«Вертикальный подход к внедрению систем позволит уже в 2012 году перейти к промышленной эксплуатации МИС в рамках всей области», Альберт Буханик, руководитель отдела информационно-аналитического обеспечения Минздравсоцразвития Пензенской области

Модернизация здравоохранения является одной из задач ближайшего периода, которые поставило перед медицинскими учреждениями государство в рамках построения информационного общества. И пока нет единой политики и видения того, как должна «выглядеть» система здравоохранения, в своей работе медучреждения опираются на существующий стандарт по электронной истории болезни и лучшие практики.

Работа по внедрению комплексных медицинских информационных систем (МИС) в Пензенской области была начата еще в 2005 году, и уже с 2006 года в Каменской центральной районной больнице работает крупная МИС на базе системы «Интрамед» компании «Програм-Банк». Сегодня система поддерживает процессы диагностики и лечения пациентов, автоматизирует процессы оказания медицинских услуг, позволяет формировать отчетные документы для автоматической передачи в финансовые организации, обеспечивает контроль выполнения финансовых расчетов, создание базы данных электронной истории болезни на основе медицинской электронной карты пациента. На тот момент, когда стартовал проект, не было никакого опыта, не существовало подготовленных кадров, медицинский персонал в сельской местности не владел техникой, и его нужно было и научить, и заставить работать в системе. Существует ряд проблем, препятствующих успешному внедрению современных ИТ в медицине. И одна из них — кадровый состав ЛПУ. «Зачастую персонал просто не желает менять привычные схемы работы. Прошло немало времени, пока стало понятно всем, что эта система помогает», — рассказывает Альберт Буханик, руководитель отдела информационно-аналитического обеспечения Минздравсоцразвития Пензенской области.

Сегодня и руководители лечебных учреждений, и медицинские работники уже осознают важность ИТ в своей деятельности, однако у большинства нет четкого представления о том, что должно получиться в итоге автоматизации. У руководителей тех клиник, где активно используются ИТ, появился реальный инструмент контроля, управления ресурсами и организацией процессов в клинике. Теперь можно отказаться от ручки и бумаги, так как в большинстве систем реализованы все формы учета и отчетности, и если нужно оценить результаты работы отделения, заведующий отделением видит в системе в уже обработанном виде всю информацию. Врачи радуются, что не нужно раз за разом переписывать одно и то же, поскольку есть шаблоны дневниковых записей, и остается их только отредактировать, имеется возможность использовать те записи, что были сделаны

накануне, если изменений не произошло. «Мы сейчас стремимся к тому, чтобы электронные истории формировались непосредственно у врачей, заменяли бумагу», — говорит Буханик.

Следующие проекты обеспечили автоматизацию медицинского обслуживания пациента, амбулаторной деятельности, стационара, лаборатории и диагностических подразделений в еще пяти клиниках на базе системы «Авиценна».

С 2009 года на базе Медицинского информационно-аналитического центра Пензенской области функционирует центр обработки данных. Здесь будут размещены единая система хранения электронных медицинских карт и архив медицинских изображений, необходимые для обмена между клиниками. Проект внедрения PACS-системы (подсистемы «Центральный архив медицинских изображений» информационной системы «Управление здравоохранением региона»), рассчитанный до 2013 года, уже ведется. «Некоторые полагают, что такой централизованный подход дорог и нецелесообразен. Но наличие единого хранилища обеспечит возможность не бегать по всем местам, где ты бывал, собирая все необходимые справки, а видеть непосредственно у доктора во время приема всю требующуюся информацию. Информация будет ходить за пациентом, а не он ее собирать, — говорит Буханик. — Пока объемные показатели по такой информации не вызывают никаких опасений. Что же касается защиты данных, то мероприятия и методики определены, оборудование закупается».

На базе мощностей МИАЦ, а теперь уже и ЦОД, успешно и давно, с 2003 года, работает телемедицинский портал, который позволяет оказывать консультативную помощь врачам. Это система отсроченно-плановых консультаций по запросу — в центральной районной больнице любой врач может оформить запрос в областные клиники специалистам для получения консультации. Достаточно заполнить форму с формулировкой вопроса, где может быть описан анамнез, приведены результаты анализов и прикреплены результаты ЭКГ, рентгеновский снимок и т. п. Сегодня этой системой объединено 26 районных клиник (центральных районных больниц), а 6 областных клиник в городе по разным профилям являются консультантами. «Система стала настолько популярной в сельских клиниках, что порою приходится бороться с фактами злоупотребления: сельские доктора не отбирают случаи, требующие квалифицированной консультации, а используют консультации для компенсации отсутствия врачебных кадров. А это увеличивает нагрузку на специалистов областных клиник», — рассказывает Буханик.

Настоящее и будущее

Все ЛПУ города и области сегодня можно разделить на две группы: с автоматизацией только учета по ОМС (их почти 90%) и имеющие комплексные системы. В последнюю группу входят 6 крупных клиник — это 10% от общего числа клиник. Внедрение комплексных МИС — дорогой проект. С учетом закупки оборудования и создания всей инфраструктуры, по оценкам Буханика, он обходится в 18–20 млн руб. на клинику в 300–400 коек и в кризисный период практически неосуществим. Поэтому сегодня большие надежды возлагаются на программу модернизации здравоохранения Пензенской области на 2011–2012 годы. Этой программой предусмотрено на укрепление материально-технической базы только в 2011 году выделить более 1 809 млн руб. При этом на закупку необходимого медицинского оборудования планируется затратить более 1 097 млн руб., а на ИТ траты существенно скромнее — 117,8 млн руб. Выход в Интернет сегодня имеют только административные службы ЛПУ, и одна из актуальнейших проблем состоит в невозможности сегодня создать единое информационное поле на базе телекоммуникационных каналов связи, в том числе объединить в корпоративную сеть участковые больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты области, офисы врачей общей практики. На решение этой проблемы, создание локальных вычислительных сетей и каналов связи для 53 медицинских учреждений, будет выделено почти 35 млн руб. Планируется построить единую региональную защищенную среду, объединяющую все информационные ресурсы учреждений здравоохранения. Основой будет существующая в настоящее время инфраструктура провайдеров связи, что позволит объединить с наименьшими затратами все ЛПУ Пензы и МИАЦ, который является центром обработки данных, а также оператором по выпуску электронных карт. Участковые больницы, амбулатории, кабинеты врачей общей практики и ФАПы будут подключаться к корпоративной сети посредством 3G-модемов.

Развитие информатизации, по мнению Буханика, целесообразнее продолжать за счет внедрения комплексных МИС, обеспечивающих автоматизацию обработки информации всех служб медицинского учреждения. Такие системы можно внедрять не по горизонтальному принципу (постепенный охват всех ЛПУ одного за другим: 2011 — 40%, 2012 — еще 50%), а по вертикальному, когда этапы внедрения разбиваются в соответствии с модулями: «Электронная регистратура», «Учет услуг в поликлинической службе», «Диагностические службы», «Стационар», «Медикаменты». «В этом случае можно приступить к внедрению МИС во всех ЛПУ одновременно и перейти в стадию промышленной эксплуатации уже к концу 2012 года», — считает он. Начать планируется с модуля «Электронная регистратура»: к системе электронной записи на прием к врачам, работающей на базе ЦОД с использованием технологий, заложенных в систему «Интрамед», сегодня уже подключено четыре клиники. Всего за счет средств на информатизацию в 2011–2012 годах планируется создать и внедрить более 2500 автоматизированных рабочих мест медицинского персонала области. «Это позволит приблизиться к среднему минимально возможному показателю в 1 персональный компьютер на 6 человек. Сейчас этот показатель в 90% ЛПУ составляет 1:11, и только в 10% — 1:2», — рассказывает Буханик.

Проблема выбора МИС не проста. Минздравом, конечно, разработана типовая МИС, но большое сомнение вызывают бесплатно распространяемые СУБД и ПО. «Непонятно, кто будет их поддерживать и развивать — нет технической поддержки и никакой гарантии, что в случае утери данных можно будет с легкостью их восстановить. Ведь на практике на больших объемах информации эти СУБД никто не тестировал, более того, есть уверенность, что, когда база вырастет до больших размеров, ее быстродействие упадет в разы. Поэтому использовать эти технологии для критически важной информации, такой как медицинская, нежелательно», — считает Буханик. СУБД, по его мнению, должна быть недорогой и иметь высокую степень надежности: «По нашему опыту, наиболее стабильной и бесхлопотной является СУБД Caché — средняя по стоимости и наиболее устойчивая». Кроме того, он полагает, что при выборе МИС в первую очередь нужно обращать внимание на наличие трехзвенной архитектуры: работа с тонким клиентом существенно снижает количество персонала, необходимого для обслуживания МИС внутри больницы, так как все ПО находится на сервере, рабочие станции подключаются к нему, а это требует минимальных персональных настроек. Сегодня на рынке представлено уже достаточно много систем такого уровня.

«Несмотря на перечисленные проблемы, при правильном организационном подходе мероприятия по информатизации в регионах могут быть выполнены, однако нерешение проблем на федеральном уровне может существенно снизить эффект от внедрения ИТ в здравоохранении», — резюмирует Буханик.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF