произошли какие-то изменения.

«В нашем случае лицензии уже были приобретены, большой серверной инфраструктуры не требовалась, и, опираясь на имеющиеся мощности, мы с этой задачей справились. Затратная часть составила полторы серверные корзины с лезвийными решениями в Москве. Эффективность повышается за счет того, что мы существенно экономим на управлении парком», — так оценивает результаты проекта Трояновский.

Основываясь на подобном опыте виртуализации, вполне можно было бы вычленить информационный ресурс и передать в облако одного из публичных провайдеров. Однако пока банковское сообщество не спешит это делать. «Стали появляться успешные облачные кейсы, но они не из банковской практики. В сущности, нам ничто не мешает какие-то виртуальные активы передавать внешним облачным провайдерам. Но пока это красиво выглядит только в теории. Очень немногие провайдеры доросли до того, чтобы предоставлять подобный сервис с полной функциональностью и достаточным качеством. Думаю, через год-два, когда сообщество накопит достаточный опыт, мы сможем воспользоваться внешними облачными услугами», — резюмирует Трояновский.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF