На каждом этапе развития информационных технологий возникают новые возможности для внедрения инноваций и более эффективного ведения бизнеса. Своими мыслями о том, что потребуется от CIO в эпоху облачных вычислений, что делать с унаследованными ИТ-ландшафтами и как облегчить управление информационными системами и сервисами, делится Андрей Кутуков, директор департамента программных решений НР в России.

 

Сегодня много говорят о развитии новой эры ИТ, в которой ключевую роль играют облачные вычисления. Вы поддерживаете эту точку зрения?

Наиболее перспективные тенденции развития информационных технологий, которые сегодня отмечают многие игроки ИТ-рынка, — это растущая мобильность, связь и постоянное увеличение объемов информации. Согласно аналитическим данным, в ближайшее десятилетие будет создано порядка 50 трлн Гбайт данных: 25 млн приложений, 4 млрд пользователей интернет-ресурсов, 31 млрд устройств, подключенных к Интернету. Все это будет способствовать созданию новых видов услуг, предоставляемых в режиме реального времени через облако.

Почему мобильность и облачные вычисления — это связанный тренд? Если посмотреть на то, как потребляются услуги, то станет очевидно, что все больше услуг мы получаем через мобильные телефоны. Трафик данных в сотовых сетях вырос многократно, при этом его увеличение в основном идет за счет сервисов, которые уже сейчас являются облачными: социальные сети, коммуникаторы, словари, карты навигации, электронная почта и пр. Живой пример облачного сервиса для потребительского рынка: вы заходите в некий виртуальный магазин и скачиваете из него те услуги и сервисы, в которых нуждаетесь. Но как быть с корпоративным рынком, который, с одной стороны, нуждается в мобильности для обеспечения темпов развития, а с другой — предъявляет принципиально более высокие требования к безопасности и надежности и вдобавок обладает огромным портфелем унаследованных сервисов и систем?

Мы живем в мире постоянных перемен, и скорость реакции на происходящие вокруг нас события имеет большое значение. В связи с этим меняются требования к технологической оснащенности предприятий. ИТ-службы должны моментально, гибко, соблюдая все требования безопасности, реагировать на быстро меняющиеся потребности предприятий и организаций, предоставляющих услуги заказчикам и гражданам. Предприятия должны становиться инновационными и предоставлять услуги в любой точке земного шара, в любое время, быстро, удобно и безопасно. Как этого добиться?

С наступлением эры облачных вычислений CIO должны хорошо понимать, какая модель наиболее приемлема для их предприятия и как ее можно использовать наиболее эффективно. Поскольку сегодня у многих компаний существует потребность в использовании как традиционной модели ИТ, так и облачных вычислений (публичное или частное облако) и им необходимо трансформировать существующую инфраструктуру и приложения для облачной модели, то возникает необходимость в гибридной модели, которая позволила бы обеспечить эффективное управление гетерогенными ИТ-системами, независимо от того, где они находятся и какой парадигме соответствуют.

На смену старому «зоопарку» ИТ-архитектур и систем пришел новый, но еще более сложный, которым непонятно как управлять. Что с этим делать?

Несмотря на новые сложности всем этим «зоопарком» надо и можно управлять. Если CIO — поставщик услуг, то для бизнеса неважно, откуда эти услуги берутся. Должен существовать каталог всех сервисов, необходимых бизнесу, вне зависимости от способа их предоставления. Правда, рассчитать стоимость приобретаемых облачных активов бывает не всегда просто.

Вопрос управления чрезвычайно важен, покупка инфраструктуры и готовых сервисов на стороне может быть очень интересна, но необходимо также учитывать экономическую составляющую их приобретения. В кризис практически любые расходы стало принято обосновывать, и после кризиса это правило у бизнеса не только сохранилось, но и вошло в привычку.

Какими компетенциями в условиях новой модели должен обладать CIO, чтобы в море новых решений и возможностей чувствовать себя комфортно?

Еще с появлением ITSM мы начали говорить о новой роли CIO как поставщика сервисов для бизнеса. С развитием аутсорсинга услуг и появлением облачной парадигмы эта роль продолжила трансформироваться. Сейчас это роль брокера ИТ-услуг для развития бизнеса компании: CIO должен хорошо разбираться в потребностях бизнеса, способствовать его развитию посредством внедрения инноваций, быстро реагировать на появляющиеся возможности и эффективно поддерживать конкурентоспособность своей организации.