РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИТ без посредников

По данным Минкомсвязи, в 2011 году отечественный ИТ-рынок увеличился на 14,6% — до 649 млрд руб. В первую очередь рост происходил за счет существенного увеличения сегментов ПО и ИТ-услуг.

Значительную долю в  приведенном объеме занимает информатизация госсектора. В 2011 году государство потратило на автоматизацию федеральных органов власти более 80 млрд руб. Примерно столько же на информатизацию тратят и на региональном уровне, а также на уровне муниципальных органов. Стоимость информатизации федеральных органов власти удалось подсчитать только в прошедшем  году, прежде соответствующие расходы расписывались по самым разным статьям.

Согласно прогнозам, озвученным главой Минкомсвязи Игорем Щеголевым на встрече с журналистами, состоявшейся в конце 2011 года, к 2013 году рынок ИТ превысит отметку 800 млрд руб. Для более эффективной работы российской ИТ-индустрии Минкомсвязь предлагает стимулировать зарубежных ИТ-производителей поставлять товар в Россию без посредников. В этом случае можно будет требовать фиксированных рекомендованных цен на продукцию — по крайней мере для государственных организаций. Договоренность о подобном переходе на механизм фиксированной цены в 2011 году была достигнута с компанией Microsoft.

Рост по трем направлениям

Мировой рынок CRM в 2011 году показал очень существенный рост, отмечают в IDC. В первой половине года выручка вендоров составила около 9,2 млрд долл., а рост рынка оценивался в 13%. При этом в трех из четырех функциональных направлений — продажи, маркетинг, поддержка — рост был двузначным. Решения по автоматизации деятельности контакт-центров уже второй год подряд растут медленнее других направлений.

18 наиболее крупных вендоров, чья выручка превысила по итогам года 100 млн долл., охватывают 63% рынка. Оставшаяся часть распределена между 170 игроками. Самым крупным игроком на рынке остается Oracle, удерживающая 13% его объема, а самый впечатляющий рост — 23% — показывает Salesforce.com, уже не первый год удивляющая своей динамикой.

Серверы для облаков

Как отмечают в iSuppli, поставки серверов, предназначенных для поддержки облачных сервисов, в 2012 году увеличатся до 875 тыс. шт. Это на 35% больше, чем в 2011 году, и почти на 50% больше по сравнению с 2010 годом. Из-за активного развития облачных систем соответствующий рынок серверов тоже будет переживать всплеск активности; его ежегодный рост будет примерно в пять раз превышать рост серверного рынка в целом.

  Как ожидают аналитики, в ближайшие несколько лет темп роста поставок облачных серверов будет составлять 25–30% в год. Если прогнозы оправдаются, то в 2015 году объем рынка возрастет до 1,8 млн шт., а доля облачных серверов увеличится до 15% от общего объема поставок.

 

ИТ-БЮДЖЕТЫ

Не глядя на цену

85% компаний Центральной и Восточной Европы позитивно оценивают бизнес-перспективы на ближайший год. Как показало исследование IDC IT Buyers’ Pulse, традиционно фокусирующееся на общих настроениях относительно ближайших ИТ-инвестиций, крупные организации смотрят в будущее  гораздо оптимистичнее, чем компании сегмента SMB. 38% из них оценивают свои перспективы как «отличные». Среди наиболее оптимистичных регионов аналитики выделяют Россию, Чехию, Хорватию и Украину.

Несмотря на опасения относительно экономической ситуации, 26% организаций планируют увеличить ИТ-бюджеты, а 48% говорят о том, что расходы на ИТ останутся без существенных изменений. В среднем это выльется в небольшой рост рынка — около 3%.

Любопытно, что по результатам опроса цена больше не является доминирующим фактором при принятии решений об ИТ-инвестициях. Гораздо более важную роль играют такие понятия, как безопасность и надежность. При этом, как правило, чем крупнее предприятие, тем меньше оно беспокоится о безопасности — в таких организациях соответствующие процессы уже находятся на высоком уровне зрелости.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Интересуют ли преступников SMB?

Представители среднего и малого бизнеса не считают себя потенциальными жертвами кибератак. В результате они зачастую пренебрегают даже элементарными мерами безопасности для защиты своей информации.

Опрос, проведенный Symantec, показал, что более половины компаний SMB знакомы со многими типами угроз. Респонденты признают, что целенаправленные атаки могут повлиять на бизнес в целом, например, приводя к потере прибыли или уходу клиентов. Кроме того, 54% опрошенных отметили, что вредоносное ПО может привести к потере производительности труда, а 36% признали, что хакеры могут получить доступ к конфиденциальной информации. Но несмотря на осознаваемую опасность кибератак, компании SMB не чувствуют риска. Половина из опрошенных считает, что такие маленькие компании никого не интересуют, а беспокоиться об атаках должны крупные корпорации.

Однако в Symantec утверждают, что на практике все совершенно иначе. По данным Symantec.cloud, с начала 2010 года 40% целевых атак были  адресованы компаниям, чей штат не превышает 500 сотрудников, и лишь в 28% случаев атакованы были крупные корпорации.

Так как представители SMB не считают себя возможными жертвами атак, многие из них не предпринимают даже базовых мер для защиты своей информации. Несмотря на то что две трети опрошенных все же разграничивают доступ на основе сочетания «логин – пароль», 63% не используют защиту на компьютерах, с которых производится работа с системами дистанционного банковского обслуживания, а 9% вообще не предпринимают никаких дополнительных мер защиты онлайн-банкинга. Более половины респондентов не устанавливают антивирусы на все ПК, а 47% не используют решения безопасности для почтовых систем и серверов.

Опасная мобильность

Использование сотрудниками мобильных устройств привело к росту инцидентов в сфере информационной безопасности. По результатам отчета «Влияние мобильных устройств на безопасность информации», опубликованного Check Point, количество персональных мобильных устройств, подключенных к корпоративным сетям, за последние два года выросло более чем в два раза. При этом почти половина таких устройств содержит конфиденциальные данные.

Исследование показало, что 71% компаний считают мобильные устройства прямой причиной учащения инцидентов в области безопасности. Они указывают на возможность утери и нарушения конфиденциальности информации, в том числе электронной почты, данных о клиентах и паролей для входа в корпоративную сеть.

Главным фактором угрозы считается отсутствие у сотрудников знаний в области обеспечения безопасности. Далее следуют просмотр Web-страниц через мобильные устройства, незащищенное беспроводное соединение, утеря или кража устройств, заражение вредоносным ПО.

 

БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ

Владельцы планшетов  тратят больше 

Главными покупателями в Сети являются владельцы планшетов. Исследование, проведенное Adobe, показало, что владельцы планшетных устройств тратят на 21% больше средств при интернет-покупках, нежели другие потребители.

В рамках исследования оценивались покупки, совершенные в США через Интернет на протяжении всего 2011 года. Средняя сумма, потраченная владельцами планшетов, оказалась заметно больше, чем сумма, заплаченная владельцами смартфонов, настольных компьютеров и ноутбуков. Вероятность же покупки товаров и услуг владельцем планшета почти такая же, как пользователем ноутбуков и настольных компьютеров, и в три раза выше, чем владельцем смартфонов. Это позволяет предположить, что посетители сайтов, обладающие планшетами, в 2011 году стали самой привлекательной аудиторией для игроков розничного рынка.

Результаты исследования показывают, что планшетные устройства однозначно сформировали новый, очень важный для бизнеса канал продаж, который обязательно нужно учитывать. Тогда можно избежать рисков, связанных с недостаточным удовлетворением нужд высокоприбыльной и быстрорастущей аудитории.

Оптимизация интернет-сайтов для мобильных устройств становится обычной практикой. Однако с появлением iPad и планшетов на базе Android перед интернет-бизнесом встает задача дополнительной оптимизации контента. Например, таким образом, компании могут создавать привлекательную  среду для интернет-шоппинга.

Почему же владельцы планшетов тратят больше? Авторы исследования предполагают, что у более высокой покупательной способности есть несколько причин, в том числе возраст владельцев устройств и гибкость использования планшетов.

К 2016 году объем интернет-экономики удвоится

Интернет-экономика двадцати крупнейших стран мира достигнет к 2016 году отметки в 4,2 трлн долл. Как подчеркивают в Boston Consulting Group, это почти вдвое больше показателя 2010 года. По оценкам аналитиков, 70% жителей развитых стран будут делать покупки с помощью Интернета и общаться в социальных сетях, а число пользователей Сети во всем мире вырастет до 3 млрд человек. Поэтому компаниям следует как можно быстрее адаптироваться к новым реалиям — именно в этом заключается основа их будущего роста.

Наиболее ощутимый вклад в рост интернет-экономики внесут развивающиеся страны. Через четыре года их доля в объеме рынка вырастет до 34%. Например, один лишь Китай будет насчитывать примерно 800 млн пользователей — столько же, сколько США, Индия, Франция, Германия, Великобритания и Япония вместе взятые.

Для компаний значение Интернета растет с каждым годом. Например, если верить прогнозам, электронные продажи к 2016 году составят более 20% розничных продаж в Великобритании и от 8–12% в других развитых странах. Уже сейчас многие пользователи предпочитают покупать через Интернет, поскольку это удобнее и дешевле. Стоит также учесть, что определенная группа потребителей предпочитает сначала изучить характеристики товаров на сайтах компаний и почитать отзывы о них в социальных сетях, а затем приобрести их в обычных магазинах.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ИТ

Учебник для CIO

Клуб 4CIO выпустил учебник для ИТ-директоров. Разумеется, надо понимать, что учебник не является академическим. Его авторы излагают  философский взгляд на мир ИТ и дают качественную оценку происходящим процессам.

Несмотря на большое количество участвовавших экспертов, работа над изданием шла довольно тяжело. При написании отдельных глав приходилось прибегать к «мозговому штурму», что, впрочем, позитивно повлияло на содержание. Любопытно, что подобное издание, в котором более 40 практикующих ИТ-директоров делятся своим опытом, не имеет аналогов в мировой ИТ-отрасли.

Целевая аудитория учебника стала понятна лишь сейчас — до сих пор в ее определении между авторами существовали разногласия. Во-первых, оказалось, что учебник нужен самим ИТ-директорам — все-таки книгу писали наиболее авторитетные представители отрасли. Второй группой читателей станет постепенно формирующаяся категория профессиональных управленцев, которые станут ИТ-менеджерами сразу после студенческой скамьи. 4CIO начинает продвижение электронной версии учебника. Кроме того, возможно, на его основе будут организованы семинары и вебинары.

Теперь — с дипломами

В Национальном открытом университете «ИНТУИТ» (intuit.ru) теперь можно получить высшее профессиональное образование дистанционно по программе «Фундаментальная информатика и информационные технологии». В настоящее время вуз предлагает два профиля — «Программная инженерия» для разработчиков программного обеспечения и «Сетевые технологии» для системных администраторов и менеджеров информационных систем. Студенты могут получить первое высшее образование, завершить незаконченное высшее образование, перевестись из другого вуза или получить второе высшее образование по сокращенной форме.

ИНТУИТ является первым интернет-проектом, специализирующимся на массовой подготовке ИТ-специалистов по различным программам. Бессрочная лицензия на образовательную деятельность получена университетом в 2011 году.