Тони Скотт, CIO корпорации Microsoft, побывавший в апреле в Москве с рабочим визитом, отметил две ключевые технологические тенденции нынешнего времени — облачные вычисления и консьюмеризацию, то есть адаптацию ИТ, изначально созданных для широкого круга частных пользователей, к потребностям предприятий. Справедлив вопрос: могут ли потребительские устройства — смартфоны, планшетные компьютеры и пр. — оказаться эффективными для отдельных корпоративных задач, и если могут, то для каких именно? Мой ответ таков: могут, более того, таких задач много!
     Воспользовавшись классификацией, предложенной Скоттом, можно (хотя и весьма условно) разделить все задачи по работе с информацией на три основные группы: потребление контента, его создание и коллективная работа с информацией. Для задач первой группы подходит очень широкий спектр устройств, в том числе планшеты и смартфоны. Для создания контента (в первую очередь неструктурированного — текстов, изображений, видеороликов и пр.) удобны далеко не все устройства; в частности, готовить текстовые документы, электронные таблицы (например, отчеты) или Web-контент (если только это не блоги или микроблоги) с помощью планшетов, в общем-то, не с руки. Наконец, для совместной работы могут пригодиться самые разные устройства.
     Источник успеха консьюмеризации ИТ, на мой взгляд, в том, что далеко не всем пользователям в рамках их должностных функций требуется создавать «масштабный» контент. Очень многим бизнес-сотрудникам нужно просто ознакомиться с той информацией, которая необходима для эффективного выполнения обязанностей, и, быть может, немного ее подправить, изменить, после чего передать исполнение рабочего задания следующему участнику бизнес-процесса. Возможностей планшетов для этих целей обычно вполне достаточно. В рамках еще одной группы задач — совместной работы — сотрудникам требуется обсудить некий документ или объем документов, для этого им нужно изучить их, высказать свои замечания и предложения, что-то подправить в этих документах. И для этих целей возможности планшетов могут оказаться достаточными.
     Все это указывает: ИТ-отрасль сейчас находится на пороге революционных изменений, вызванных тем, что среди бизнес-пользователей явно преобладают потребители (точнее, «квазипотребители») контента, а не его создатели. Именно явное превосходство потребления над созданием контента является ключевой предпосылкой будущей революции, а планшеты, смартфоны и прочие «игрушки» — лишь инструменты, которые будут в ней задействованы.
     С точки зрения ИТ-службы это означает, что необходимо по возможности заблаговременно начать подготовку к переменам, которые наверняка окажутся весьма масштабными — от изменений в ИТ-архитектуре предприятия до изменений в менталитете пользователей, бизнес-процессах и бизнес-моделях. Во-первых, следует предусмотреть различные способы интеграции консьюмерских устройств в корпоративный ИТ-ландшафт. По-видимому, придется сделать ставку на развитие тонких клиентов для доступа к ИТ предприятия. Во-вторых, нужно быть готовым к тому, чтобы взять на обслуживание широкий спектр устройств, в том числе находящихся в собственности сотрудников. В третьих, не исключено, что именно на ИТ-службу ляжет основная нагрузка по созданию и генерации корпоративного контента, предназначенного для внутренних пользователей, его визуализации и доставке. Таким образом, ключевой сферой ответственности CIO станут не собственно ИТ, а информация, которая предоставляется пользователям.