Комплексная автоматизация на платформе «АйТи-Ойл» и включение безоператорной АЗС, первой в Московской области, в единую систему централизованного управления сетью всех АЗС дают компании «Рос-Трейд» серьезные преимущества на рынке

В быстро меняющейся среде выживает тот, кто первым сможет внести в свою деятельность инновации и сократить издержки, тем самым увеличив прибыльность компании. Для обеспечения прозрачности и управляемости бизнеса, а также для повышения его эффективности компания «Рос-Трейд» и построила первую в Московской области автоматическую безоператорную АЗС. Компании «Рос-Трейд» (группа «Волгаресурс»), работающей на рынке нефтепродуктов более пятнадцати лет, принадлежат нефтебаза в Серпухове и собственная торговая марка GT OIL, под брендом которой работаетсеть АЗС в Подмосковье. Также в Южной Корее и Германии производятся автомобильные масла для рынка России и стран СНГ. Нефтебаза обеспечивает топливом сеть собственных АЗС, предприятия Московского региона, имеет 22 резервуара общей емкостью 17,4 тыс. куб. м и парк современных бензовозов. Таким образом, основной вид деятельности компании — хранение и транспортировка светлых нефтепродуктов, фасованных масел и розничная реализация ГСМ.

Разрозненность и разнородность систем компании вели к расхождениям в данных и дублированию информации. Требовалось свести все бизнес-процессы работы нефтебазы, склада и АЗС в одну систему. «Нужна была единая платформа для того, чтобы построить систему анализа деятельности всего предприятия в целом», — рассказывает Александр Плотников, исполнительный директор компании «Рос-Трейд». После анализа возможностей пришли к необходимости построения программы управленческого контроля за бизнес-процессами на нефтебазе.

К моменту принятия решения о реализации проекта сеть АЗС компании уже более двух лет управлялась с помощью решения «АйТи-Ойл», и успешное сотрудничество с компанией «АйТи» подтолкнуло руководство компании «Рос-Трейд» к внедрению системы — «АйТи-Ойл: Нефтебаза».

При этом на основе одной платформы решены в комплексе задачи управления технологическим оборудованием (АСУТП без использования SCADA) и организации оперативного учета, управления и документооборота. «Мы автоматизировали все процессы — начиная от заказа у поставщиков, приема заявок от хранителей на отгрузку, заканчивая контролем товара в пути, включая оформление документов на приход, учет естественной убыли по резервуарам, по маршрутам слива, налива и отгрузки. К системе подключена программа управления техническими средствами — насосами, задвижками. Это позволило свести к минимуму влияние человеческого фактора на работу», — поясняет результаты Плотников. Для компании важно, что теперь все бизнес-процессы и документооборот сведены в едином программном продукте, исключается дублирование ввода данных, облегчается работа операторов, автоматизирован весь необходимый документооборот. То есть данные от разных бизнес-процессов заполняются ответственными сотрудниками и тем самым формируется целостная картина работы. Весь документооборот приведен к требуемым формам и видам отчетов. Появилась и возможность постоянно контролировать процесс хранения, приема и отгрузки в одной программе.

«Мы получили единую систему, в которой реализованы все процессы, и теперь благодаря единой базе данных легко и просто получить отчет по заправкам, нефтебазе, складу и автотранспорту», Александр Плотников, исполнительный директор компании «Рос-Трейд»

Переход на единую платформу существенно облегчил работу и оператору, управлявшему процессом налива. На нефтебазе установлено восемь аппаратов для налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны. Ранее работа осуществлялась на трех разных платформах, и для управления использовались разные параметры, что создавало определенные проблемы. «Теперь это единая платформа, которая управляет всеми техническими средствами, то есть процесс приема, хранения и отгрузки нефтепродуктов автоматизирован полностью, формируется вся необходимая документация», — рассказывает Плотников. Последний процесс, подлежавший автоматизации, — работа склада хранения фасовки, и теперь в системе ведется отслеживание товара от заказа до отгрузки, с учетом прихода и адресным хранением.

Этот проект очень важен для компании, но не менее интересным и важным был запуск в эксплуатацию в октябре 2010 года первой в Московской области автоматической безоператорной АЗС. В Европе безоператорные АЗС уже давно успешно работают. В России же пока такие заправки можно встретить нечасто (они есть, например, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге), хотя их выгоды, по мнению Плотникова, очевидны. Во-первых, стоимость строительства в два раза ниже, поскольку нет помещений, не нужно подводить воду, отопление и т. п., очевидна экономия на затратах обслуживания и коммунальных платежах. Во-вторых, заправка занимает очень маленькую площадь (около 150 м2, что в 3–4 раза меньше, чем занимает стандартная АЗС), компактно расположена и есть проекты, в которых санитарная зона составляет до 22,5 м. Такую заправку можно поставить и в 25 м от жилья, например рядом с торговыми центрами или в народных гаражах.

В-третьих, имеется немалая экономия на заработной плате обслуживающего персонала. Все это стало возможным после соответствующей автоматизации деятельности безоператорной АЗС на базе системы, установленной на стандартных АЗС. «В то время на рынке существовал только один программный продукт для управления автоматической заправкой, но он не устраивал нас по нескольким параметрам. Мы договорились с нашим поставщиком — компанией «АйТи», она и произвела необходимые доработки системы для заправок под автоматическую. Это оказалось очень выгодно, поскольку платформа единая», — рассказывает Плотников. Главная особенность реализации безоператорной АЗС заключается в том, что она включена в единую систему централизованного управления сетью всех АЗС, а также нефтебазой. Для этого дополнительно был разработан и внедрен модуль единого диспетчерского центра управления и мониторинга сети безоператорных АЗС, который стал частью решения «АйТи-Ойл» и позволяет дистанционно управлять автоматическими заправками из диспетчерского центра в режиме он-лайн, контролировать работу и безопасность АЗС, выполнять сервисные операции. Диспетчер центра удаленно управляет топливораздаточными колонками и видеонаблюдением, электропитанием, приемом нефтепродуктов и др. Таким образом, заправка работает в автоматическом режиме, но под контролем диспетчера, который всегда может вмешаться в нештатных ситуациях — развиты функции видеонаблюдения, предусмотрена возможность голосовой связи с диспетчером. Один оператор может обслуживать 4–5 заправок одновременно. Если для работы на 5 обычных заправках нужно набрать порядка 40 человек, то здесь потребуется всего 6 человек — 4 оператора, работающих посменно, и 2 дворника.

Топливо на станции отпускается за наличные, по топливным картам, банковским картам международных платежных систем через процессинговый центр Сбербанка. Время обслуживания на этой АЗС иногда существенно меньше, чем на обычной заправке. Максимум в сутки с одной колонки уходит 11 куб. м топлива, в среднем же — порядка 8 куб. м. «На традиционной заправке с 3 колонками показатели оказываются такими же. Поскольку люди сегодня уже умеют и привыкли пользоваться платежными терминалами, получается существенная экономия времени. Нашим клиентам понравился новый сервис — заправиться можно быстро и просто. Сегодня идет строительство еще одной безоператорной АЗС. Мы рассчитываем на скорую отдачу от проекта», — рассказывает Плотников. Единственная проблема, с которой столкнулась компания, связана с инкассацией, но, по сообщению Плотникова, Центральный банк обещает в ближайшем будущем рассмотреть этот вопрос и разрешить банкам самим инкассировать такие терминалы самообслуживания. Сегодня затраты на инкассацию составляют порядка 18 тыс. руб в месяц, что сопоставимо с зарплатой одного сотрудника.

Развитие системы управления на этом не остановится. Компания планирует внедрить логистическую составляющую, связанную с управлением автотранспортом. «Исходные данные по машинам уже есть в системе, нужно прописать только логику заказа и повторение маршрутов. Кроме того, планируется автоматизировать на базе существующей системы контроль движения машин по маршруту с помощью GPS-навигации», — делится планами Плотников. Следующим этапом будет создание системы управленческого учета или отчетности по предприятию в целом — включая нефтебазу, автотранспорт и всю сеть АЗС. В настоящее время уже прорабатывается система отчетов на базе Oracle BI, которая позволит как в табличном, так и в графическом виде отобразить ход работ и результаты деятельности. И естественным завершением этих проектов станет перевод на одну платформу всей работы предприятия.