По мнению экспертов, дальнейшая динамика развития рынка FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса) будет определяться темпом роста издержек производителей — цен на энергоносители и сырье, расходов на оплату труда и т. п.

По оценке Росстата, рост цен на продукты питания в 2010 году составил 12,9%. В 2011 году этот показатель может достичь 20%, а рост пенсий и средней заработной платы вряд ли превысит 9–10% в годовом исчислении. Поэтому, несмотря на преодоление пика кризиса, компании сектора пока еще с осторожностью воспринимают происходящие экономические процессы. При этом эксперты все-таки полагают, что возможно увеличение темпов роста на фоне восстановления потребительского спроса.

Год прошедший и ожидания

Прошедший год был отмечен консолидацией в сегментах напитков и производства молочных продуктов: компании PepsiCo и Coca-Cola приобрели крупнейших российских производителей «Вимм-Билль-Данн» и «Нидан Соки» соответственно, а французский холдинг Danone поглотил компанию «Юнимилк».

Иностранные компании продолжают завоевывать российский рынок — компания ZUEGG, специализирующаяся на производстве фруктовых полуфабрикатов для молочной и кондитерской промышленности, открыла первый завод на территории России в Калужской области. В 2011 году ожидается увеличение притока иностранных инвестиций в российский рынок пищевой промышленности, о чем уже заявили такие компании, как Nestle, Heinz, Unilever, Danone, Kraft, Lotte Confectionery, Mars, Kellogg, Cargill, Coca-Cola, PepsiCo и другие.

На рыночной ситуации отражается и законодательная активность, которая по-прежнему несколько сдерживает конкуренцию со стороны иностранных компаний. Это и закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, который изменил способы взаимодействия производителей и продавцов, существенно осложнив его схемы, и инициативы в области таможенного регулирования, и некоторые другие изменения. Замена с 2010 года ЕСН социальными страховыми взносами и повышение тарифов взносов с 26% в 2010 году до 34% в 2011-м нанесли серьезный удар по компаниям малого и среднего бизнеса. Государство разносторонне участвует в регулировании рынков. Разработана и утверждена целевая программа «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011–2013 годы», в рамках которой федеральные средства (17,64 млрд руб.) будут направлены на строительство новых заводов, реконструкцию и модернизацию действующих предприятий, проведение научно-исследовательских разработок в области сыроделия и маслоделия.

Основным фактором, повлиявшим на рост цен в секторе за прошедший год, по мнению экспертов, было подорожание сырья и материалов. Значительно выросли в цене плодоовощная продукция (картофель и овощи — в 2 и 1,5 раза соответственно), крупы и бобовые (гречиха из-за скачка цен сельхозпроизводителей, роста цен поставщиков и ажиотажного спроса подорожала в 2,6 раза — по данным МЭР РФ), масло подсолнечное (в связи с ростом цен на подсолнечник и подорожание импорта из стран СНГ), сахар, молоко и молочная продукция. Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия подорожали незначительно, несмотря на высокий рост цен на сырье, сдерживаемый местными администрациями. В среднем, начиная с августа 2010 года, цены увеличивались почти на 1% ежемесячно.

На мясо птицы цены росли умеренно в связи с высокой насыщенностью рынка (около 600 компаний-прозводителей), в том числе за счет поставок более дешевого импорта (возобновление поставок из США). Выход из ситуации производители видят в снижении затрат путем развития логистики, а также в дополнительных целевых субсидиях государства на корма. Платежеспособный спрос населения на мясосодержащие продукты по-прежнему будет постепенно смещаться в сторону покупок натурального мяса, обеспечив рост в 2011 году на 12%.

По данным VETRA-Marketing, в 2010 году рост рынка замороженных полуфабрикатов в натуральном выражении составил около 3%, и ожидается некоторое замедление темпов роста в натуральном выражении. Общей тенденцией второй половины 2011 года, а также 2012-го станет активный вывод на рынок новинок.

Отрицательное влияние на деятельность компаний, по мнению некоторых производителей, оказывают торговые сети: консолидация розничного рынка возросла, усилилось давление сетей на производителей, и наиболее эффективной формой сотрудничества с ними становится выпуск продукции под частными торговыми марками розничных сетей.

Задачи и подходы

К задачам, которые сегодня стоят перед компаниями сектора, эксперты относят оптимизацию логистики в широком смысле, сокращение издержек на транспортировку продукции, вывод на рынок новых продуктов и расширение ассортимента для привлечения новых покупателей, а также выход на региональные рынки и диверсификацию бизнеса. Выход же на региональные рынки, по мнению экспертов, ограничен неразвитой региональной инфраструктурой, сложностью организации логистики и наличием административных барьеров на местном уровне.

Рассчитывая на благоприятный сценарий развития (а он обещает увеличение темпов роста в среднем на 10%), часть компаний реализуют проекты расширения производства, чтобы иметь возможность своевременно удовлетворить спрос потребителей и укрепить свое положение на рынке, другие же модернизируют существующее с целью повысить качество производимой продукции и сократить расходы компании на текущий ремонт.

Эта тенденция особенно легко прослеживается в пивоваренной промышленности. В октябре 2010 года компания «САБМиллер РУС» объявила об открытии пивоваренного завода в Ульяновске, а в Перми открылся завод «Чешский пивовар». Лидеры отрасли осуществляют модернизацию предприятий, направленную на борьбу с издержками, повышение энергоэффективности, улучшение экологических параметров производства. Проекты реализованы на самарском заводе компании «Балтика», на заводе «Красный Восток — Солодовпиво» (EFES), на предприятии «Сибирская пивоварня Хейнекен», в саранском филиале «САН ИнБев».

Эксперты полагают, что решение задач, стоящих перед предприятиями сектора FMCG, будет непременно сопровождаться оптимизацией бизнес-процессов с одновременной их автоматизацией. Уже сегодня строительство новых предприятий сопровождается автоматизацией под ключ. Импортер и трейдер риса компания «Агро-Альянс» реализует проект автоматизации нового завода в Краснодарском крае, предполагающий автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия и комплексную автоматизацию производственных мощностей, включая интеграцию систем.

Представительские расходы

Перенос конкурентной борьбы за потребителя из центральных районов страны в регионы требует как корректировки маркетинговой стратегии, так и совершенствования системы дистрибуции. Последнее невозможно без полной и актуальной информации о том, в какие торговые точки уходит товар, в каком количестве, какова динамика продаж и т. д. Именно поэтому в 2010 году в компании «САНФРУТ-Трейд», одном из крупнейших региональных производителей соков (20 регионов), инициировали проект автоматизации управления продажами дистрибьюторов. Необходимо было обеспечить сбор и анализ данных по отгрузкам дистрибьюторам и дальнейшим продажам продукции в торговые точки в рамках единой информационной системы на базе Lawson e-Sales, а также оценку дистрибьюторов по KPI. К осени 2011 года планируется подключить к системе всех дистрибьюторов. Для увеличения вторичных продаж аналогичный проект реализуют и в группе компаний «Водочная Артель ЯТЬ».

В сегменте FMCG производители конкурируют на полке в торговой точке, и важно понимать не только ситуацию на площадке дистрибьюторов, но и мотивировать их по результатам работы непосредственно в торговых точках. Компания ABI Product, производитель мясных продуктов, автоматизирует дистрибьюторскую сеть, охватывающую более 60 регионов России, на базе системы автоматизации продаж «ST-Мобильная Торговля. Чикаго». Проект нацелен на повышение эффективности работы торговых агентов, оптимизацию сбора и консолидации информации, получение качественной аналитики по всем рынкам сбыта.

В компаниях сектора FMCG автоматизация мобильной торговли, по мнению экспертов, приобретает все большие масштабы и переходит в разряд повседневного инструмента совершенствования бизнес-процессов. Интеграция с ERP-cистемами позволяет оптимизировать внесение информации в базу данных, сократив затраты времени на введение и передачу информации, ежедневное планирование, стимулировать агентов на своевременное внесение и передачу информации. В компании Uniliver ведется серьезный проект автоматизации работы на выезде — работы мерчендайзеров, которая требует учета и контроля, — по модели SaaS. Развитие программных приложений, совершенствование переносных терминалов и мобильных принтеров позволяют внедрить много новых передовых процессов. Повышению экономической эффективности способствуют и системы идентификации и прослеживаемости на базе штрихового кодирования и радиочастотных меток (RFID).

Помимо автоматизации работы мерчендайзеров и торговли на выезде, повышению конкурентоспособности FMCG-компаний сможет помочь и электронный документооборот с поставщиками (EDI). В компании «САБМиллер РУС», подразделении пивоваренной компании SABMiller, располагающем заводами в Калуге, Владивостоке и Ульяновске, была внедрена система автоматизации управления первичными платежными документами поставщиков на базе продуктов SAP Document Access by OpenText (включая Archive Server by OpenText) и SAP Business Workflow. В результате появился единый стандарт обработки документов, платежные процессы полностью переведены в электронный вид, что позволило существенно сократить время обработки счетов (процесс оплаты ранее мог занимать до шести месяцев) и усилить контроль. При этом сократилось на 40% число сотрудников, вовлеченных в процесс обработки первичной финансовой документации.

Учет и контроль

Еще одно направление развития ИТ-систем компаний — внедрение и совершенствование учетных систем. Расширила применение системы Microsoft Dynamics NAV компания Royal Canin Russia (Mars/Masterfoods), производитель кормов для домашних животных. В 2009 году ERP-система была запущена в промышленную эксплуатацию на производстве в Дмитрове и в распределительном центре в Красногорске. Автоматизация ключевых областей бизнеса торговых филиалов (14 на всей территории России) осуществляется на базе этой же системы, являющейся корпоративным стандартом компании. При внедрении системы в Ярославле, Санкт-Петербурге и Красноярске осуществили ее интеграцию с продуктами «1С», системой управления мобильной торговлей, а также складскими системами. Единое информационное пространство создали на мясокомбинате «Павловская Слобода» за счет полнофункционального внедрения системы SAP ERP. «Маревен Фуд Сэнтрал», торгово-производственная компания, специализирующаяся на производстве и продвижении продуктов питания под брендами Rollton, BIGBON, RolRol и «Петра», расширяет функционал и развивает систему SAP ERP, внедренную в период кризиса в основном для качественного управления цепочкой поставок. В ходе проекта, рассчитанного на весь 2011 год, планируется стандартизировать учет, ускорить процесс закрытия периода и получения достоверной отчетности с целью оптимизации финансового учета и интеграции финансовых и логистических процессов.

Остается актуальной оптимизация финансовой сферы. И компании уделяют этим проектам немало внимания. Завершено внедрение системы финансового управления в компании «Белая Дача Трейдинг» на базе IBM Cognos. Проект создания системы планирования, бюджетирования и консолидированной отчетности на базе программных средств IBM Cognos TM1 реализован в группе компаний «Рубеж», импортирующей мясное сырье в Россию, производящей высококачественные колбасные изделия и мясные деликатесы, а также продукты из бройлеров и владеющей четырьмя современными птицефабриками и комбикормовым заводом. Завершен проект по внедрению автоматизированной системы бюджетирования IBM Cognos 8 Planning в рамках оптимизации бюджетных процессов компании Philip Morris Sales & Marketing Limited, крупнейшего подразделения Philip Morris International в России.

Процессы управления в секторе часто оптимизируют с помощью систем класса ECM. Для автоматизации процессов управления договорными документами группа компаний «Русское море», занимающаяся производством и поставками рыбной продукции и имеющая более 30 офисов и филиалов на территории России, внедрила систему Directum. Внедрению этой же системы уделяла внимание и группа компаний «АЛИДИ» — оператор в области импорта, логистики, дистрибуции и BTL-продвижения товаров повседневного спроса крупнейших мировых и российских производителей в 20 регионах России.

Оптимальность ИТ

В качестве базы для проектов внедрения и расширения учетных систем реализуются подпроекты оптимизации ИТ-инфраструктуры. В группе «Разгуляй», специализирующейся на производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, создали ИТ-инфраструктуру на основе технологий Microsoft в рамках обеспечения единого информационного пространства взаимодействия всех предприятий (12 элеваторов, 7 мукомольных предприятий, 3 крупяных завода, 10 сахарных заводов и молочно-консервный комбинат) в 18 регионах.

«Группа “Продо”», один из крупнейших игроков федерального масштаба на рынке мясопереработки, птицеводства и свиноводства, создала высокопроизводительную ИТ-инфраструктуру с использованием продуктов IBM, обеспечивающую поддержку работы распределенной сети филиалов, которые должны быть интегрированы во внедряемую единую информационную систему.

Модернизация системы хранения данных стала важным этапом реализации стратегии развития ИТ-систем компании «САБМиллер РУС».

Общая проблема компаний — нехватка в регионах квалифицированных ИТ-специалистов, в связи с чем оптимизация ИТ-затрат достигается путем передачи определенных ИТ-задач на аутсорсинг. Компания «Данон Индустрия» передала на аутсорсинг администрирование серверов и баз данных Microsoft SQL Server.

Прогноз

По данным «Ренессанс Капитал», российский потребительский рынок будет укрепляться в 2011 году — ожидаются увеличение реальных располагаемых доходов населения на 3% и возврат к докризисному уровню потребления. Тенденция к консолидации основных игроков на рынке потребительских товаров, отмечавшаяся в 2010 году, продолжится. По мнению экспертов, рост сектора FMCG приведет к тому, что и объем инвестиций в развитие ИТ вырастет.