РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Смена поколений

По данным IDC, мировой рынок серверов в IV квартале 2011 года упал на 7,2%. Тем не менее по итогам 2011 года рост рынка составил 5,8%, а его объем достиг 52,3 млрд долл. Сокращение демонстрируют три сегмента рынка: дисковые системы, серверные системы среднего и высшего уровня. Как отмечают аналитики, прошлый квартал стал первым, когда падение наблюдалось одновременно во всех этих сегментах.

Хотя инвестиции компаний в оборудование практически вернулись к докризисному уровню, рынок в значительной степени эволюционирует. Во многих сегментах наблюдается смена поколений продуктов, что ведет к пересмотру заказчиками предпочитаемых технологий и поставщиков.

В IDC ожидают, что существенный рост рынка начнется во второй половине 2012 года как результат очередного обновления продуктовых линеек вендоров.

Рынок ЦОД меняет очертания

Облачные технологии все увереннее завоевывают себе место под солнцем, стимулируя подъем смежных рынков. Как отмечают в CNews Analytics, в России начинается давно прогнозируемый ажиотаж, связанный с услугами коммерческих ЦОД. В 2011 году в России объем этого рынка составил почти 180 млн долл. У большинства площадок существующие мощности загружены в среднем на две трети. Тем не менее поставщики активно расширяются, чтобы предупредить проблему дефицита ресурсов. Строительство и развитие ЦОД, отвечающих требованиям пользователей по надежности и производительности, становится одной из актуальных проблем.

Постепенно российский рынок ЦОД меняет свои очертания. В ближайшее время будут введены в эксплуатацию несколько крупных проектов, которые могут заметно поменять расстановку сил. Прежде всего это созданная «Ростелекомом» сеть из семи ЦОД. Другой знаковый проект — ЦОД «Южный порт», построенный Сбербанком.

Тем не менее сертифицированных площадок катастрофически не хватает, хотя интерес к подобным подтверждениям качества услуг начинают проявлять заказчики. Вероятно, поставщики будут вынуждены соответствовать ожиданиям и массово пойдут по пути сертификации своих площадок.

ИТ-БЮДЖЕТЫ

20% на мобильность

Примерно две трети ИТ-директоров считают, что мобильные технологии окажут более сильное влияние на бизнес, чем Интернет в 1990-е годы, показало исследование Accenture 2012 CIO Mobility Survey.

Особенно большое внимание корпоративной мобильности уделяют ИТ-директора из стран с развивающейся экономикой. Они считают данное направление деятельности приоритетным и инвестируют значительные средства в такие проекты. 94% ИТ-руководителей, представляющих развивающиеся страны, выделят в этом году примерно 20% ИТ-бюджетов на развитие мобильных технологий. В развитых странах доля компаний, столь активно инвестирующих в мобильность, составляет лишь 35%.

Исследование выявило несколько зон, которым надо уделять особое внимание, внедряя мобильные технологии. Более всего сотрудники ИТ-служб оказались обеспокоены безопасностью и затратами, связанными с корпоративной мобильностью. Свыше 50% респондентов назвали вопросы безопасности основным фактором, сдерживающим внедрение мобильных систем, а 46% — бюджетные ограничения. 26% ответили, что обеспокоены совместимостью мобильной системы с существующей сетью. Важным нюансом является тот факт, что разработчики приложений для наиболее популярных операционных систем смартфонов действительно не обеспечивают их высокую защищенность.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Полгода до обнаружения

Большое количество утечек корпоративных данных в 2011 году было инициировано вредоносными программами, которые не были вовремя обнаружены антивирусами. Как правило, эти программы проникают в корпоративную сеть на пользовательских устройствах. Более 80% программ, исследованных Trustwave и созданных для целенаправленной кражи информации, не обнаруживается как минимум несколькими антивирусными программами.

Явным признаком того, что зачастую атаки остаются незамеченными, может служить следующая статистика: 84% атакованных компаний узнали об инцидентах лишь после получения уведомления от регуляторов, партнеров или даже в результате скандалов в прессе. При этом среднее время работы вредоносного ПО в корпоративной сети — от проникновения до обнаружения — составляет полгода.

Если хочется, то можно

В 48% компаний, опрошенных Cisco, заявляют, что никогда не разрешат сотрудникам приносить на работу собственные устройства. В то же время почти две трети опрошенных признали, что некоторые работники все-таки используют их без разрешения.

ИТ-менеджеры говорят о необходимости вводить новые правила, регламентирующие использование планшетов в корпоративной сети. Главное из них касается доступа к приложениям — должны быть ограничения, соответствующие роли сотрудника в компании.

Существуют и обязательные требования к функционалу. Три четверти ИТ-менеджеров указали на необходимость обязательного наличия у корпоративного устройства доступа к электронной почте и возможности работать с документами. Кроме того, почти половина в качестве критически важных функций называет видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями и доступ к корпоративным базам данных.

УПРАВЛЕНИЕ

Самые востребованные

Рекрутинговый портал «Работа@Mail.ru» констатировал, что специальность программиста является наиболее востребованной на рынке труда. Для определения профессий, которых всегда не хватает на рынке труда, было выбрано несколько критериев. Во-первых, это позиции, которые были востребованы даже в кризисное время. Во-вторых, это позиции, которые сохраняли востребованность в течение последних пяти лет. В-третьих, это наиболее дефицитные позиции, обладающие наименьшим соотношением резюме/вакансии.

Как отмечают эксперты, в последние годы программисты пользуются стабильно высоким спросом у работодателей. Более того, существует дефицит по многим направлениям программирования. Например, за последний месяц, согласно базе вакансий и резюме, на одну вакансию программиста С++ претендует всего один кандидат, на позицию Java-программиста — 1,5 кандидата, PHP-программиста — 1,1 кандидата. В такой ситуации работодателю очень сложно найти подходящую кандидатуру без значительной переплаты, а у соискателей есть все основания, чтобы диктовать свои условия. Показателем стабильного спроса на программистов также является сравнительно небольшое падение предлагаемых зарплат в кризис. У программистов С++ в кризисный период зарплаты упали всего на 4%, а у программистов PHP — на 6%. Сегодня зарплаты программистов уже давно возобновили рост. Например, у программистов PHP и Java зарплаты выросли на 20% по сравнению с докризисным периодом.

Проверка через Facebook

Работодатели все активнее используют социальные сети для подбора сотрудников и проверки их личных данных. Однако пока количество компаний, не использующих подобные сайты в целях рекрутмента, все же больше.

Как отмечают эксперты Superjob.ru, интерес компаний к социальным сетям растет уже несколько лет. Из разряда развлекательных многие из подобных сайтов переходят в разряд профессиональных — теперь с их помощью не только ищут друзей и заводят знакомства, но и успешно решают профессиональные задачи, в том числе касающиеся подбора сотрудников.

На сегодняшний день для поиска кандидатов соцсети используют 19% отечественных компаний. Еще 11% организаций не только ищут, но и проверяют потенциальных сотрудников с помощью социальных интернет-сервисов. По словам представителей этих компаний, личная страничка может многое поведать о жизни человека, его интересах и моральных принципах. Исключительно для проверки данных соискателей социальные сети используют 12% компаний.

И все же более половины HR-менеджеров остаются равнодушными к использованию соцсетей в целях проверки и поиска персонала. Свою позицию они в первую очередь объясняют нехваткой времени. Кроме того, в ряде компаний такие сайты и вовсе находятся под запретом.

БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ

Шопинг шагает в Интернет

Покупатели все чаще используют свои компьютеры, смартфоны и планшеты для поиска товаров, изучения рекомендаций по товарам, сравнения цен, получения скидок и даже для оплаты своих покупок. В KPMG отмечают, что предпочтения потребителей, связанные с интернет-покупками, использованием мобильных устройств и платежей, меняются каждый год. Чаще всего эти изменения вполне предсказуемы, однако иногда они возникают совершенно неожиданно. В этом случае у компаний, которые занимаются электронной коммерцией, появляются возможности для развития новых направлений в своей деятельности.

Например, в исследовании KPMG за 2008 год половина респондентов выражала очень скептическое отношение к идее банковского обслуживания через мобильных операторов. Сегодня же ситуация радикально изменилась: большинство опрошенных уже готовы использовать мобильный телефон как кошелек. В числе прочего на изменение моделей поведения покупателей влияет рост популярности смартфонов. Более 38% потребителей используют их во время покупки в розничном магазине, чтобы получить купоны на скидки, а 20% считывают QR-коды, содержащие информацию о товаре.

Компаниям также необходимо обратить внимание на то, как влияет информация, полученная из Интернета, на решение о покупке. При совершении покупок клиенты изучают информацию из разных источников, включая сайты с отзывами покупателей, сайты по сравнению товаров и цен, сайты с купонами на скидки, блоги.

Телеком начинает стандартизацию систем

43% российских операторов связи отмечают, что свыше половины их операционных ИТ-расходов приходится на статью «Техническое обслуживание». В частности, свыше двух третей ИТ-директоров из сектора телекома, опрошенных PwC, сообщили о значительном перерасходе бюджета, вызванном использованием заказных приложений.

Они признают, что распространение стандартизации обеспечит большую гибкость, в том числе в выборе партнеров. Это также сократит финансовые затраты на содержание устаревших унаследованных систем, которые могут оказаться источником высоких накладных расходов в телекоммуникационном бизнесе, где необходимо быстро выводить на рынок продукты и услуги. Как результат, 87% операторов связи заявили, что планируют увеличить в 2012 году использование готовых бизнес-приложений. Они рассчитывают, что снижение совокупной стоимости владения позволит выделять больше средств на поддержку роста бизнеса.

72% респондентов в 2012 году планируют значительно обновить или заменить CRM-системы. Любопытно, что в регионе EMEA 45% опрошенных поставщиков услуг связи для реализации функций CRM используют 15 или более бизнес-приложений. В России, как оказалось, системы оптимизированы лучше: лишь 20% операторов используют для построения CRM столь большое число решений.

Не всякий мультисорсинг полезен

Компании постепенно уходят от крупных аутсорсинговых контрактов с единственным поставщиком. Мультисорсинговый подход становится все более распространенным. 40% ИТ-директоров, опрошенных Harvey Nash, заявили о планах расширить привлечение нескольких партнеров для реализации аутсорсинговых проектов.

Мультисорсинг позволяет компаниям избежать распространенных ловушек, связанных с длительными контрактами и зависимостью от партнера. Взамен от заказчика требуются гораздо большие усилия по управлению поставщиками услуг. Если ему не удается координировать усилия партнеров, проекту наносится серьезный ущерб.

Однако эксперты предупреждают, что мультисорсинг не всегда является оправданным. Например, небольшие контракты разбивать между несколькими поставщиками не стоит. Зачастую при заключении договора от аутсорсера требуются стартовые инвестиции. Если объем сделки будет недостаточно велик, поставщик откажется от сделки как от малоприбыльной.

Кроме того, имеет смысл оценить количество компаний, обладающих необходимыми навыками для оказания услуг требуемого качества. Если их число сильно ограничено, то мультисорсинг не будет лучшим выходом. Здоровой конкуренции между партнерами — одной из главных идей мультисорсинга — достигнуть в таких условиях все равно не получится.

SMB надеются на облака

Более половины владельцев российских компаний SMB считают, что в ближайшем будущем облачные платформы станут основой ИТ-инфраструктуры их компаний. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Microsoft, в немалой степени предприниматели связывают успех своего бизнеса с развитием ИТ. Несмотря на то что вопросы безопасности вызывают у них беспокойство, значительное их число уверено, что облака смогут преобразить бизнес-ландшафт. Половина руководителей компаний возлагают на них большие надежды и считают, что в будущем они станут нормой для SMB.

Результаты исследования в целом подтверждают, что для SMB облако перестало быть чем-то из мира фантастики. Тем не менее 41% участников исследования утверждают, что получают недостаточно информации об облачных технологиях и их преимуществах. Очевидно, задача провайдеров состоит в том, чтобы продолжать популяризировать облака, объясняя предпринимателям их перспективы для бизнеса.

Важнее безопасности

У облачных вычислений существует несколько болевых точек, и безопасность — далеко не главная. Как утверждают в Frost & Sullivan, вопросам безопасности данных в облаке уделяется излишнее внимание. Безусловно, безопасность сохранит актуальность еще долгое время. Но специалистов, занимающихся внедрением облачных решений, сейчас больше должна заботить интеграция данных между традиционными и SaaS-системами. Другая проблема — это обеспечение миграции данных при смене провайдера. Как резюмируют аналитики, эти две проблемы гораздо важнее — именно они являются стратегическими при определении принципиальной возможности использования облаков в том или ином бизнесе. Вопросы же безопасности в большинстве случаев вторичны.

Планшет не конкурент ноутбуку

Ноутбуки остаются самыми популярными мобильными устройствами топ-менеджмента. Почти 98% руководителей компаний, опрошенных Frost & Sullivan, владеют по крайней мере одним ноутбуком. Кроме того, 75% из них имеют один планшет, а 20% — два и более. И все же, по сравнению с результатами 2009 года, популярность планшетов радикально возросла. Популярность смартфонов в качестве исключительно рабочего инструмента, наоборот, снизилась.

Высокая ответственность и требования к доступности предопределяют важнейшее требование к «офицерским» устройствам: руководителям высшего звена важно, чтобы они были надежными. Прочие характеристики явно вторичны по значимости. С 2009 года устройства Dell остаются наиболее популярными среди ноутбуков, а среди планшетов практически нет конкурентов у iPad.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF