«Мы стремимся к тому, чтобы клиент был уверен, что получает компетентное обслуживание по разумной цене без лишней траты времени», Максим Ветлугин, ИТ-директор компании «Моя клиника»

Внедрение МИС «AKSi-клиника», поддерживающей деятельность врачей, автоматизацию и кастомизацию взаимодействия с клиентами и страховыми компаниями на базе web-технологий дает компании «Моя клиника» конкурентные преимущества уже сегодня

Необходимость автоматизировать взаимодействие со страховыми компаниями в рамках обязательного медицинского страхования в свое время подтолкнула государственные ЛПУ к внедрению ИТ. В частных же клиниках автоматизация всегда была нацелена в первую очередь на повышение качества обслуживания клиента за счет сокращения времени обслуживания, отсутствия очередей, поддержки работы врача. Основная задача частных клиник — привлечь разных клиентов на равных условиях. Именно так считают в компании «Моя клиника». Это не одна клиника, на текущий момент действуют две клиники в Санкт-Петербурге, одна — в Кингисеппе (Ленинградская область), и в ближайшее время планируется открыть еще несколько клиник в Москве. Уверенность в успехе основана на том, что, согласно отчетам различных экспертов, рынок платных медицинских услуг в стоимостном выражении продолжает расти: до кризиса рост оценивался в 20% в год, в период кризиса он сократился до 10–15%, что, как считают в компании, тоже не мало. Ожидается, что большую роль в успехе проекта сыграют глобальный опыт компании и ИТ.

 

Подход

В компании информационные технологии рассматривают как бизнес-инструмент, который обеспечивает клиенту удобство, максимум информации и медицинской помощи с минимальными потерями времени. «Информационные системы важны для обеспечения эффективной работы врачей в части обслуживания клиентов — чем выше уровень автоматизации их деятельности, тем больше времени врач может уделить пациенту. Мы стремимся к тому, чтобы клиент был уверен, что получает компетентное обслуживание по разумной цене без лишней траты времени», — говорит Максим Ветлугин, ИТ-директор компании «Моя клиника».

Инструменты и решения компания выбирает взвешенно, опираясь на требования бизнеса. Каждый новый инструмент оценивается на применимость для клиента и экономическую эффективность. Оценки базируются на моделировании как в части ИТ-процессов, так и бизнеса — анализируется осуществимость инноваций, влияние на рост потока клиентов и плотность загрузки врачей, учитываются также отзывы и комментарии клиентов. При этом важно сокращение расходов и увеличение доходной части.

Количество клиник будет расти, и ИТ обязаны поддерживать максимально быстрое их открытие. «Мы должны быть готовы развернуть все информационные технологии в каждой новой клинике за 2–3 месяца», — поясняет Ветлугин. Для обеспечения выполнения этих требований был взят курс на централизацию всех ИТ в едином ЦОД (сегодня это мощности компании «Гарант-Парк-Интернет»), приобретение лучших в своем классе решений и аутсорсинг.

Использование аутсорсинга связано с необходимостью эффективного расходования средств на ИТ, начиная со штатного расписания и заканчивая максимально эффективным использованием внешних поставщиков ИТ-услуг (дата-центры, разработка, обслуживание рабочих мест). Все возможности, связанные с оптимизацией и поддержкой инфраструктуры, обеспечивает ЦОД. Системы, расположенные на мощностях ЦОД, поддерживаются разработчиком. ИТ — непрофильный вид деятельности для компании, и нужно оптимизировать затраты на него. «Главное для нас — гарантированность и доступность сервисов, которые пока четко обеспечиваются. Это позволяет иметь всего трех ИТ-специалистов и экономить только на заработной плате 500 тыс. руб. ежемесячно», — рассказывает Ветлугин.

 

Помощь врачу

Выбор медицинской информационной системы, которая бы позволила оптимизировать деятельность клиники, оказался непростым. Всего на рынке представлено 75 российских систем, из которых только около 20 оказались активными, а широко применяемыми в коммерческих клиниках — не более семи. Знакомились и с системами зарубежных партнеров в Германии (в клиниках Schoen Kliniken и Universitatsklinikum Hamburg — Eppendorf). Но выяснилось, что локализация и доработка этих систем обошлись бы недешево, и системы оказались менее развиты в части электронной медицинской карты, ориентированы на работу со страховщиками и стандартизацию процессов, которой в России пока нет. «На выбор в пользу системы “AKSi-клиника” компании “Аксимед” повлияли ее архитектура — трехзвенная и масштабируемая, наличие современной платформы разработки и возможность быстрой удаленной поддержки. Трехзвенная архитектура (когда система управления базами данных, сервер приложений и клиентская часть разнесены по разным вычислительным мощностям) позволяет отдельно для каждой части обеспечить масштабируемость, отказоустойчивость и безопасность. Платформа. Net от компании Microsoft, на которой базируется продукт, по нашему мнению, является наиболее эффективной для разработки, — поясняет выбор Ветлугин. — Еще одним достоинством системы является доступный, дружественный интерфейс».

Реализовали пилотный проект в новой клинике в Санкт-Петербурге, открывшейся в 2009 году, на небольшом количестве рабочих мест, внедрив систему в базовой конфигурации. Работа показала, что функционал системы почти на 90% удовлетворяет требованиям, а доработка нужна в основном в части выставления счетов — изменение реестров в соответствии с формой, согласованной с конкретной страховой компанией. Еще часть доработок, направленных на удобство работы врачей, касалась ведения медицинских электронных записей. «Это была не перестройка функционала, а дополнительное изменение интерфейса», — поясняет Ветлугин. После установки и апробации версии с доработками система была принята для сети клиник и начали формировать требования для ее расширения на вторую, более крупную, клинику. Сегодня идет поэтапное подключение отделений клиники к системе — всего около 100 рабочих мест, из которых 60 — места врачей. На пилотный проект ушло около трех месяцев, параллельно выполнялся перенос данных в систему, а затем осуществляли интеграцию с сайтом, что потребовало тесного взаимодействия специалистов компании «Аксимед» с компанией — разработчиком сайта. «Поскольку мы по максимуму используем аутсорсинг, ключевым моментом для нас стала координация работ поставщиков», — говорит Ветлугин.

Было принято принципиальное решение, что в системе будет работать весь персонал, связанный с медициной, — врачи, процедурный кабинет, лаборатория и пр. Сегодня система поддерживает практически все стороны деятельности — запись клиента на прием (в том числе через Интернет), оформление всех сведений о посещениях и всех врачебных записей, биллинг и выставление счетов (благодаря интеграции с ERP-системой компании «1С»), а также позволяет оценить эффективность работы клиники через управленческую отчетность.

 

Прозрачность

Система делает прозрачной работу врача — в журналах событий фиксируются все действия пользователей. Поскольку система централизована, вся попадающая в нее информация (результаты анализов, диагностики и пр.) сразу доступна всем врачам, что позволяет при необходимости получить консультации других специалистов, в том числе зарубежных.

Но за любые нововведения в итоге платит клиент, поэтому в клинике взвешивают соотношение «расход — отдача»: «Мы отбираем не только лучшие системы, но и лучшие процессы, включая интернет-технологии и технологии оповещения по почте и с помощью SMS, запуск которых осуществлен в начале апреля. Это экономит время клиента и наши деньги».

Работа любой клиники не ограничивается работой только медицинского персонала. Особенность рынка услуг добровольного медицинского страхования Санкт-Петербурга состоит в том, что клиенты обязаны записываться на прием к врачу через страховщиков. Для обеспечения прозрачности такого взаимодействия с помощью компании «Аксимед» были разработаны интерфейсы, позволяющие страховщикам записывать своих клиентов к врачу самостоятельно. При этом они могут видеть информацию по всем своим страховым клиентам.

 

Новые возможности

Немаловажная услуга, которую планируют оказывать клиентам, — возможность получить удаленный доступ к данным своей электронной медицинской карты и иметь ее копию. В клинике также появилась система электронной очереди.

Еще одна технология, которая, видимо, будет скоро активно востребована, — онлайновые советы по профилактике заболеваний. «Размещение информации на сайте очень важно — вскоре появится специальный раздел “Мое здоровье”, где мы будем вести разъяснительную работу и давать советы, как поступать в той или иной ситуации», — рассказывают в компании. В будущем предполагается обеспечить доступ к информации на сайте для мобильных устройств.

ИТ для медицины сегодня очень важны: с одной стороны, это удобство для клиента, с другой — контроль качества медицинских услуг, с третьей — эффективность бизнес-процессов. В компании «Моя клиника» не намерены останавливаться на достигнутом. Помимо создания сервисов для клиентов планируют автоматизировать работу лаборатории, внедрить систему хранения и обработки изображений с оборудования (РАСS), которая, по мнению специалистов компании, дает конкурентное преимущество именно в сетевых проектах. Такой инновационный подход к организации деятельности обеспечивает компании конкурентные преимущества на рынке уже сегодня.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF