«Готовую аналитическую модель перенести в новое ПО можно существенно быстрее, чем создавать ее с нуля», Денис Лозовой, начальник планово-экономического управления компании «Петроэлектросбыт»

Как показывает опыт российских компаний, свободное ПО может успешно применяться для поддержки основных и вспомогательных бизнес-процессов наравне с проприетарным

Концепция свободного программного обеспечения является одной из наиболее коммерчески содержательных идей экономики услуг. Создавая привлекательное и абсолютно бесплатное программное обеспечение, разработчики формируют поляну для сбора доходов от деятельности по сопровождению и кастомизации этих приложений. Это не возбраняется всеми видами лицензий на СПО и, что не менее важно, предполагает абсолютно добровольное участие всех заинтересованных сторон.

Действительно, в отличие от проприетарного ПО, где у потребителя просто нет иного пути, в случае свободного ПО (СПО) пользователь всегда имеет возможность самостоятельно покопаться в исходных кодах. Рост доходов вендоров СПО сдерживается множеством факторов, в первую очередь очевидным при данном способе разработки вопросом о том, кто будет отвечать за ошибки, и, в немалой степени, более высокими требованиями к квалификации пользователей.

BI САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Одной из важнейших задач планово-экономического управления компании «Петроэлектросбыт» является расчет себестоимости каждого из ее бизнес-направлений, например работы с потребителями электроэнергии, приема платежей и т. д. На основании этих расчетов оценивается их рентабельность.

В качестве методологии оценки себестоимости в компании используется учет затрат по видам деятельности (activity based costing, ABC). По словам Дениса Лозового, начальника планово-экономического управления компании «Петроэлектросбыт», при внедрении данной методологии компания не прибегала к услугам внешних консультантов. Сотрудники разобрались в ней самостоятельно, провели необходимый анализ деятельности компании, в частности, построили систему коэффициентов распределения затрат и реализовали модель ABC в Microsoft Excel. В ходе построения модели анализировался состав операций, выполняемых каждым подразделением, строились коэффициенты распределения затрат, при этом формальное описание бизнес-логики (системы бизнес-процессов) не делалось.

По мере развития модели значительно возрос объем хранящихся данных, и поэтому стало сложнее организовать их хранение в таблицах Excel. В качестве первых вариантов специализированных приложений рассматривались Cognos и Infor, поскольку, во-первых, имелся опыт работы с этими продуктами и, во-вторых, их доля на рынке была весьма значительной, что гарантировало возможность организовать техническую поддержку в будущем. Но эти продукты были сочтены слишком «тяжелыми», а их функциональность избыточной с точки зрения потребностей компании. Кроме того, избыточная функциональность определяла высокую цену приобретения лицензий и работ по настройке и техподдержке.

С продуктом Jedox Palo компанию познакомили специалисты компании «Корус Консалтинг», опыт общения с ними уже имел Лозовой. Первые попытки компании работать с Jedox Palo относятся к 2007 году. Имевшаяся на тот момент версия 1.5 имела серьезные ограничения, в следующей версии эти ограничения были устранены, что дало возможность перенести модель ABC в Palo.

Возможности приложения позволили выполнить собственными силами все работы, связанные с его внедрением и дальнейшим сопровождением, правда, сотрудники партнера по внедрению провели двухдневный цикл обучения для сотрудников подразделения. Все необходимые адаптации Palo к нуждам компании, за исключением написания формул для расчетов, удалось выполнить путем настроек в графическом интерфейсе без модификации кода. Кроме того, продукт хорошо документирован, на сайте разработчика есть видеоинструкция и форум пользователей.

«Использование СПО предполагает наличие в компании программиста, который хорошо в нем разбирается на уровне кода», Михаил Орлов, председатель совета директоров компании «Руна»

Успеху работ способствовали два фактора. Во-первых, специалисты финансовой службы имели хорошую подготовку в области использования ИТ-инструментов. При отборе персонала в это подразделение выдвигаются требования хорошей экономической, математической и компьютерной подготовки. Во-вторых, сроки окончания работ не были обозначены, поскольку, с одной стороны, результаты реализации модели ABC в Excel вполне устраивали, а с другой стороны, в компании имелся ряд более приоритетных проектов.

На перенос модели ушло около двух месяцев. Быстрому переносу данных способствовало наличие готовой модели в Excel со списком измерений, элементами измерений, формулами и т. д., а также хорошей интеграции Palo и Excel. Сейчас идет процесс развития. Расходы, связанные с этими работами, по словам Лозового, в основном свелись к закупке нового оборудования (сервера для Jedox Palo). Когда эксперименты на рабочей станции показали, что система работоспособна (результаты, полученные с помощью Palo, совпадают с результатами вычислений в электронных таблицах, кроме того, доступен многопользовательский режим), она была перенесена на новый сервер. Данные в Palo загружаются из других информационных систем через таблицы Excel, при этом Palo можно рассматривать и как промежуточный шаг к реализации BI на основе коммерческих продуктов: готовую модель перенести в новое ПО можно существенно быстрее, чем вести создание с нуля.

ПОДДЕРЖКА ПЕРСОНАЛА

Организационный капитал компании объединяет такие понятия, как культура бизнеса, лидерство, работа в команде, управление знаниями и т. д. Развитию этого важнейшего стратегического актива очень часто отечественные руководители и ИТ-директора не уделяют внимания. Тем интереснее пример пристального внимания к этим проблемам в консалтинговой группе «Руна». Для ИТ-поддержки и развития организационного капитала здесь используют свободное ПО. С его помощью были зафиксированы знания о системе бизнес-процессов компании и реализованы инструменты для внутреннего общения сотрудников.

Управление данными

По словам Михаила Орлова, председателя совета директоров компании «Руна», развитие внедренной для учета рабочего времени системы управления потоками работ RunaWFE, созданной на базе СПО-решения JBPM, в частности ее распространение на основной бизнес, потребовало создания системы управления данными, которая позволяла бы управлять их потоками и хранением. Необходимо было наладить хранение метаданных, например, описания бизнес-сущностей, таких как рабочий график сотрудника, индивидуальные сдвиги графика, поощрительные отгулы, периоды отпусков и т. д. Также требовалось создать хранилище данных.

На этапе постановки задачи структура данных была описана с помощью диаграмм UML. Эта нотация стала в компании универсальным языком, понятным как постановщикам задач, так и разработчикам. Для организации хранилища было принято решение использовать систему с открытым кодом Alfresco. Традиционно она позиционируется как система управления контентом для организаций и в основном ориентирована на хранение документов. В частности, поддерживается множество версий, есть возможность расширенного описания документов и их взаимозависимости и т. д. Этого хватало для реализации диаграмм классов UML, что в конце концов и требовалось для решения поставленной задачи.

Существенным плюсом Alfresco является тот факт, что это настраиваемая система, имеющая платный и бесплатный варианты, ее внедрение в компании можно осуществить только за счет настроек, практически без доработки кода. Это хорошо документированная система, даже в открытом варианте. Также существует ряд форумов, где обсуждаются проблемы ее внедрения и эксплуатации. Разработчики за несколько месяцев разобрались в этой системе и адаптировали под нужды компании структуру данных.

«Необходимость глубоко разобраться в нескольких технологических платформах не рассматривалась нами как препятствие», Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас»

Сегодня завершается интеграция RunaWFE с Alfresco. На текущий момент в этой системе можно не только описать данные, но и получить некоторые обобщающие отчеты. В июле планируется завершить все работы. Если проект будет успешным, Alfresco планируется использовать как хранилище для поддержки основного бизнеса. Разработка ведется группой внешних разработчиков под руководством сотрудника компании, который выполняет функции бизнес-аналитика. Интересно, что помимо материальных соображений разработчики в значительной степени мотивированы тем, что осуществляется разработка именно СПО — результат заведомо будет опубликован на Sourceforge.

Поскольку учет рабочего времени тесно связан с необходимостью решения финансовых вопросов, была реализована передача данных из Alfresco в бухгалтерское ПО на платформе «1С» восьмой версии. Для интеграции приложений в компании используется ПО промежуточного слоя собственной разработки — «общая шина», фактически представляющая собой почтовую службу для приложений. В соответствии с установленным регламентом Alfresco по шине отсылает в бухгалтерское приложение сообщение, содержащее файл с порцией обновленных данных.

Управление общением

Внедрение MediaWiki — СПО-решения на базе PHP, использовавшегося при создании «Википедии», подразумевало охват двух задач. Во-первых, в компании не хватало относительно простой в эксплуатации системы публикаций внутренних сообщений. Сотрудники должны были иметь возможность не только читать обо всех событиях в компании, но и писать о них (время от времени встречаются уникальные задачи, требующие совместного неформального обсуждения сотрудниками). Во-вторых, назрела потребность модернизировать сайт компании, написанный практически целиком на HTML — необходимо было преобразовать его в систему управления контентом (Content Management System, CMS). Анализ принципов построения MediaWiki показал, что они соответствуют понятию CMS. В частности, с помощью MediaWiki можно хранить все версии страниц, что серьезно облегчает совместную работу. В настоящее время весь сайт основан на этом решении. Как отмечает Орлов, MediaWiki в первую очередь используется как инструмент публикации и сбора информации, в частности применяется для проведения внутренних опросов и поддержания новостной ленты. Благодаря сквозной авторизации на основе Active Directory сотрудники могут явно присутствовать в MediaWiki, но, используя специальные интернет-терминалы, высказаться можно и анонимно.

Уже после внедрения решения выяснилось, что вести дискуссии на ее основе можно, но требуется высокая ИТ-культура — следует изучить язык разметки и придерживаться ряда соглашений при его использовании. В то же время необходимость наличия форума была очевидной. В прошлом году после анализа различных решений выбор пал на phpBB. После доработки, в частности подключения к сквозной авторизации и удаления ряда лишних для компании элементов, этот инструмент был запущен в промышленную эксплуатацию. Средствами phpBB была реализована возможность проводить закрытые дискуссии в небольших коллективах, что очень важно для проектных групп. Что касается модерирования форумов, то эта часть работы отводится их создателям.

Каждый день этими инструментами пользуются сотни человек. На форумах обсуждаются не только рабочие вопросы, но и темы социального характера. «Сотрудники все равно тратят некоторую часть рабочего времени на присутствие в различных информационных средах, — отмечает Орлов. — Будет лучше, если это окажется корпоративная среда — сотрудники лучше узнают друг друга, наладят неформальные связи. Результатом станет сплочение команды».

Для технической поддержки этих систем в ИТ-департаменте есть штатный специалист. «Использование СПО предполагает наличие в компании программиста, который хорошо в нем разбирается на уровне кода. В противном случае будут велики риски при сбое программ», — поясняет Орлов.

Прагматический подход предпочтителен

Так считают участники дискуссии, развернувшейся на портале GlobalCIO (http://www.globalcio.ru/workshops/41/).

Дмитрий Шиндин, начальник отдела ИТ отделения Сбербанка России № 2612:

Тема сравнения проприетарного и свободного ПО — это религиозная война с историей не в один десяток лет, в том числе применительно и к корпоративным системам. Истины в этом вопросе нет и быть не может хотя бы потому, что производственные процессы на металлургическом предприятии, в банке и, скажем, в аптечной сети разные. Даже в рамках одной отрасли могут быть существенные отличия в компаниях. Учитывая это, позиция «к сосуществованию свободного и проприетарного ПО следует подходить прагматически — принимать решение взвешенно» выглядит беспроигрышной.

Однако я лично знаком с коллегой по ИТ-цеху, который, будучи убежденным сторонником свободного ПО, сумел экономически обосновать руководству и таки воплотить в жизнь свою мечту: на 90% отказаться от проприетарного ПО в рамках своего завода (около 3 тыс. сотрудников, порядка 500–600 рабочих станций). Оставшиеся 10% — это «1С», запускаемая бухгалтерией на тонких Linux-клиентах через Wine. И все это — благодаря энтузиазму моего коллеги, убедительности и некоторому фанатизму. Это я к тому, что различия между компаниями в этом плане — различия между ИТ-кадрами. Ведь если CIO никогда в жизни, например, не входил в каталог /etc, то вряд ли он будет отстаивать перед руководством экономическую выгоду ПО с открытыми кодами.

Константин Радченко, директор по ИТ Межрегионального вексельного центра «Северсталь»:

Однозначно склоняюсь к тому, что «к сосуществованию свободного и проприетарного ПО следует подходить прагматически», но считаю необходимым к перечню критериев добавить еще и степень зрелости самого СПО. По моим наблюдениям, СПО занимает свою нишу в инновационном цикле освоения софтверными компаниями различных областей автоматизации человеческой деятельности. Очень показательный пример — Microsoft Office и OpenOffice. К тому моменту, когда Microsoft Office стал зрелым продуктом с развитой функциональностью, этим продуктом пользовался буквально весь мир. Всем стало понятно, как его применять, где его применять и что имеющихся кнопочек достаточно — новых уже не нужно. Проблема для пользователей заключалась только в том, что за Microsoft Office нужно было платить, а для остальных производителей ПО — что Microsoft стал угрожать самому их существованию. Вот тогда-то и появилась бесплатная альтернатива в виде OpenOffice, практически полностью повторявшая функционал Microsoft Office, что с моей точки зрения решило множество проблем для индустрии в целом и для ПК-пользователей в частности. Если рассматривать вопрос комплектации типового рабочего места, то нет никаких сомнений в целесообразности установки Open Office. Надежно, понятно, привычно, дешево!

НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ…

Несколько лет назад подразделение оптовых продаж компании «Адамас» выступило с инициативой принципиально обновить ИТ-поддержку своей работы. Была внедрена информационная система SugarCRM, адаптированная к сложившейся в подразделении системе бизнес-процессов.

Как рассказывает Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас», у бизнес-заказчика сложилось впечатление, что имевшийся на тот момент уровень ИТ-поддержки процессов взаимодействия с клиентами не соответствует возможностям, которые предлагает рынок. Отчасти этому способствовала проводимая тогда активная рекламная компания Microsoft CRM. Заказчиком проекта был отдел оптовых продаж — стабильный коллектив менеджеров, работавших вместе более десяти лет, опытных, отлично знающих рынок. За много лет в отделе сложилась собственная схема взаимодействия с клиентами. Движение продукции и денежных средств отслеживалось через набор отчетов из учетной системы, а досье на клиентов и записи о взаимодействии велись в основном в Excel по принципу дневника. Менеджеры подразделения высказали пожелание организовать единый пользовательский интерфейс ко всем необходимым данным, в том числе из других информационных систем.

На тот момент ИТ-подразделение уже три года работало по инсорсинговой схеме как хозрасчетный сервисный центр в составе компании. Служба генерального заказчика в структуре компании отсутствовала, заказчиками были непосредственно три производственных и два розничных дивизиона, а основной задачей ИТ-службы было не централизованное развитие корпоративной ИТ-архитектуры, а удовлетворение потребностей заказчиков. Адмиральский считает, что в подобной ситуации инициатива могла исходить только от бизнеса: «Бизнес отвечает за финансовые результаты деятельности, а мы удовлетворяем его потребности». Следует отметить, что с ноября 2008 года в связи с кризисом хозрасчетные отношения в компании были свернуты.

В ходе анализа предлагаемых рынком решений специалисты быстро убедились, что связанные с CRM процессы хорошо формализованы и стандартизованы, а заложенные в них бизнес-модели позволяют обеспечить ИТ-поддержку большинства процессов, связанных с управлением отношениями с клиентами. Изучив немногие на то время коммерческие решения, ИТ-подразделение пришло к выводу, что они либо избыточны для компании по масштабу, либо требуют существенной кастомизации. Кроме того, хозрасчетные отношения не позволяли тратить деньги без четкого представления об окупаемости, а подробного представления о требуемой функциональности на тот момент еще не было. В результате было решено для начала, используя СПО, построить макет своей CRM-системы, отработать на нем взаимодействие, после чего рассматривать коммерческие решения с более точным представлением о потребностях. Время подтвердило правильность этого подхода — в ходе макетирования требования заказчика несколько раз существенно менялись.

В распоряжении Адмиральского были хорошо подготовленные ИТ-специалисты, прошедшие отличную школу разработки и поддержки учетной системы компании на платформе Oracle. Необходимость глубоко разобраться в нескольких технологических платформах не рассматривалась как препятствие.

Основные работы велись под руководством высококвалифицированного аналитика, имеющего большой опыт взаимодействия с бизнесом, отлично знающего операционные бизнес-процессы и пользовавшегося доверием со стороны бизнеса. Все работы осуществлялись в тесном взаимодействии с бизнесом. Необходимо отметить также, что работы по созданию макета в SugarCRM не оформлялись как коммерческий проект. Предполагалось, что затраты на макетирование войдут в стоимость коммерческого решения, которое будет выбрано позже.

Наиболее значимым этапом работ был перенос знаний менеджеров в CRM-систему. Бизнес-процессы подразделения не менялись существенно в ходе внедрения. «Свою систему бизнес-процессов в оптовой торговле компания считает эталонной», — говорит Адмиральский. Система SugarCRM оказалась очень гибкой и удобной для адаптации к существующей модели бизнеса. Для переноса в нее знаний были выделены ключевые пользователи, обладающие авторитетом в команде менеджеров. По их спецификациям формировался набор данных, которые необходимо было хранить. Аналогичным образом формировался набор отчетов.

По завершении макетирования было принято решение о нецелесообразности немедленного перехода на другую систему для ИТ-поддержки отдела оптовых продаж, поскольку SugarCRM оказалась вполне адекватной потребностям бизнеса.

По мере эксплуатации у заказчика начали появляться потребности, не решаемые путем настройки параметров системы, и Адмиральский начал искать партнеров для дальнейшего развития. В конце концов была найдена компания в Белоруссии, имеющая представительство в Москве. Обновления появляются регулярно, а возникающие вопросы практически всегда разрешаются при поддержке украинского сообщества.