Редкая презентация сегодня обходится без слов о быстро меняющемся мире и о фантастических темпах развития высоких технологий. Мир действительно меняется очень быстро, и требования к ИТ-руководителям предприятий и организаций становятся другими.

В качестве примера вспомним, как на рубеже нынешнего и прошлого веков революция в телекоммуникационном секторе оставила без работы более 500 тыс. человек по всему миру. Причина этой драмы была в том, что если до появления мобильной связи телекоммуникационные операторы были в состоянии оказывать своим клиентам услуги полного цикла (то есть от начала и до конца), то с появлением мобильных операторов ни одна компания сделать это уже не в состоянии. Вместо того чтобы отгородиться друг от друга, телекоммуникационные компании стали создавать альянсы в рамках TeleManagement Forum и под его эгидой реализовали четыре знаковых инициативы: стандартизацию бизнес-процессов в телекоммуникационном секторе; стандартизацию информационной модели для этого сектора; стандартизацию перечня систем автоматизации, которые должны поддерживать автоматизацию бизнес-процессов в этом секторе; создание независимой от программно-аппаратной реализации бизнес-архитектуры.

«По сути, это было первое направление в бизнесе, которое полноценно реализовывало понятие и модель виртуального предприятия, — считает Владимир Алешин, профессор Школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. — Надо ли доказывать, что CIO в этой компании будет принципиально отличаться от CIO в другой? Более того, он просто не сможет выполнять свои должностные обязанности в этой компании, если не будет сам изменяться вместе с моделью ее бизнеса».

В нынешних отраслевых условиях CIO телекоммуникационной компании должен адаптироваться к изменениям каждый квартал. Перемены в телекоммуникационном секторе столь стремительны, что не позднее чем через две недели в ответ на появление нового тарифного плана у одной из компаний ее конкуренты выводят на рынок аналогичную услугу — чтобы хотя бы не потерять клиентов.

Еще одна любопытная деталь: телекоммуникационная отрасль столкнулась с тем обстоятельством, что по временному ряду в три месяца построить убедительную статистику уже невозможно, стандартные регрессионные методы в этих условиях не работают, нужна методология статистики, работающая на малых выборках, потому что за три месяца может измениться очень многое. Как в этих условиях принимать правильные решения, успевая при этом поддержать их средствами ИТ?

Под давлением инноваций

Несмотря на множество разногласий, эксперты сходятся во мнении о принципиальном отличии CIO от ИТ-директора: директор по ИТ отвечает за технологическую поддержку, а CIO отвечает за бизнес с точки зрения всего того, что связывает бизнес с его корпоративными ИТ. Что бы там ни говорили, позиция CIO все-таки свойственна крупному бизнесу либо бизнесу, ключевые направления которого находятся на высоком уровне ИТ-зрелости.

Кроме того, ни для кого не секрет, что действия и профессиональная мотивация CIO компании-монополиста принципиально отличается от поведения и мотивации его коллеги, который работает в компании, находящейся в условиях высокой рыночной конкуренции. Следовательно, CIO, пожелавшему сменить компанию, не удастся легко и безболезненно обосноваться на предприятии другой отрасли, поскольку его профессиональные компетенции в сильной мере сфокусированы на определенную отраслевую модель. Профессор Алешин считает, что инновации, появляющиеся в различных областях экономики, делают эти секторы мало сравнимыми между собой, так как представления компаний о том, что им следует предпринимать в случае изменения внешней среды, сильно различаются.

Возможность успешного перехода CIO в компанию или организацию другой отрасли будет определяться тем, насколько он успевает отслеживать все изменения и как хорошо понимает специфику отрасли, куда собирается «внедриться». Еще пять-десять лет назад об этом мало кто задумывался, сейчас перейти из отрасли в отрасль становится сложнее. В перспективе это может стать практически невозможным.

«Сначала я несколько скептически относился к идее Николаса Карра, которую он изложил в книге «Блеск и нищета информационных технологий», — вспоминает Алешин. — По мнению Карра, информационные технологии постепенно превращаются в такое же ресурсное обеспечение, как, например, электричество из розетки. Однако чем дольше я наблюдаю за тем, как меняется использование ИТ в корпоративном секторе, тем больше нахожу подтверждений того, что эту идею надо воспринимать вполне серьезно».

Смена парадигмы в экономике, которая особенно проявилась с кризисом 2008 года, красноречиво об этом свидетельствует. Нынешний экономический кризис заставил обратить особо пристальное внимание на совершенствование моделей производства, в частности на базе концепции бережливого производства, ведущей начало с методологии Toyota Production System. Эта концепция основана на неуклонном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь. Ключевой элемент бережливого производства — принцип «точно в срок», предусматривающий выделение (по возможности, и приобретение) ресурсов и их доставку на производственную площадку только в случае, если имеется соответствующий заказ на продукцию, причем точно к назначенному сроку. Следовательно, компаниям, которые решат реализовать у себя принцип «точно в срок», придется столкнуться с необходимостью практически в реальном времени выстраивать виртуальные предприятия, нацеленные на решение той задачи или выпуск той продукции, которая нужна здесь и сейчас конкретному заказчику. А раз так, то возникает необходимость в стандартизации процессов и поддерживающих их систем автоматизации, чтобы они могли создаваться по мере поступления запросов новых клиентов.

Кстати, телекоммуникационные компании, с которых мы начали рассказ, пришли к пониманию этого раньше большинства других отраслей. Есть основания полагать, что в бережливой бизнес-модели, ориентированной на минимизацию всех непрофильных затрат, сокращения себестоимости услуг за счет их полной автоматизации получить не удастся.

Бизнес и облака

Не так давно ряд бизнес-журналов приятно удивил своих читателей, понятно описав, с наглядными примерами, возможности и преимущества облачных сервисов для бизнеса. В результате у бизнеса может возникнуть иллюзия, что можно вообще обойтись без собственной ИТ-службы. Впрочем, не стоит винить бизнес в том, что такие иллюзии возникают, ведь топ-менеджеры в большинстве своем являются дилетантами в области ИТ. Другое дело, если бизнес начнет действовать, отталкиваясь от своих иллюзорных представлений (в российской действительности подобные ситуации, увы, не так уж редко встречаются), — тогда он может наломать немало дров и причинить себе ощутимый вред.

Чтобы создать правильное представление бизнеса об облачных технологиях и о соответствующей роли ИТ-службы, очень важно наладить доверительные партнерские отношения между бизнесом и ИТ. По мнению профессора Алешина, если в компании нет авторитетных специалистов, которые способны оценить, какими функциональными возможностями должна обладать система автоматизации, способная обеспечить информационную поддержку бизнеса конкретного предприятия, то его руководители, скорее всего, не смогут понять, что именно следует взять из облака. С другой стороны, если ИТ-руководитель до сих пор не смог убедить бизнес в полезности ИТ-службы, которая в компании по-прежнему рассматривается как центр затрат, то переход на облачные технологии не сможет сделать эту службу центром прибыли или каким-то образом повысить реальный статус и авторитет ИТ-руководителя и его подразделения.

Ольга Щепунова, руководитель проекта внедрения Oracle Retail в сети магазинов «Твоё», уверена, что облака — это лишь очередная технология, которая, как и любая другая, не будет работать без ИТ-директора. Он нужен, по крайней мере, для того, чтобы правильно выстроить отношения с поставщиками облачных услуг.

CIO просто обязан принимать живейшее участие в обсуждении стратегических вопросов бизнеса, поскольку от технологической поддержки принимаемых решений в значительной степени будет зависеть и успешная реализация намеченных планов. Кроме того, CIO сможет представить иную точку зрения на проблемы, интересующие бизнес. В процессах анализа перспектив и принятия решений роль CIO становится одной из ключевых.