Сегодня в России только единицы промышленных компаний, в основном из числа крупных, высокотехнологичных, работающих на глобальных рынках, осознают выгоду информационных технологий и с готовностью их используют. Машиностроительно-индустриальная группа

«Для нас сейчас особенно важны гибкость и адаптивность к новым технологиям, к меняющимся требованиям рынка. Последний кризис показал, что необходимо корректировать экономические
и финансовые модели поведения бизнес-сообщества. Вектор перемен задан. Российские машиностроители приняли этот вызов и будут уверенно держать курс на инновации»
,
Михаил Болотин, член бюро
центрального совета Союза машиностроителей России,
президент концерна «Тракторные заводы» 

В управлении концерна «Тракторные заводы» (материнская компания — Machinery & Industrial Group N.V.) находится более 20 крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине. Основные направления деятельности: промышленное, железнодорожное, сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение специального назначения, изготовление запасных частей и ОЕМ-компонент.

Вертикально интегрированная модель производства обеспечивает полный жизненный цикл выпускаемой продукции — от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства металлов и запасных частей до маркетингово-сбытовых операций, послепродажного технического обслуживания и сопровождения потребителя через специально созданный единый центр сервисного обслуживания «Сервис промышленных машин». При изготовлении продукции применяются комплектующие зарубежных компаний Cummins (США), Eberspacher (Германия), AKG (Германия), Bosch (Германия), Sauer-Danfoss (Германия — Дания) и др. В свою очередь, изготавливаемые на предприятиях холдинга комплектующие и запасные части поставляются на конвейеры ведущих мировых производителей, таких как Caterpillar. При проектировании новых моделей машин к сотрудничеству привлекаются такие всемирно известные компании, как Ricardo, Bosch, Danfoss, ASF Keystone и др.

Создание холдинговой структуры началось в 1996 году с приобретения Михаилом Болотиным, основателем холдинга, первого предприятия — «Чебоксарского завода промышленных тракторов» («Промтрактор»). На протяжении 15 лет к активам присоединялись российские и зарубежные предприятия, и сегодня машиностроительно-индустриальная группа является крупнейшим российским интегратором национальных и международных инфраструктурных проектов. В рамках стратегии развития группы на 2009–2015 годы разработан и реализуется инвестиционный проект «Импортозамещение и экспорт российской

техники промышленного, лесного, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, выпускаемой предприятиями концерна “Тракторные заводы”», предусматривающий разработку и производство инновационных видов отечественной техники с конкурентными эксплуатационными свойствами.

Руководство «Тракторных заводов» понимает, что обеспечить выполнение всех программ без адекватной ИТ-поддержки сегодня невозможно, и ИТ-проекты не были закрыты, несмотря на кризис, вынужденные приостановки производств, изменение кадрового состава. ИТ-стратегия группы направлена на повышение эффективности и качества управления бизнес-процессами.

Один из первых проектов, реализованных в компании в 2007 году, был связан с созданием корпоративной системы планирования и отчетности на базе российской открытой платформы «Элюдия», обеспечивающей Web-обмен информацией из различных баз данных. На момент образования единого холдинга каждое предприятие имело свою систему кодировки продукции. Поэтому важной составляющей проекта стало внедрение корпоративного справочника номенклатуры — необходимо было сформировать единое информационное пространство для оперативного обмена достоверной информацией между всеми бизнес-единицами холдинга.

Теперь специалисты компании «ЧЕТРА-Промышленные машины» (ЧЕТРА-ПМ), входящей в концерн, отправляя заявки на технику или комплектующие на «Промтрактор» или Курганмашзавод, знают, что текст заявок соответствует требованиям к документации, действующим на производственных площадках. Основная же цель проекта состояла в том, чтобы оптимизировать процесс планирования и обеспечить своевременное принятие управленческих решений с наименьшими затратами, для чего были внедрены модули «Планирование» и «Казначейство». «До внедрения системы на многих предприятиях вообще не было никакой электронной системы планирования, поэтому возникали большие задержки при анализе. Теперь же все платежи холдинга стали прозрачными», — поясняет Ирина Восторгина, руководитель казначейства концерна. На платформе «Элюдия» была создана и маркетинговая информационная система «Паспорта регионов» — аналитическое решение, позволяющее на основе статистической информации формировать более эффективную маркетинговую политику в разрезе субъектов РФ и других стран и оперативно принимать управленческие решения.

Консолидация

Ситуация с финансово-хозяйственным учетом на предприятиях оставляла желать лучшего. Все бизнес-единицы «Тракторных заводов» использовали различные информационные системы, что крайне затрудняло процесс сбора и консолидации данных, а стоимость владения этими информационными системами была очень высока. И в 2008 году был начат проект по созданию типовой модели автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо было наладить своевременное предоставление данных в управляющую компанию для целей управления и формирования  консолидированной отчетности

(в том числе по МСФО), автоматизировать бухгалтерский и управленческий учет в соответствии с единой учетной политикой концерна. Кроме того, в системах предприятий нужно было реализовать все этапы цикла управления: планирование – исполнение – контроль – воздействие (PDCA). Поэтому в первую очередь создали единую методологию управления и учета для всех бизнес-единиц концерна «Тракторные заводы», включая единую учетную политику и единые аналитические справочники.

Проект реализовывался сразу на всех предприятиях одновременно. Так как к тому времени уже имелся опыт эксплуатации автоматизированных систем управления компании «Парус» на двух крупных предприятиях холдинга («Промтрактор» и «Промтрактор-Промлит»), было принято решение реализовать типовую модель автоматизации финансово-хозяйственной деятельности на производственных предприятиях численностью более 3 тыс. человек на базе системы «Парус». В список предприятий вошли: «Промтрактор», «Промтрактор-Промлит», ЧАЗ, Курганмашзавод и Зауральский кузнечно-литейный завод. Для остальных бизнес-единиц концерна типовая модель создавалась и внедрялась на базе «1С:УПП».

Методология разрабатывалась управляющей компанией холдинга и реализовывалась специализированной ИТ-компанией «Информ-стандарт», которая оказывает предприятиям холдинга услуги по сопровождению и развитию информационных систем и ИТ-инфраструктуры. Если задачи, стоящие перед ее специалистами, превышают возможности, то компания привлекает субподрядчиков. При этом для предприятий холдинга существует только один поставщик услуг в области ИТ — «Информ-стандарт». Для тестирования методологии были выбраны пилотные площадки, и после успешного окончания тестирования система передавалась в опытно-промышленную эксплуатацию на другие предприятия.

Управлять проектом, в рамках которого внедрение идет одновременно на 22 предприятиях, достаточно сложно. Для этого крайне важно выстроить четкую систему управления. Поэтому реализация системы на каждом предприятии была выделена в отдельный подпроект, и их руководителями были назначены директора по экономике и финансам каждой бизнес-единицы. К каждому предприятию был также прикреплен куратор от ИТ-подразделения концерна. Только в такой тесной связке удалось реализовать проект.

В настоящий момент внедрен учетный контур, то есть полностью автоматизирован бухгалтерский и налоговый учет, разработана треть форм для выгрузки в программу «1С:Консолидация», в которой проводится консолидация данных по концерну как по РСБУ, так и по МСФО. Предстоит разработать оставшиеся две трети форм для консолидации, внедрить управленческий контур — управление дебиторско-кредиторской задолженностью, закупками. Но уже сегодня существенно упрощен свод и анализ данных, снижена стоимость владения информационными системами.

Проблемы взаимодействия

Из-за географической распределенности компании существенно усложнялось согласование документов, требовались немалые затраты на командировки. Желание оптимизировать процессы и сократить затраты привело к внедрению систем электронного документооборота и видео-конференц-связи. В 2009 году начала функционировать СЭД на базе IBM Lotus Notes/Domino, что существенно облегчило работу департамента управления делами. «Раньше наша работа была очень трудоемкой. Каждый день приходили десятки многокилограммовых пакетов с бумагами. Их надо было регистрировать, отслеживать прохождение по инстанциям... Для хранения требовалось много места, — рассказывает Ирина Смирнова, руководитель департамента управления делами. — Сегодня документооборот обеспечивается при нашем минимальном участии. Все хранится в электронном виде. Никаких затрат на бумагу, стеллажи, дополнительные площади и персонал не требуется. Существенно экономятся и время, и средства».

Запуск единой корпоративной системы ВКС на базе решения компании Tandberg, для работы которой на предприятиях концерна установлено 22 терминала, охватывающих все производственные и сбытовые бизнес-единицы, позволяет ежедневно проводить несколько крупных видеоконференций с участием десятков специалистов с различных предприятий, а график сеансов связи расписывается на месяц вперед.

Для концерна не менее важно и взаимодействие с клиентами. В 2010 году 6 бизнес-единиц (ЧЕТРА-КЗЧ, СПМ, ЧЕТРА-ПМ, АМХ, «Комплексное обеспечение», «Промтрактор-Вагон») начали автоматизацию бизнес-процессов на платформе «1С:CRM». В настоящее время идет процесс автоматизации всей цепочки заказа от принятия заявки до отгрузки продукции.

Ответственность за ИТ

Координирует реализацию утвержденных ИТ-проектов, формирует предложения по дальнейшей оптимизации бизнес-процессов для всего холдинга департамент информационных технологий концерна. Еще одна решаемая задача — разработка и совершенствование политики в области информационной безопасности, а также отслеживание соблюдения регламентов. Отдельной задачей является контроль за деятельностью специализированного ИТ-предприятия концерна — «Информ-стандарт».

Для автоматизации взаимодействия с подразделениями концерна в «Информ-стандарте» внедрен «Итилиум» класса ServiceDesk на платформе «1С:Предприятие 8.2», создана диспетчерская группа, которая фиксирует все поступающие заявки от подразделений и назначает ответственных. Сегодня на пилотной площадке ЧАЗ проверяется в действии соглашение об уровне сервиса, по результатам будет принято решение об использовании соглашения в остальных бизнес-единицах.

«Во многом именно технологии, которые мы внедряем, помогают нам ощущать себя одной командой. И это очень важно», — говорит Евгений Гаврилов, руководитель департамента информационных технологий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF