По окончании форума «Интеграция корпоративных прикладных систем 2011», организованного Агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, мы разговорились с Юлией Вагнер, начальником отдела технической поддержки компании «Бизнес-Консоль», модератором дискуссии «От интеграции к бизнес-процессам или наоборот?», о значении подобных конференций для их посетителей. В целом мы оба были согласны с тем, что в части приобретения новых знаний их эффект невелик. Существенно большее значение они имеют именно как площадки для свободного обмена мнениями и — в еще большей степени — как индикаторы проблем.

Упомянутая дискуссия в очередной раз подтвердила, что значительная часть проблем, возникающих в работе ИТ-департамента, связана с недостаточной подготовкой ИТ-менеджеров, как ни странно, именно в области менеджмента. Происходит так потому, что руководство и сотрудники предприятия отводят этому подразделению роль сервисной структуры, не оказывающей существенного влияния на создание ценности для потребителя. В этой ситуации и развитие управленческих компетенций уходит на второй план.

Оставим за рамками обсуждения сознательные попытки представителей ИТ-подразделений придать своей деятельности больший вес. Те, кто искренне заинтересован в успехе общего дела, задавая вопрос, как убедить бизнес в необходимости внедрения новых ИТ, расписываются в непонимании того, что единственным аргументом в пользу развития ИТ-поддержки бизнеса является решение его задач. Любая активность в этом направлении должна строго соответствовать целям организации. Кроме того, прежде чем пытаться решить проблему за счет дополнительной автоматизации, следует убедиться в том, что эту проблему нельзя решить иными, возможно менее затратными способами. В наибольшей степени это касается проектов в области управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM).

Здесь возникает масса недоразумений. Дискуссия подтвердила, что до сих пор многие сотрудники ИТ-департаментов смешивают реализацию управленческой концепции управления бизнес-процессами с внедрением специализированного ПО для ее поддержки или по крайней мере с использованием нотации BPMN. Между тем, как отметил в ходе обсуждения Анатолий Белайчук, президент компании «Бизнес-Консоль», там, где в исполнении бизнес-процессов большую роль играют люди, вопросы автоматизации отходят на второй план, первичными в этом случае становятся бизнес-потребности и структура бизнес-процесса.

Можно выстроить иерархию целей организации и определить в ней место ИТ-департамента. Первыми по значимости, безусловно, окажутся цели, связанные с улучшением финансовых показателей, — организация стремится увеличить доходы, снижать издержки и оптимизировать управление активами. Источником финансового успеха являются клиенты организации. Необходимо определить, что и каким образом она может им предложить, чтобы реализовать свои финансовые планы.

В свою очередь, предложение новой потребительской ценности потребует усовершенствования уже имеющихся бизнес-процессов или внедрения новых. «Не продукты, а процессы их создания приносят организациям долгосрочный успех», — писали авторы концепции реинжиниринга. Здесь в полной мере возникает необходимость использования достижений в области BPM, при этом речь не идет об автоматизации — в идеале любой бизнес-процесс должен быть предварительно протестирован в ручном режиме. И наконец, чтобы усовершенствовать бизнес-процессы, необходимо их автоматизировать, а еще требуются подготовка персонала и развитие культуры бизнеса. Если руководители ИТ-департаментов будут учитывать эти причинно-следственные связи в своей работе, то значительная часть проблем сойдет на нет.