Недавно аптечной сети «36,6» исполнилось 13 лет. О том, какое место отводит в ней информационным технологиям руководство компании, рассказывает Валерия Солок, генеральный директор аптечной сети «36,6».

 

Насколько, на ваш взгляд, бизнес вашей компании зависит от ИТ?

Приведу пример. И 2007-й, и 2008-й годы прошли для розничной сети аптек «36,6» под знаком кризиса из-за плохой интеграции ИТ-продукта. Незадолго до этого, в 2005–2006 годах, компания активно приобретала региональные розничные сети. Когда стало понятно, что эти сети основаны на разных принципах управления и в них применяются разные подходы к учету и аналитике, было принято решение об их интеграции на основе единой ИТ-платформы. Для этого был выбран продукт Oracle Retail.

Уже на стадии интеграции выяснилось, что эта система не поддерживает партионного учета. Поскольку к тому времени почти половина компании уже была переведена на этот продукт, большая часть бизнеса практически перестала управлять своими товарными остатками. Как только компания приостановила продажи — встали платежи и поставщики приостановили поставки. ИТ-консультанты пытались выровнять ситуацию, дописывая систему, чтобы обеспечить возможность ведения партионного учета. В результате удалось восстановить управление остатками, но оказалась раскоординирована работа блоков, купленных под Oracle Retail, что не позволяло интегрировать с этой системой программы финансового, товарного учета и пр.

Дальше произошел обвал: банки попросили вернуть им кредиты, а поставщики прекратили отгружать товары. За год мы потеряли 40% клиентов, существенную долю рынка, потому что те поставщики, которые хотя и рисковали, но продолжали поставлять нам товар, выполняли поставки по таким ценам, что продавать его дальше было невозможно. Вот такая ИТ-зависимость.

Как удалось взять ситуацию под контроль?

Я пришла в компанию в сентябре 2009 года. Мы начали антикризисные мероприятия, которые завершились в 2010 году: провели работу по реструктуризации задолженности как по товарам, так и по финансам. Но главное — мы изменили подход к информационному обеспечению нашей компании, логике и архитектуре получения информации. Дело в том, что мы не могли тиражировать Oracle Retail по филиалам в том виде, в котором он у нас был. В результате Москва и область работали на Oracle Retail, а региональные аптеки — под управлением своих прежних, в основном самописных, систем.

Первое, что мы сделали, — опираясь на общее хранилище данных, настроили единую аналитику. Сейчас мы последовательно переводим аптеки на Oracle Retail, чтобы все они работали в едином формате. Параллельно мы занимаемся автоматизацией и централизацией процессов, связанных с закупкой товаров, формированием ассортиментной и ценовой матрицы, процессов управления персоналом и пр.

Помимо Oracle Retail мы применяем еще одну, отдельную, систему, у которой очень высокий приоритет во внедрении и развитии, — это Microsoft SharePoint. Через нее осуществляется интеграция всех процессов компании в единое информационное пространство, производится постановка конкретных задач профильным подразделениям, включая аптеки. Другими словами, каждая аптека ежедневно получает задачи, связанные с ее непосредственной деятельностью.

Какая задача сейчас стоит перед ИТ-подразделением вашей компании? И как вы выстраиваете диалог с ним?

Компания развивалась с большим отрывом от конкурентов, но из-за двухгодичного кризиса мы упустили долю рынка, потеряли фору, которую имели. Поэтому сейчас наша задача — вернуть преимущество, используя ИТ-решения.

Для более качественного управления бизнесом нам нужна принципиально новая ИТ-история, нужен ИТ-прорыв, поэтому неудивительно, что именно ИТ-директор в нашей компании выступает абсолютным драйвером бизнеса с точки зрения идей: он придумывает для бизнеса те решения, которые бизнес сам бы для себя не придумал. Это самое результативное сотрудничество: когда ИТ-дирекция, понимая задачи и приоритеты бизнеса, сама придумывает возможности по оптимизации бизнес-процессов. В частности, наш ИТ-директор является руководителем комитета по издержкам, который никогда ранее в компании не возглавлялся руководителем обслуживающего подразделения. На этой позиции ИТ-директор лучше понимает, какими средствами автоматизации можно еще больше сократить издержки компании.